Решение по делу № 2-4151/2022 от 29.09.2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иркутск                                           09 ноября 2022 года

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре Казанцевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4151/2022 (УИД 85RS0002-01-2022-000296-83) по исковому заявлению Службы государственного экологического надзора Иркутской области, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО7 об обязании привести земельные участки в надлежащее состояние путем ликвидации мест несанкционированного размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Служба государственного экологического надзора Иркутской области, действующая в интересах неопределенного круга лиц обратилась в Боханский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к ФИО1 об обязании привести земельные участки в надлежащее состояние путем ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.

Определением суда от 11.07.2022 дела передано на рассмотрение другого суда.

В обоснование исковых требований истец указал, что специалистами службы государственного экологического надзора Иркутской области (далее - Служба) проведен осмотр земельных участков в районе Адрес. Основанием для проведения мероприятия послужило обращение информационного регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск». По результатам мероприятия установлено, что на земельном участке, кадастровый , расположенном по адресу: Адрес, расположены: навалом в отсутствие водонепроницаемого покрытия твердые коммунальные отходы, ветки деревьев и др.; контейнер объемом 0,75 куб.м. для сбора отходов, установленный на почву в отсутствии твердого (асфальтового, бетонного) покрытия. В отношении ФИО5 от Дата вынесено постановление по делу об административном правонарушении и назначен штраф.

Истец просит суд обязать Никонорову Е.В. в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние путем ликвидации мест несанкционированного размещения отходов земельный участок, расположенный по адресу: Адрес, площадью 435+/7- кв.м., с кадастровым номером .

Представитель истца Службы государственного экологического надзора Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в отсутствие их представителя.

Ответчик Никонорова Е.В., её представитель ФИО6, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В материалах дела имеется возражения на исковое заявление представителя ответчика Никоноровой Е.В. – ФИО6, где последний просит отказать в удовлетворении заявленных требований в виду невозможности установления принадлежности фотоматериалов земельному участку ответчика.

На основании ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Правила п. 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 67-68 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца, ответчика, представителя ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ, в порядке заочного производства в соответствии со ст.ст. 233-237 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследованием доказательств, представленных истцом. В соответствии со ст. 234 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца, в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы гражданского дела, имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.п. 4 п. 9 Постановления Правительства Иркутской области от 18.05.2020 № 343-пп «О службе государственного экологического надзора Иркутской области» служба в соответствии с возложенными на нее задачами может принимать меры по предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с п. 4.15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение отходов производства и потребления.

Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Исходя из общих правил, согласно ч. 1 ст. 46 Модельного закона об отходах производства и потребления (новая редакция), принятого в г. Санкт- Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-15 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, строительные отходы, представляют собой отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных коммуникаций; отсыпка указанными отходами возможна лишь при наличии проектной документации и архитектурно-планировочного задания, подготавливаемого уполномоченным государственным органом по градостроительству и архитектуре.    .

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (п. 213); накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил (п. 216 указанного СанПиН).

Нормами ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и п. 1 ст. 22 ФЗ № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ № 52-ФЗ, регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию, к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.    .

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Под захламлением земель понимают размещение в неустановленных местах строительных материалов, оборудования, промышленных и бытовых отходов, не влияющих на изменения качественных характеристик земли.

Загрязнение земельного участка представляет собой изменение качественных характеристик земли, произошедших в результате нарушения правил обращения с химическими, биологическими, радиоактивными веществами, а также производственными отходами и сточными водами.

Несанкционированное размещение отходов на спорных земельных участках приводит к загрязнению, деградации и ухудшению плодородия почв указанных земельных участков.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на основании информации регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск» от 12.20.2021 № БПСТ 51304, поступившего в Службу государственного экологического надзора Иркутской области, во исполнение распоряжения Службы № 308 ср от 22.10.2021 «О проведении выездного обследования» должностным лицом Службы 22.10.2021 проведено выездное обследование, предметом которого являлось обследование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Адрес.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.10.2021 земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:259 относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под садоводство, при этом принадлежит на праве собственности ответчику.

В соответствии с актом № 308 ср по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 01.11.2021 установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка несанкционированно размещены отходы, установлен один контейнер объемом 0,75 куб.м. для сбора отходов, установленный в почву в отсутствии твердого (асфальтового, бетонного) покрытия. На момент осмотра контейнер был переполнен, а прилегающая территория захламлена отходами.

Наличие выявленных нарушений требований безопасности окружающей среды ответчиком, представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспорено, однако представитель в письменных возражениях указал, что фототаблица, представленная к акту № 308, не может быть отнесена к земельному участку ответчика. К данным доводам суд относится критически, поскольку указанные обстоятельства допустимыми доказательствами не подтверждены.

Нарушения требований экологической безопасности окружающей среды ответчиком до настоящего времени не устранены. Какие-либо доказательства, объективно и бесспорно свидетельствующие о ликвидации несанкционированной свалки и содержании земельного участка с кадастровым номером в надлежащем состоянии ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ в суд не представлены.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, учитывая, что неисполнение ответчиком обязательных требований охраны окружающей среды создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд считает, что исковые требования Службы являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика. При обращении государственного органа в суд с требованиями неимущественного характера при удовлетворении его требований государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах государственный орган обращается с заявлением, поскольку оно (лицо), в соответствии с требованиями ст. 46 ГПК РФ, является истцом по делу. В данном случае орган государственной власти, предъявляя в суд исковое заявление, действовал в интересах неопределенного круга лиц – граждан.

Таким образом, с учетом количества заявленных самостоятельных исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Иркутск» государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Службы государственного экологического надзора Иркутской области, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО8 об обязании привести земельные участки в надлежащее состояние путем ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, удовлетворить.

    Обязать ФИО1, Дата года рождения, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств привести в надлежащее состояние земельный участок, расположенный по адресу: Адрес, площадью 435+/7- кв.м., кадастровый , путем ликвидации места несанкционированного размещения отходов.

    Взыскать с ФИО1, Дата года рождения, в пользу бюджета Муниципального образования «Город Иркутск» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Ответчик вправе в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения подать в Октябрьский районный суд г. Иркутска заявление об отмене данного решения, представив суду доказательства, подтверждающие, что неявка в судебное заседание имела место по уважительным причинам, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, в порядке, предусмотренном ст.ст. 320-322 ГПК РФ.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, в порядке, предусмотренном ст.ст. 320-322 ГПК РФ.

Судья                                                                                                    И.А. Горбатько

2-4151/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Служба государственного экологического надзора Иркутской области
Ответчики
Никонорова (Принцева) Елена Викторовна
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Горбатько Игорь Алексеевич
Дело на сайте суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
29.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.09.2022Передача материалов судье
30.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
09.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.12.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
02.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее