№2-2853/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 21 мая 2018 года
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе судьи Михайловой О.П., при секретаре Яппаровой Э.М., с участием представителя истца Даниловой С.В., лица, в защиту интересов которого обратился прокурор, Федорова С.С., представителя ответчика Антонюк В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга, действующего в интересах Федорова С.С., к администрации города Оренбурга об установлении факта постоянного проживания на территории города Оренбурга, оспаривании постановления об отказе во включении в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей,
установил:
Прокурор города Оренбурга, действующий в интересах Федорова С.С., обратился с иском к администрации города Оренбурга, указав, что Федоров С.С. является сиротой. Постановлением администрации г.Оренбурга от .... Федорову С.С. отказано в постановке на учет в связи с непредставлением документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства на территории г.Оренбурга. В настоящее время Федоров С.С. обучается в ..., что свидетельствует о его проживании в г.Оренбурге. Считает, что отсутствие регистрации по месту жительства не является основанием для отказа во включении в список для предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Просил:
признать факт постоянного проживания Федорова С.С. на территории г.Оренбурга;
признать незаконным действия администрации г.Оренбурга об отказе во включении Федорова С.С. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обязать администрацию г.Оренбурга включить Федорова С.С. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей на территории г.Оренбурга.
Представитель истца Данилова С.В. и Федоров С.С. исковые требования поддержали в полном объёме, по основаниям, изложенным в иске. Федоров С.С. пояснил, что в ... года он ввиду поступления в колледж, стал проживать с родственницей в ... по адресу: ....
Законный представитель Федорова С.С. – Скобелева Н.И. пояснила, что Федоров С.С. до обучения в колледже проживал совместно с ней в ..., после поступления в колледж он проживает в квартире в ... (арендуют). Данное жилье арендовано на период обучения Федорова С.С.
Представитель ответчика Антонюк В.С. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие факта постоянного проживания в г.Оренбурге.
По инициативе суда протокольным определением от .... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечена администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 3 статьи 8 указанного закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи ... от ... N 1853/389 (в редакции ... от ... N 1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления ... отдельными государственными полномочиями ... по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления ... наделяются отдельными государственными полномочиями ... по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статей 2, 19.... от ... N 1347/285-IV-ОЗ (введена ... от ... N 1420/408-V-ОЗ) "О предоставлении гражданам, проживающим на территории ..., жилых помещений жилищного фонда ..." жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что истец Федоров С.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении Федоров С.С. родился ...., его родителями являются: отец: ...., мать- ....
Из материалов дела следует, что .... умерла ...свидетельство о смерти I...).
Распоряжением администрации ... от .... Nр ... назначена опекуном ... Федорова С.С., ...
Решением .... .... лишен родительских прав в отношении ... Федорова С.С., ... С ...
Согласно отзыву администрации ... ... Федоров С.С, включен в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сорочинского городского округа, распоряжением администрации ... от .... По состоянию на ... Федоров С.С. числится в Списке под номером ...
Постановлением администрации г.Оренбурга N-п от ... Федорову С.С., ...р., отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с представлением неполного пакета документов.
Управлением жилищной политики администрации г.Оренбурга при проверке документов по заявлению ... (законного представителя Федорова С.С.) установлено, что в паспорте Федорова С.С. отсутствует отметка о регистрации по месту жительства на территории г.Оренбурга.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 N 782-п (ред. от 23.04.2015) утвержден перечень документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.1 Перечня для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявитель), представляют лично в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства, в том числе заявление о включении в список; документ, подтверждающий факт проживания заявителя на территории городского округа (муниципального района) Оренбургской области (паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту жительства, судебное решение об установлении факта проживания заявителя по определенному адресу).
Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства заявителя принимает решение о включении в список лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе либо его отказе на основании приложенных к заявлению документов, перечисленных в пункте 1 Перечня и заверенных в установленном порядке.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержит обязательные требования к предоставлению документов, необходимых для включения в список и связывает факт места жительства именно с наличием регистрации по определенному адресу.
Поскольку при обращении с заявлением о включении в список документов в подтверждение факта регистрации на территории г.Оренбурга не представлено, суд приходит к выводу, что администрацией г.Оренбурга обоснованно отказано во включении Федорова С.С. в список по предоставлению жилого помещения на территории г.Оренбурга.
Кроме того, суд учитывает, что Федоров С.С. состоит в очереди нуждающихся в получении жилой площади в администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области.
Следовательно, Федоров С.С. имеет право на получение жилого помещения в г.Сорочинск и обязанность по предоставлению истцу жилого помещения возлагается на администрацию Сорочинского городского округа Оренбургской области.
Также отсутствуют правовые основания и для удовлетворения требований об установлении факта постоянного проживания Федорова С.С. в г.Оренбурге.
В силу ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 Гражданского кодекса РФ).
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
В обоснование требования истец ссылается на то, что установление факта проживания на территории города Оренбурга необходимо для включения Федорова С.С. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного фонда города Оренбурга по договорам найма специализированных жилых помещений, и получения жилого помещения.
Вместе с тем, установление факта постоянного проживания в г.Оренбурге в данном случае для Федорова С.С. не имеет юридического значения, поскольку установление такого факта не может подменять административную процедуру обращения лица за получением оспариваемых мер социальной поддержки, предусматривающей предоставление сведений о регистрации по месту жительства.
Из представленной копии паспорта следует, что Федоров С.С. зарегистрирован по адресу: ....
Кроме того, из пояснений законного представителя .... следует, что Федоров С.С. проживал в ... до поступления в колледж – ...
Вступившим в законную силу решением ... установлено, что ребенок (Федоров С.С.) проживает у бабушки ... в ....
То обстоятельство, что с ... обучается в г.Оренбурге и проживает по адресу: ..., не подтверждает факт постоянного проживания в ....
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу том, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено достоверных безусловных доказательств, подтверждающих факт проживания Федорова С.С. в городе Оренбург с ... ввиду чего право на предоставление жилья в городе Оренбурге у Федорова С.С. отсутствует. При этом, суд исходит из того, что проживание Федорова С.С. в г.Оренбурге носит временный характер, связано с прохождением обучения в ГАПОУ ...
На момент рассмотрения дела Федоров С.С. является несовершеннолетним, опека не прекращена, место жительство опекуна – .... В силу п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
При таких обстоятельствах оснований для установления факта постоянного проживания Федорова С.С. на территории г.Оренбурга не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 24, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковое заявление прокурора города Оренбурга, действующего в интересах Федорова С.С., к администрации города Оренбурга об установлении факта постоянного проживания на территории города Оренбурга, оспаривании постановления об отказе во включении в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.П. Михайлова
Решение в окончательной форме составлено 01 июня 2018 года
Срок подачи апелляционной жалобы истекает 02 июля 2018 года
Судья О.П. Михайлова