РЎСѓРґСЊСЏ РљСѓРІРёРєРѕРІР° Р.Рђ. Дело в„– 12-719/19
РЕШЕНРР•
27 марта 2019 года г.Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица – главы Ляпинского сельского поселения Новокубанского района Бражникова С.Ю. на решение судьи Новокубанского районного суда Краснодарского края об 09.01.2019 года,
установил:
обжалуемым решением судьи Новокубанского районного суда Краснодарского края об 09.01.2019 года удовлетворен протест прокурора Новокубанского района. Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29.06.2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования Ляпинское сельское поселение Новокубанского района Бражникова С.Ю. – отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования Ляпинское сельское поселение Бражникова С.Ю. по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ - прекращено за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе должностное лицо – глава Ляпинского сельского поселения Новокубанского района Бражников С.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, указав, что при рассмотрении дела судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы действующего административного законодательства.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности должностное лицо – глава Ляпинского сельского поселения Новокубанского района Бражников С.Ю. и прокурор Новокубанского района не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается имеющимися в материалах дела распечатками отчетов с сайта «Почта России», в связи с чем, судья вышестоящей инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рсследовав материалы дела, проверив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, выслушав пояснения представителя должностного лица – главы Ляпинского сельского поселения Новокубанского района Бражникова РЎ.Р®. РїРѕ доверенности Мезенцевой Рћ.РЎ., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы РїРѕ Краснодарскому краю РїРѕ доверенности Рыжиковой Рњ.Р ., СЃСѓРґСЊСЏ краевого СЃСѓРґР° РЅРµ находит оснований для отмены решения СЃСѓРґР° первой инстанции РїРѕ доводам, изложенным РІ жалобе.
Как следует из материалов дела, постановлением прокурора Новокубанского района Каташова Н.М. от 21.05.2018 года в отношении должностного лица – главы Ляпинского сельского поселения Новокубанского района Бражникова С.Ю. возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Согласно данному постановлению, 26.04.2018 года в 10 часов 10 минут по <...> выявлено, что глава Ляпинского сельского поселения Новокубанского района Бражников С.Ю., находясь по адресу: <...> в период времени с 04.12.2017 года по 15.12.2017 года принял решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В период с 04.12.2017 года по 15.12.2017 года между администрацией Ляпинского сельского поселения и ООО «Шог Строй» заключено два контракта на поставку товара, оказание услуг для муниципальных нужд: - 04.12.2017 года - контракт на выполнение работ по ремонту дороги с.Камышеваха по ул. Коммунаров от дома № 34 до дома № 45 (1 этап), на сумму 99 689 рублей. Работы по данному контракту выполнены в период с 04.12.2017 года по 15.12.2017 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 15.12.2017 года;
- 15.12.2017 года - контракт на выполнение работ по ремонту дороги с.Камышеваха по ул.Коммунаров от дома № 34 до дома № 45 (2 этап), на сумму 54 062 рублей. Работы по данному контракту выполнены в период с 15.12.2017 года по 20.12.2017 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 20.12.2017 года.
Таким образом, работы по всем вышеуказанным контрактам проведены в период с 04.12.2017 года по 20.12.2017 года, общая сумма составляет – 153 751 рублей.
В рамках проверки установлено, что исполнение контрактов фактически осуществлялось в условиях непрерывности выполнения работ. Фактически, указанные контракты образуют 1 единую сделку, оформленную несколькими самостоятельными контрактами для формального соблюдения установленных законом ограничений, с целью уйти от соблюдения конкурентных процедур. Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупки должно осуществляться исключительно в случаях, установленных статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно постановлению прокурора Новокубанского района от 21.05.2018 года дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ в отношении главы Ляпинского сельского поселения Новокубанского района Бражникова С.Ю. направлено для рассмотрения по существу в Федеральную антимонопольную службу по Краснодарскому краю.
Частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Постановлением заместителя Краснодарского УФАС России от 29.06.2018 года производство по делу об административном правонарушении № 599 А-Р2018, возбужденному в отношении главы администрации муниципального образования Ляпинское сельское поселение Новокубанского района Бражникова С.Ю. по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ – прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Новокубанского районного суда от 13.09.2018 года постановление заместителя Краснодарского УФАС России от 29.06.2018 года оставлено без изменения, протест прокурора Новокубанского района – без удовлетворения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 07.11.2018 года решение Новокубанского районного суда от 13.09.2018 года отменно, дело возвращено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судья нижестоящей инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Названные требования закона не содержат каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 рублей, в том числе, и по одной и той же услуге у одного и того же поставщика (исполнителя), которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени.
Вместе с тем, по своему содержанию указанная правовая норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки.
Рскусственное «дробление» единой закупки РЅР° множество закупок РґРѕ 100 000 рублей РІ целях СѓС…РѕРґР° РѕС‚ проведения публичных процедур РЅРµ соответствует целям введения такой возможности заключения контракта.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При рассмотрении дела судьей первой инстанции установлено, что работы по всем вышеуказанным контрактам были проведены в период с 04.12.2017 года по 20.12.2017 года на общую сумму 153751 рублей.
РР· анализируемых контрактов следует, что РѕРЅРё заключены администрацией Ляпинского сельского поселения без проведения открытого РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° путем принятия решения Рѕ закупке для обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления РїРѕ содержанию Рё ремонту автомобильных РґРѕСЂРѕРі местного значения расположенных РІ границах Ляпинского сельского поселения Сѓ единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), РЅР° том основании, что каждая закупка товара, работ или услуг осуществлена РЅР° СЃСѓРјРјСѓ, РЅРµ превышающую 100 000 рублей.
Согласно части 13 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
Пунктами 3.5.2 и 3.6.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 года №567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией. Однородными признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
Как следует из вышеуказанных контрактов, их исполнение фактически осуществлялось в условиях непрерывности выполнения работ в период с 04.12.2017 года по 20.12.2017 года, подрядчиком является одна и также организация ООО «Шог Строй», на ремонт одного и того же участка дороги в с.Камышеваха Новокубанского района, по ул.Коммунаров от дома № 34 до дома № 45, работы проведены.
На основании изложенного судьей первой инстанции сделан правильный вывод, что фактически, указанные контракты образуют одну единую сделку, оформленную несколькими самостоятельными контрактами для формального соблюдения установленных законом ограничений, с целью уйти от соблюдения конкурентных процедур, то есть администрация Ляпинского сельского поселения, выступая муниципальным заказчиком, прибегла к дроблению единой закупки на группу однородных (идентичных) с целью не проведения конкурентных процедур определения подрядных организаций для выполнения работ, услуг, что способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.
В результате ООО «Шог Строй» от администрации Ляпинского сельского поселения Новокубанского района получены бюджетные денежные средства за оказанные работы в рамках договоров, заключенных с нарушением требований закона.
При таких обстоятельствах заместителем руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Краснодарскому краю в постановлении от 29.06.2018 года сделан ошибочный вывод, что Бражниковым С.Ю. не был нарушен Закон о контрактной системе, поскольку сумма каждого заключенного контракта не превышает 100000 рублей.
Несоблюдение требований административного законодательства в части рассмотрения дела об административном правонарушении, порядка привлечения лица к административной ответственности, повлекли за собой существенное нарушение процессуальных норм, в связи с чем, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29.06.2018 года подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
РР· материалов дела следует, что СЃСЂРѕРє давности привлечения должностного лица – главы Ляпинского сельского поселения Новокубанского района Бражникова РЎ.Р®. Рє административной ответственности РїРѕ части 1 статьи 7.29 РљРѕРђРџ Р Р¤, который согласно пункту 1 статьи 4.5 РљРѕРђРџ Р Р¤ составляет РѕРґРёРЅ РіРѕРґ, истек 15.12.2018 РіРѕРґР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, СЃСѓРґСЊСЏ первой инстанции пришел Рє обоснованному выводу Рѕ прекращении производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РІ отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования Ляпинское сельское поселение Бражникова РЎ.Р®. РїРѕ части 1 статьи 7.29 РљРѕРђРџ Р Р¤ Р·Р° истечением СЃСЂРѕРєРѕРІ давности привлечения Рє административной ответственности.
Доводы жалобы должностного лица – главы Ляпинского сельского поселения Новокубанского района Бражникова С.Ю. направлены на иное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела, исследованными судом при рассмотрении дела и приведенными выше.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего административного законодательства.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Новокубанского районного суда Краснодарского края об 09.01.2019 года - оставить без изменения, жалобу должностного лица – главы Ляпинского сельского поселения Новокубанского района Бражникова С.Ю. - без удовлетворения.
Судья краевого суда
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2019 года.