Дело № 2-262/2024г. (№ 33-2854/2024)
г. Сыктывкар УИД № 11RS0001-01-2023-007727-79
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В. и Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 апреля 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2024 года, по которому:
исковые требования администрации МО ГО «Сыктывкар» (ИНН ...) к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Човская» (ИНН ...) о возложении обязанностей: - по организации на территории многоквартирных жилых домов №№ 16, 20, 22а по переулку Рабочему г. Сыктывкара места для сбора твердых коммунальных отходов; - по обращению с заявлением в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 для согласования мест для сбора твердых коммунальных отходов на территории МКД №№ 16, 20, 22а по переулку Рабочему г. Сыктывкара, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя истца Боровлёва Г.А., представителя ответчика Кивильша Ю.А., судебная коллегия
установила:
администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Човская» о возложении обязанностей: - по организации на территории многоквартирных жилых домов №№ <Адрес обезличен> места для сбора твердых коммунальных отходов; - по обращению с заявлением в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 для согласования мест для сбора твердых коммунальных отходов на территории МКД №№ <Адрес обезличен>.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены ООО «Региональный оператор Севера», Сыктывкарская природоохранная прокуратура, УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар, Прокуратура Республики Коми.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, считая его незаконным, необоснованным вследствие неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представителем ответчика поданы письменные возражения на жалобу.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «Управляющая компания «Човская» осуществляет управление многоквартирными жилыми домами №№№ <Адрес обезличен> на основании протокола № 120 от 14.04.2021 открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведенного Управлением ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар».
Ответчиком указано и не оспаривалось истцом, что по адресам, перечисленным в исковом заявлении, установлены бункеры для сбора ТБО ООО «Региональный оператор Севера», вывоз ТБО регулярно производится.
Также установлено, что и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар», просил суд:
-признать бездействие, выразившееся в не принятии мер к обустройству контейнерных площадок, расположенных возле домов по адресу: <Адрес обезличен>, в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным,
- возложить обязанности в срок до 31.12.2022 обустроить контейнерные площадки, в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, а также внести сведения о данных местах накопления твердых коммунальных отходов в реестр контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО ГО «Сыктывкар».
К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «Управляющая компания «Човская».
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми 03 июня 2022 года по делу № 2а-4805/2022:
-признано незаконным бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар» выразившееся в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок, расположенных возле домов по адресу: <Адрес обезличен>, в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
- Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в срок до 31 декабря 2022 года обустроить контейнерные площадки, расположенные возле домов по адресу: <Адрес обезличен>, в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, а именно обустроить подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана внести сведения о местах накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <Адрес обезличен>, в реестр контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО ГО «Сыктывкар».
В удовлетворении требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» отказано.
Решение суда вступило в законную силу, до настоящего времени не исполнено в полном объеме, что следует из материалов дела и материалов исполнительного производства № 3768/23/11022-ИП.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, установив, что вступившим в законную силу решением суда на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность обустроить контейнерные площадки, расположенные возле домов по адресу: г. <Адрес обезличен>, однако до настоящего времени решение не исполнено, в реестре контейнерных площадок, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар», не содержится сведений о местах накопления ТКО, отнесенных к МКД №№ <Адрес обезличен>, пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчика нарушения прав истца, требующих судебной защиты, в связи, с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15- 19 Правил N 1039).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» указывает, что необходимо разделять требование о приведении в нормативное состояние существующих контейнерных площадок, созданных администрацией, и обязанность управляющей организации в силу закона создавать места накопления для обслуживаемых ими МКД. Администрация пытается добиться восстановления нарушенного права в части невыполнения ООО «УК Човская» своих прямых обязанностей.
Данные доводы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
При разрешении спора установлено, что вступившее в законную силу решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми 03 июня 2022 года по делу № 2а-4805/2022, в части возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности обустроить контейнерные площадки, расположенные возле домов по адресу: <Адрес обезличен> в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, а именно обустроить подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, до настоящего времени не исполнено.
Таким образом, на основании вступившего в законную силу решения суда именно администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана обустроить контейнерные площадки, расположенные возле домов по адресу: <Адрес обезличен>, в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в ст. 10, а способы защиты – в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что в силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит только нарушенной право, принимая во внимание установленные судом обстоятельства дела о наличии вступившего в законную силу решения суда, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, не принимая во внимание доводы апелляционной жалобы истца, так как все доводы аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, где были проверены и получили надлежащую правовую оценку, результаты которой отражены в мотивировочной части оспариваемого решения суда.
Поскольку оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 08 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи