дело 2а-1986/2021
61RS0045-01-2021-003254-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года
с. Покровское Неклиновского района
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Говоровой О.Н.,
при секретаре Лутанюк И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Неклиновского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Неклиновского района Ростовской области, ООО «ЭКОТРАНС» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения,
установил:
прокурор Неклиновского района Ростовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточнив свои требования в порядке 46 КАС РФ к Администрации Неклиновского района Ростовской области, ООО «ЭКОТРАНС» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района по коллективному обращению жителей Новобессергеневского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области в части нарушения сроков вывоза мусора и необеспечения населенных пунктов Новобессергеневского сельского поселения местами накопления твердых коммунальных отходов, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Неклиновского района не определена схема размещения мест (площадок) накопления, не ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в результате чего не организованны места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, что нарушает права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.
28.05.2021 по выявленным нарушениям указанных норм закона, в адрес главы Администрации Неклиновского района внесено представление об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Администрацией Неклиновского района по результатам рассмотрения данного представления дан ответ от 24.06.2021 № 87.05/644, согласно которому Администрацией района во взаимодействии с администрациями сельских поселений предварительно определены места, на которых возможно расположить контейнерные площадки, финансовые средства на создание и обустройство контейнерных площадок отсутствуют. Таким образом, выявленные нарушения должностными лицами Администрации Неклиновского района не устранены.
Непринятие мер по организации и проведению работ по созданию мест (площадок) накопления ТКО, приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, подземных вод, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, способствует распространению инфекционных заболеваний и наступлению иных негативных последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и как следствие, ведет к нарушению экологических прав неопределенного круга лиц – жителей Неклиновского района.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО от 15.05.2018 № 133/18Т ООО «ЭКОТРАНС» выполняет функции регионального оператора в зоне деятельности Неклиновского МЭОК, включающего муниципальные образования: г. Таганрог, Куйбышевский, Матвеево-Курганский, Неклиновский районы.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории зоны деятельности регионального оператора в пределах субъекта РФ в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Постановлением Правительства Ростовской области от 20.04.2017 № 295 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области, в соответствии с которыми региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 1.6).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – санитарные правила).
Санитарные правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
На основании п. 3 санитарных правил на территориях сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Согласно п. 11 санитарных правил, срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
В настоящее время указанная периодичность фактического сбора и транспортирования ТКО не соблюдается, что подтверждается коллективным обращением жителей Новобессергеневского сельского поселения, предоставленной ООО «Экотранс» информацией о периодичности сбора мусора на территории Неклиновского района.
Нарушение установленной законом периодичности сбора, а также сроков временного накопления несортированных ТКО может привести к их несанкционированному накоплению, в том числе за пределами несанкционированных площадок.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит суд: признать незаконным бездействие Администрации Неклиновского района, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по определению схемы размещения мест (площадок) накопления, ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Неклиновского района; обязать Администрацию Неклиновского района Ростовской области определить схему размещения мест (площадок) накопления мест твердых коммунальных отходов, вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также обеспечить создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов на территории Неклиновского района Ростовской области в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2019 № 1039 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «ЭКОТРАНС» осуществлять сбор, транспортировку и вывоз твердых коммунальных отходов на территории Неклиновского района Ростовской области, в срок, предусмотренный п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 после исполнения Администрацией Неклиновского района Ростовской области решения суда.
Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 15.11.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.
В судебном заседании помощник прокурора Неклиновского района Ростовской области Кривошеева А.В. административный иск поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Администрации Неклиновского района Ростовской области, действующий на основании доверенности №13 от 12.05.2021 Терещенко Д.В. в судебном заседании в удовлетворении иска просил отказать, дал пояснения, аналогичные, изложенным в возражениях на административный иск.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области Нагорная Л.М. в судебном заседании полагала иск прокурора Неклиновского района обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Представитель административного ответчика – ООО «Экотранс» в судебное заседание не явился, направила отзыв на иск, в котором просила в удовлетворении административного иска в части требований, заявленных к ООО «Экотранс» отказать, в части требований, заявленных к Администрации Неклиновского района Ростовской области, удовлетворить. Дело рассмотреть в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. 51 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89) установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131).
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89).
Согласно п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Таким образом, на органы местного самоуправления муниципальных районов действующим законодательством прямо возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления ТКО в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены частные домовладения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 10 Правил обращения с отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац 5 пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку, как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Тем самым, с учетом вышеуказанных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению жителей Новобессергеневского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области в части нарушения сроков вывоза мусора и необеспечения населенных пунктов Новобессергеневского сельского поселения местами накопления твердых коммунальных отходов, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Неклиновского района не определена схема размещения мест (площадок) накопления, не ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в результате чего не организованны места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, что нарушает права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.
28.05.2021 по выявленным нарушениям указанных норм закона, в адрес главы Администрации Неклиновского района внесено представление об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Администрацией Неклиновского района по результатам рассмотрения данного представления дан ответ от 24.06.2021 № 87.05/644, согласно которому Администрацией района во взаимодействии с администрациями сельских поселений предварительно определены места, на которых возможно расположить контейнерные площадки, финансовые средства на создание и обустройство контейнерных площадок отсутствуют. Таким образом, выявленные нарушения должностными лицами Администрации Неклиновского района не устранены.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО от 15.05.2018 № 133/18Т ООО «ЭКОТРАНС» выполняет функции регионального оператора в зоне деятельности Неклиновского МЭОК, включающего муниципальные образования: г. Таганрог, Куйбышевский, Матвеево-Курганский, Неклиновский районы.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории зоны деятельности регионального оператора в пределах субъекта РФ в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Постановлением Правительства Ростовской области от 20.04.2017 № 295 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области, в соответствии с которыми региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 1.6).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – санитарные правила).
Санитарные правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
На основании п. 3 санитарных правил на территориях сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Согласно п. 11 санитарных правил, срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
В настоящее время указанная периодичность фактического сбора и транспортирования ТКО не соблюдается, что подтверждается коллективным обращением жителей Новобессергеневского сельского поселения, предоставленной ООО «Экотранс» информацией о периодичности сбора мусора на территории Неклиновского района.
Нарушение установленной законом периодичности сбора, а также сроков временного накопления несортированных ТКО может привести к их несанкционированному накоплению, в том числе за пределами несанкционированных площадок.
То обстоятельство, что п. 10 Правил обращения с отходами предусматривает в качестве способа накопления ТКО их складирование в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, не означает, что такие пакеты или емкости могут складироваться непосредственно на землю.
Доводы представителя административного ответчика - Администрации Неклиновского района Ростовской области, Терещенко Д.В. о том, размещение площадок сбора ТКО на улицах населенных пунктов Неклиновского района Ростовской области в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21 (в части соблюдения минимально доступных расстояний от площадок сбора ТКО до жилых домов) не представляется возможным в силу исторически сложившейся плотной жилой застройки, отклоняются судом, поскольку на территории населенных пунктов Неклиновского района Ростовской области расположены не только дома, индивидуальной жилой застройки, но и многоквартирные дома, на территории которых, размещение площадок сбора ТКО является обязательным.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования прокурора Неклиновского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Неклиновского района Ростовской области, прокурора Неклиновского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Неклиновского района Ростовской области, ООО «ЭКОТРАНС» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Неклиновского района, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по определению схемы размещения мест (площадок) накопления, ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Неклиновского района.
Обязать Администрацию Неклиновского района Ростовской области определить схему размещения мест (площадок) накопления мест твердых коммунальных отходов, вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также обеспечить создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов на территории Неклиновского района Ростовской области в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2019 № 1039, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «ЭКОТРАНС» осуществлять сбор, транспортировку и вывоз твердых коммунальных отходов на территории Неклиновского района Ростовской области, в срок, предусмотренный п. 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 22.12.2021.
дело 2а-1986/2021
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>