ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Иркутск 09 ноября 2022 года
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре Казанцевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4151/2022 (УИД 85RS0002-01-2022-000296-83) по исковому заявлению Службы государственного экологического надзора Иркутской области, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО7 об обязании привести земельные участки в надлежащее состояние путем ликвидации мест несанкционированного размещения отходов,
УСТАНОВИЛ:
Служба государственного экологического надзора Иркутской области, действующая в интересах неопределенного круга лиц обратилась в Боханский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к ФИО1 об обязании привести земельные участки в надлежащее состояние путем ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.
Определением суда от 11.07.2022 дела передано на рассмотрение другого суда.
В обоснование исковых требований истец указал, что специалистами службы государственного экологического надзора Иркутской области (далее - Служба) проведен осмотр земельных участков в районе Адрес. Основанием для проведения мероприятия послужило обращение информационного регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск». По результатам мероприятия установлено, что на земельном участке, кадастровый №, расположенном по адресу: Адрес, расположены: навалом в отсутствие водонепроницаемого покрытия твердые коммунальные отходы, ветки деревьев и др.; контейнер объемом 0,75 куб.м. для сбора отходов, установленный на почву в отсутствии твердого (асфальтового, бетонного) покрытия. В отношении ФИО5 от Дата вынесено постановление по делу об административном правонарушении и назначен штраф.
Истец просит суд обязать Никонорову Е.В. в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние путем ликвидации мест несанкционированного размещения отходов земельный участок, расположенный по адресу: Адрес, площадью 435+/7- кв.м., с кадастровым номером №.
Представитель истца Службы государственного экологического надзора Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в отсутствие их представителя.
Ответчик Никонорова Е.В., её представитель ФИО6, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В материалах дела имеется возражения на исковое заявление представителя ответчика Никоноровой Е.В. – ФИО6, где последний просит отказать в удовлетворении заявленных требований в виду невозможности установления принадлежности фотоматериалов земельному участку ответчика.
На основании ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Правила п. 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 67-68 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца, ответчика, представителя ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ, в порядке заочного производства в соответствии со ст.ст. 233-237 ГПК РФ.
При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследованием доказательств, представленных истцом. В соответствии со ст. 234 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца, в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.п. 4 п. 9 Постановления Правительства Иркутской области от 18.05.2020 № 343-пп «О службе государственного экологического надзора Иркутской области» служба в соответствии с возложенными на нее задачами может принимать меры по предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п. 4.15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение отходов производства и потребления.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Исходя из общих правил, согласно ч. 1 ст. 46 Модельного закона об отходах производства и потребления (новая редакция), принятого в г. Санкт- Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-15 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, строительные отходы, представляют собой отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных коммуникаций; отсыпка указанными отходами возможна лишь при наличии проектной документации и архитектурно-планировочного задания, подготавливаемого уполномоченным государственным органом по градостроительству и архитектуре. .
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (п. 213); накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил (п. 216 указанного СанПиН).
Нормами ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и п. 1 ст. 22 ФЗ № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ № 52-ФЗ, регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию, к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. .
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Под захламлением земель понимают размещение в неустановленных местах строительных материалов, оборудования, промышленных и бытовых отходов, не влияющих на изменения качественных характеристик земли.
Загрязнение земельного участка представляет собой изменение качественных характеристик земли, произошедших в результате нарушения правил обращения с химическими, биологическими, радиоактивными веществами, а также производственными отходами и сточными водами.
Несанкционированное размещение отходов на спорных земельных участках приводит к загрязнению, деградации и ухудшению плодородия почв указанных земельных участков.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на основании информации регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск» от 12.20.2021 № БПСТ 51304, поступившего в Службу государственного экологического надзора Иркутской области, во исполнение распоряжения Службы № 308 ср от 22.10.2021 «О проведении выездного обследования» должностным лицом Службы 22.10.2021 проведено выездное обследование, предметом которого являлось обследование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Адрес.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от 22.10.2021 земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:259 относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под садоводство, при этом принадлежит на праве собственности ответчику.
В соответствии с актом № 308 ср по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 01.11.2021 установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка несанкционированно размещены отходы, установлен один контейнер объемом 0,75 куб.м. для сбора отходов, установленный в почву в отсутствии твердого (асфальтового, бетонного) покрытия. На момент осмотра контейнер был переполнен, а прилегающая территория захламлена отходами.
Наличие выявленных нарушений требований безопасности окружающей среды ответчиком, представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспорено, однако представитель в письменных возражениях указал, что фототаблица, представленная к акту № 308, не может быть отнесена к земельному участку ответчика. К данным доводам суд относится критически, поскольку указанные обстоятельства допустимыми доказательствами не подтверждены.
Нарушения требований экологической безопасности окружающей среды ответчиком до настоящего времени не устранены. Какие-либо доказательства, объективно и бесспорно свидетельствующие о ликвидации несанкционированной свалки и содержании земельного участка с кадастровым номером № в надлежащем состоянии ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ в суд не представлены.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, учитывая, что неисполнение ответчиком обязательных требований охраны окружающей среды создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд считает, что исковые требования Службы являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика. При обращении государственного органа в суд с требованиями неимущественного характера при удовлетворении его требований государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах государственный орган обращается с заявлением, поскольку оно (лицо), в соответствии с требованиями ст. 46 ГПК РФ, является истцом по делу. В данном случае орган государственной власти, предъявляя в суд исковое заявление, действовал в интересах неопределенного круга лиц – граждан.
Таким образом, с учетом количества заявленных самостоятельных исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Иркутск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Службы государственного экологического надзора Иркутской области, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО8 об обязании привести земельные участки в надлежащее состояние путем ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, удовлетворить.
Обязать ФИО1, Дата года рождения, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств привести в надлежащее состояние земельный участок, расположенный по адресу: Адрес, площадью 435+/7- кв.м., кадастровый №, путем ликвидации места несанкционированного размещения отходов.
Взыскать с ФИО1, Дата года рождения, в пользу бюджета Муниципального образования «Город Иркутск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения подать в Октябрьский районный суд г. Иркутска заявление об отмене данного решения, представив суду доказательства, подтверждающие, что неявка в судебное заседание имела место по уважительным причинам, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, в порядке, предусмотренном ст.ст. 320-322 ГПК РФ.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, в порядке, предусмотренном ст.ст. 320-322 ГПК РФ.
Судья И.А. Горбатько