Дело №
25RS0№-94
РЕШЕНИЕ
15 июля 2022 г. <адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> края Третьякова Д.К., рассмотрев жалобу Кузнецовой Е. Е. на постановление Государственного инспектора труда правого отдела Государственной инспекции труда в <адрес> Ремезовой Е.Б. от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ/12-6149-И/157 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника службы по охране труда филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (по ТОФ),
у с т а н о в и л а:
Постановлением Государственного инспектора труда правого отдела Государственной инспекции труда в <адрес> Ремезовой Е.Б. от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ/12-6149-И/157 Кузнецова Е. Е. - начальник службы по охране труда филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (по ТОФ) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
На указанное постановление Кузнецовой Е.Е. подана жалоба, в обоснование которой указано о несогласии с вынесенным постановлением. В обоснование указала, что при определении норм выдачи средств индивидуальной защиты учреждение, являющееся ресурсоснабжающей организацией для военных объектов и муниципального жилого фонда, а также управляющей компанией по отношению к специализированному жилищному фонду, закрепленному за Вооруженными Силами Российской Федерации на основании договора управления, руководствуется приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ №н, требования которого учреждением соблюдены в полном объеме. На территории <адрес> интересы Учреждения представляет филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ лице жилищно-коммунальной службы №, основным видом деятельности Учреждения является «84.22 Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности». Обеспечение военной безопасности в данном случае выражается в обеспечении коммунальными услугами реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что отражено в учредительных документах Учреждения. При определении норм выдачи средств индивидуальной защиты Учреждение руководствуется приказом Минсоцздравразвития от ДД.ММ.ГГГГ №н как основным, поскольку осуществляет деятельность исключительно в области жилищно-коммунального хозяйства, является ресурсоснабжающей организацией для военных объектов и муниципального жилого фонда, а также является управляющей компанией по отношению к специализированному жилищному фонду, закрепленному за Вооруженными Силами РФ на основании договора управления. Типовые нормы выдачи СИЗ на оператора котельной в/г 12 Теплового хозяйства ЖЭС 3/3 Потоцкую А.А. определены Приказом Минсоцздравразвития от ДД.ММ.ГГГГ №н, которые соблюдены Учреждением в полном объеме. В связи с тем, что Учреждение является бюджетной организацией выделение средств на закупку СИЗ осуществляется только согласно Плану хозяйственной деятельности, по приобретению СИЗ руководствуется требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупки СИЗ в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России проводятся централизовано. Поскольку Учреждение является подведомственной организацией Министерства обороны, Департаментом ресурсного обеспечения МО РФ принято решение об обеспечении специальной одеждой, обувью гражданского персонала, планируется к осуществлению централизованным порядком через довольствующую вещевую службу военных округов в пределах выделенных бюджетных ассигнований (письмо Департамента ресурсного обеспечения МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предпринимало и предпринимает все зависящие от него меры по их соблюдению прав работников учреждения на обеспечение средствами индивидуальной защиты, но возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, исходя из объема финансирования не имела. Согласно письму начальника управления (вещевого) Департамента ресурсного обеспечения Минобороны России № от ДД.ММ.ГГГГ и письма руководителя Департамента ресурсного обеспечения Минобороны России № от ДД.ММ.ГГГГ обеспечение СИЗ гражданского персонала на 2020-2022 годы осуществляется через довольствующие вещевые службы округов. С ее стороны, как должностного лица на 2021 год направлена потребность работников ЖКС в СИЗ (исх. №/У/14/85 от ДД.ММ.ГГГГ), также направлено письмо начальнику вещевой службы (ресурсного обеспечения) ТОФ с потребностью СИЗ на 2021 год (370/У/14/10-2495 от ДД.ММ.ГГГГ). Одновременно со стороны ЖКС в вещевые службы округов направляются заявки с потребностью СИЗ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее вынесено 2 аналогичных постановления о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 5.27.1 КоАП РФ., правонарушения выявлены в рамках одной проверки, в связи с чем, имеются основания для прекращения дела об административном правонарушении на основании ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ, а также ст. 2.9 КоАП РФ по малозначительности.
В судебном заседании Кузнецова Е.Е. просила постановление отменить, поскольку в рамках проведенной проверки в отношении нее также составлены иные протоколы об административных правонарушениях по ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения постановление Государственного инспектора труда правого отдела Государственной инспекции труда в <адрес> Ремезовой Е.Б. от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ/12-6147-И/157 о привлечении ее к ответственности по ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Представитель Государственной инспекции труда в <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, судья определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав Кузнецову Е.Е., прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиями статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В силу пункта 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 290н, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Это следует из абз.2 п. 13, п. 14 Правил обеспечения СИЗ, Письма Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №/ООГ-3886.
В ходе проведения Государственной инспекцией труда в <адрес> проверки установлено, что согласно личной карточки учёта СИЗ на работника Потоцкую А.А., принятую ДД.ММ.ГГГГ на должность оператора котельной в/г № Теплового хозяйства ЖЭС № «Вилючинская» установлены следующие нормы выдачи СИЗ:
Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм для защиты от повышенных температур – 1 шт. на 1 год;
Ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском– 1 пара на 1 год;
Очки защитные или щиток защитный лицевой – 1 шт. до износа;
Подшлемник под каску – 1 шт. до износа;
Каска защитная – 1 шт. до износа;
Рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием – 1 пара до износа;
Средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное – 1 шт. до износа;
Наушники противошумные – 1 шт. до износа.
Сапоги резиновые с защитным подноском – 1 пара на 2 года;
Ботинки кожаные утеп. с защитным подноском или сапоги кожаные утеп. С защитным подноском (1 пара на 18 мес.) или валенки с резиновым низом – 1 пара на 3 года.
Каска защитная – 1 шт. на 2 года;
Подшлемник под каску – 1 шт. на 2 года;
Ботинки кожаные или сапоги кожаные с защитным подноском -1 пара на год;
В личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты на работника Потоцкую А.А. были отражены следующие средства индивидуальной защиты: костюм х/б в количестве 1 штуки, даты выдачи ДД.ММ.ГГГГ; костюм технический утепленный в количестве 1 штуки, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ; костюм технический летный в количестве 1 штуки, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований работнику Потоцкой А.А. не выдавались в установленный срок (в день приема на работу оператором котельной ДД.ММ.ГГГГ) средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), фильтрующее 2 класса защиты, наушники противошумные, рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, очки защитные, ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском, каска защитная 2 класса защиты, тогда как законодатель прямо предусмотрел обязанность работодателя по выдаче указанных средств индивидуальной защиты.
Таким образом, работодателем были нарушены сроки выдачи полагающихся работнику Потоцкой А.А. средств индивидуальной защиты.
Кроме того, согласно пунктам 7 и 17 Приложения № «Формы подтверждения соответствия средств индивидуальной защиты» Технического Регламента Таможенного Союза ТР № «О безопасности Средств индивидуальной Защиты» (утверждено Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» такое средство индивидуальной защиты как средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) фильтрующее и каска защитная (средство индивидуальной защиты головы) относятся ко второму классу риска.
Под вторым классом риска следует понимать такие средства индивидуальной защиты, которые защищают работника от гибели или от опасностей, которые могут причинить его здоровью необратимый вред (п. 5.5. Технического Регламента Таможенного союза ТР №).
Таким образом, невыдача указанных средств индивидуальной защиты повлекло за собой возникновение угрозы жизни и здоровью работников.
Фактические обстоятельства совершенного начальником службы по охране труда филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (по ТОФ) Кузнецовой Е.Е. правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: предписанием №-ОБ/12-5133-И/157/1 от ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой № учета выдачи СИЗ в отношении Потоцкой А.А., Приказом начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное Управление» Министерства обороны Российской Федерации по ТОФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ начальника филиала от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормах выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и (или) смывающих и обезвреживающих средств», Приказом начальника филиала по ТОФ ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное Управление» Министерства обороны РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ, Должностной инструкцией начальника службы охраны труда филиала ФГБУ «ЦЖКУ» № от ДД.ММ.ГГГГ, с которой Кузнецова Е.Е. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приеме Потоцкой А.А. на работу от ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора котельной в/г № Тепловое хозяйство Жилищно-эксплуатационная служба № «Вилючинская», Приказом от ДД.ММ.ГГГГ о переводе Потоцкой А.А. на оператора котельной в/г № инв. №, обращением Потоцкой А.А., актом проверки №-ОБ/12-5133-И/157 от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод должностного лица о наличии в деянии должностного лицасостава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Постановление о привлечении Кузнецовой Е.Е. к административной ответственности вынесено должностным лицом Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
На момент рассмотрения жалобы директора Кузнецовой Е.Е. вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Принимая во внимание, что Кузнецова Е.Е. ранее была привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ постановлением №-ОБ/12-6147-И/157 от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, вынесенным в рамках одного проверочного мероприятия на основании акта проверки №-ОБ/12-5133-И/157 от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемое постановление подлежит отмене, а административное производство подлежит прекращению на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу Кузнецовой Е. Е. удовлетворить частично.
Постановление Государственной инспекции труда в <адрес> №-ОБ/12-6149-И/157 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении начальника службы по охране труда филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (по ТОФ) Кузнецовой Е. Е. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с наличием обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней.
Судья Д.К. Третьякова