Дело № 2-2224/2022
76RS0022-01-2022-002683-41
Заочное Решение
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года г. Ярославль
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русинова Д.М.,
при секретаре Слепцовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ярославля в защиту интересов Иванова Игоря Сергеевича в лице законного представителя Ивановой Ирины Федоровны к мэрии г. Ярославля об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор Заволжского района г. Ярославля обратился в суд с иском в защиту интересов Иванова И.С. в лице законного представителя Ивановой И.Ф. к территориальной администрации Заволжского района г. Ярославля, мэрии г. Ярославля об обязании предоставить Иванову И.С. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска прокурор ссылается на следующее. Иванов И.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>. По состоянию психического здоровья (код заболевания G 40) он подходит под действие приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (далее – приказ Минздрава № 987н). Распоряжением главы администрации Заволжского района г. Ярославля № 105 от 01.04.2022 Иванов И.С. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Однако, как следует из ответа мэрии г. Ярославля от 14.07.2022, в настоящее время предоставить Иванову И.С. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не представляется возможным, поскольку предоставление последнему жилого помещения не должно происходить без учета граждан – 20 семей-заявителей, состоящих перед ним в списке имеющих право на предоставление жилого помещения в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В связи с этим, прокурор Заволжского района г. Ярославля, с учетом уточнений, просит обязать мэрию г. Ярославля предоставить Иванову Игорю Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в черте г. Ярославля, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Определением суда, исходя из характера спорных правоотношений, направленности исковых требований, территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля исключена из числа ответчиков по делу и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании помощник прокурора Заволжского района г. Ярославля Журавлева О.А., законный представитель Иванова И.С. – Иванова И.Ф., ее представитель по устному ходатайству Булыгин С.К. исковые требования поддержали, с учетом уточнения, в полном объеме. Представитель третьего лица администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля (по доверенности) Холявская И.Н. по иску возражала, указала, что истец состоит в очереди, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, удовлетворение иска повлечет нарушение прав иных лиц.
Ответчик мэрия г. Ярославля, третье лицо МКУ «Агентство по строительству» г.Ярославля в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие, в том числе в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства с вынесением заочного решения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Иванов И.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО7 (отец Иванова И.С.) и Ивановой И.Ф. (мать Иванова И.С.) по 1/2 доли каждому. По указанному адресу зарегистрированы и проживают: Иванов И.С., ФИО7 (отец Иванова И.С.), Иванова И.Ф. (мать Иванова И.С.), ФИО8 (брат Иванова И.С.) и ФИО9 (супруга ФИО8) с несовершеннолетними детьми ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Иванов И.С. является инвалидом I группы с детства, страдает заболеванием (код заболевания G 40 – «Эпилепсия»), входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава № 987н.
Распоряжением главы администрации Заволжского района г. Ярославля № 105 от 01.04.2022 Иванов И.С. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
Иванова И.Ф., действуя в качестве законного представителя Иванова И.С., обратилась в мэрию г. Ярославля, МКУ «Агентство по строительству» г. Ярославля с запросом о предоставлении информации о включении Иванова И.С. в список граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Ответами на обращения МКУ «Агентство по строительству» г. Ярославля № 184 от 28.04.2022, мэрии г. Ярославля № 11-01730 от 29.04.2022 Ивановой И.Ф. было разъяснено следующее. В соответствии со ст. 9 Закона Ярославской области от 03.10.2018 № 50-з перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, проводится органом учета с 1 января по 31 марта путем проверки поданных гражданами в орган учета сведений по состоянию на 1 января текущего года. Таким образом, номер очередности Иванова И.С. будет определен после 01.04.2023. По состоянию на 01.01.2022 в г. Ярославле на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих в составе семьи лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний состоит 20 семей. Обеспечение жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях, производится в рамках действующего законодательства в порядке очередности и в соответствии с возможностями городского бюджета. В связи с отсутствием свободных, благоустроенных жилых помещений без обременений, отвечающих требованиям жилищного законодательства РФ, в муниципальном жилищном фонде социального использования, мэрия г. Ярославля не имеет возможности ускорить процесс обеспечения жильем всех граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичный ответ (№ 5/01-19-04695 от 14.07.2022) был дан заместителю прокурора Заволжского района г. Ярославля в рамках прокурорской проверки по обращению Ивановой И.Ф.
Указанные обстоятельства подтверждены письменными материалами дела, пояснениями сторон, никем не оспорены.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Из положений ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления и входит в его обязанность.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. То есть, для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди необходимы только два условия: принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений; наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванов И.С. является инвалидом первой группы, страдает психическим заболеванием «Эпилепсия», которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 № 987н.
Предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой заболевания, включенного в Перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, законодатель исходит из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц (независимо от того, являются ли они членами разных семей либо одной семьей) от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию. Никаких оговорок о том, что данное право возникает или может быть реализовано только в случае, если страдающий тяжелой формой хронического заболевания гражданин проживает в помещении, занятом несколькими семьями, ни в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, ни в актах Конституционного Суда РФ или Верховного Суда РФ, не имеется. Напротив, из приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 987н следует, что критерием включения заболеваний в утвержденный им Перечень является именно их характер, обуславливающий невозможность совместного проживания граждан в одной квартире, безотносительно от наличия или отсутствия между ними родственных или семейных связей.
Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Ярославской области определяется, в том числе, положениями Закона Ярославской области от 27.06.2007 № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон ЯО № 50-з).
В соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона ЯО № 50-з граждане считаются принятыми на учет со дня принятия органом учета соответствующего решения. Учет граждан ведется по единому списку граждан, нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 7 Закона ЯО № 50-з).
При этом, в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 7 Закона ЯО № 50-з, граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Иванов И.С. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, в котором помимо последнего проживают иные лица, иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности он не имеет. Кроме того, Иванов И.С. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Распоряжением главы администрации Заволжского района г. Ярославля он признан малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
С учетом изложенного, есть все основания полагать, что Иванов И.С., являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Доводы третьего лица – территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля о том, что предоставление жилого помещения Иванову И.С. не должно происходить без учета иных граждан, имеющих право на получение жилья, не имеет правового значения, поскольку жилищным законодательством право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения, указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, из общего порядка очередности предоставления жилых помещений
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что сторона истца представила суду доказательства законности и обоснованности своих требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 234-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ (░░░ 7601001234) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ №) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░.░. 29.11.2022