Дело №2а-970/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2018 года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи ЛОБАНОВА В.А.,
при секретаре Сергеевой Е.А.,
с участием административного истца Митина П.Н., административного ответчика - начальника филиала по Черняховскому городскому округу ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области Парфишиной С.В., представителя заинтересованного лица - ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области Парфишиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Митина Павла Николаевича к начальнику филиала по Черняховскому городскому округу ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области о признании незаконными постановления об использовании технического средства надзора и контроля и действий по установлению дополнительных ограничений
УСТАНОВИЛ:
Митин П.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику филиала по Черняховскому городскому округу ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области о признании незаконными постановления об использовании технического средства надзора и контроля и действий по установлению дополнительных ограничений, указав в обоснование заявленных требований, что приговором Черняховского городского суда от 11 октября 2017 года, вступившим в законную силу 28 ноября 2017 года, ему было назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год 6 месяцев и установлены ограничения: не выезжать за пределы территории муниципального образования «Черняховский городской округ», не изменять место жительства и один раз в месяц являться на регистрацию в УИИ. 13 сентября 2018 года начальником филиала по Черняховскому городскому округу ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области Парфишиной С.В. было вынесено постановление об использовании в отношении него электронного средства технического контроля - мобильного контрольного устройства и электронного браслета и вручена памятка по использованию данных технических средств, согласно которой запрещено их использование в помещениях с повышенной влажностью, а также запрещены плавание, посещение сауны и бани, занятие спортом, поскольку указанные действия могут привести к повреждению МКУ, которое не является водонепроницаемым и противоударным. При этом аккумулятор МКУ держит заряд не более суток, что создает препятствия для свободного перемещения в границах Черняховского района и нахождения в местах с отсутствием электричества. Считает данное постановление незаконным, так как в нем не указаны причины, свидетельствующие о необходимости применения к нему данных средств контроля, поскольку за время отбытия наказания им не допущено никаких нарушений. Полагает, что сотрудником уголовно-исполнительной инспекции к нему в нарушение ст.43 УК РФ применено дополнительное ограничение, не предусмотренное приговором Черняховского городского суда, и данное ограничение препятствует ему вести полноценную жизнь и соблюдать элементарные требования гигиены.
Административный истец Митин П.Н. в ходе судебного заседания настаивал на удовлетворении административного искового заявления по тем же основаниям и дополнительно пояснил, что применение в отношении него электронного средства технического контроля - мобильного контрольного устройства и электронного браслета - в зимнее время и при осадках в виде дождя и снега также нарушает его право на свободу передвижения.
Административный ответчик - начальник филиала по Черняховскому городскому округу ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области Парфишина С.В., представляющая также и заинтересованное лицо, привлеченное к участию в деле по инициативе суда на основании ст.47 КАС РФ, ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, считая свои действия законными и обоснованными и поддержала доводы письменных возражений (л.д.46-47), из содержания которых усматривается, что оспариваемое Митиным П.Н. постановление было вынесено в соответствии со ст.60 УИК РФ и на основании п.34 Приказа Минюста России от 11.10.2010 №258 »Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы», при этом использование технических средств надзора и контроля никаких дополнительных ограничений не устанавливает.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу п.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что приговором Черняховского городского суда от 11 октября 2017 года, вступившим в законную силу 28 ноября 2017 года, Митин П.Н. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год 6 месяцев и установлены ограничения: не выезжать за пределы территории муниципального образования «Черняховский городской округ», не изменять место жительства и один раз в месяц являться на регистрацию в УИИ (л.д. 36-45).
19 декабря 2017 года осужденный Митин П.Н. поставлен на учет в филиале по Черняховскому городскому округу ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области (л.д.48-49).
На основании постановления начальника филиала по Черняховскому городскому округу ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области Парфишиной С.В. от 13 сентября 2018 года в отношении осужденного Митина П.Н. используются технические средства надзора и контроля: мобильное контрольное устройство и электронный браслет, при этом с осужденного была взята подписка об ознакомлении с порядком и условиями эксплуатации данного устройства и вручена памятка по эксплуатации электронного средства надзора и контроля (л.д.50-51, 52, 53).
Заявлением на имя начальника филиала по Черняховскому городскому округу ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области от 17 октября 2018 года Митин П.Н. просил изменить ему средство контроля на иное средство, которое не будет накладывать на него дополнительные ограничения, не установленные приговором Черняховского городского суда, однако письмом начальника филиала УИИ от 15 ноября 2018 года в удовлетворении данного заявления было отказано (л.д.30-31, 32).
Учитывая установленные судом вышеуказанные фактические обстоятельства дела и давая оценку оспариваемым решению и действиям начальника филиала по Черняховскому городскому округу ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области Парфишиной С.В. суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы регламентируются ст.50 УИК РФ, в соответствии с частями 1, 2 которой наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства при неукоснительном соблюдении установленных судом ограничений, а также явки по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.
В силу ч.1 ст.60 УИК РФ надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с Перечнем аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2010 N 198, одним из средств персонального надзора и контроля является электронный браслет - электронное устройство, надеваемое на осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса и мобильное контрольное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных стационарным контрольным устройством, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.
Порядок применения уголовно-исполнительными инспекциями указанных технических средств регламентирован Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 11.10.2010 N 258 (далее - Инструкция).
Согласно п.26 Инструкции уголовно-исполнительными инспекциями осуществляется надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, который заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.
Исходя из п.27 Инструкции для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекция принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля к осужденному.
В соответствии с п.34 Инструкции начальник инспекции либо лицо, его замещающее, в соответствии с ограничениями, установленными осужденному судом, на основании сведений, характеризующих его личность, а также исходя из технической возможности установки соответствующего оборудования может принять решение о применении к нему технических средств надзора и контроля при постановке осужденного на персональный учет, а также в дальнейшем при исполнении наказания.
Исходя из п.36 Инструкции устройства технических средств надзора и контроля могут устанавливаться инспекцией непосредственно на осужденного, по месту его жительства или пребывания в целях осуществления надзора за соблюдением следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования; не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования; не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия инспекции.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вынесение постановления об использовании в отношении осужденного Митина П.Н. аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля от 13 сентября 2018 года было направлено на достижение установленных законом целей, заключающихся в необходимости обеспечения надзора за соблюдением осужденным ограничений, установленных приговором суда и применение к осужденному предусмотренных законодательством технических средств надзора и контроля не препятствовало реализации им каких-либо прав и свобод.
Использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, направленное исключительно на достижение предусмотренной законом цели обеспечения надзора и контроля за соблюдением осужденным Митиным П.Н. ограничений, установленных судом при назначении уголовного наказания в виде ограничения свободы, не умаляет его право на достоинство личности.
Доказательства того, что применение технических средств надзора и контроля в виде мобильного контрольного устройства и электронного браслета нарушает права и свободы Митина П.Н., в том числе право на охрану здоровья, а именно какие-либо медицинские документы, свидетельствующие о наличии у осужденного противопоказаний по состоянию здоровью к ношению электронного браслета, в ходе судебного разбирательства административным истцом суду не предоставлены.
Ссылки административного истца на то, что в период с 19 декабря 2017 года по 13 сентября 2018 года он не нарушал условия отбывания наказания, не опровергают того обстоятельства, что использование в отношении осужденного технических средств надзора и контроля в виде мобильного контрольного устройства и электронного браслета преследовало в данном случае законные цели, указанные в ч.1 ст.60 УИК РФ, и в этой связи прав и свобод Митина П.Н. не нарушает, так как технические средства применены к нему с целью надзора за соблюдением ограничений, установленных приговором суда от 11 октября 2017 года - не менять постоянное место жительства без согласия специализированного государственного органа и не выезжать за пределы территории муниципального образования « Черняховский городской округ».
Административным ответчиком представлены доказательства соответствия содержания оспариваемого постановления Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы и соблюдения установленного данным нормативным правовым актом порядка его принятия, подтверждены полномочия начальника филиала на совершение оспариваемого действия, оспариваемое постановление вынесено по основаниям, предусмотренным законом и другими нормативными правовыми актами, при этом в действиях начальника филиала при вынесении оспариваемого постановления не усматривается нарушения требований закона, так как для применения технических средств контроля не требуется установление постановлением суда дополнительных ограничений.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Митина П.Н.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.