Решение по делу № 2-1853/2024 от 12.07.2024

дело N 2-1853/2024

56RS0026-01-2024-002654-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2024 года                                                                                  г. Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Брунько Дмитрия Сергеевича,

представителя ответчика - государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" – Фальковой Светланы Александровны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Зиннуровой Розы Ягфаровны к Министерству социального развития Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации города Орска о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией,

установил:

прокурор Октябрьского района г. Орска в интересах Зиннуровой Р.Я. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации города Орска о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией.

Исковые требования мотивированы тем, что Зиннурова Р.Я. проживает по адресу: <адрес>.

В результате произошедшего в апреле 2024 года наводнения (паводка) указанный жилой дом попал в зону затопления, в результате чего отключили все коммунальные ресурсы, передвижение по улице осуществлялось с использованием специальных плавательных средств. В этой связи у истца отсутствовала возможность проживать в жилом помещении.

С целью получения единовременной материальной помощи, Зиннурова Р.Я. обратилась в Министерство социального развития Оренбургской области с заявлением о единовременной материальной помощи, которое рассмотрено и удовлетворено частично. Принято решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб.

Ссылаясь на то, что Зиннурова Р.Я., являясь лицом, пострадавшим в период паводка вследствие затопления дома, имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 руб. в связи с повреждением конструктивных элементов дома, прокурор с просит суд:

признать за Зиннуровой Р.Я. право на получение единовременной материальной помощи гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в связи с невозможностью проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания в размере 20 000 руб.,

обязать Министерство социального развития Оренбургской области доначислить и выплатить Зиннуровой Р.Я. единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 10 000 руб.,

привести решение суда к немедленному исполнению.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске, комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования "Город Орск"

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района                  г. Орска Оренбургской области Брунько Д.С. заявленные требования поддержал.

Представитель ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске Фалькова С.А. разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили, об уважительности причине неявки не сообщили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения участника процесса исследовав имеющиеся доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).

Пунктом "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря            1994 года N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 года            N 103-ук "О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера" с 4 апреля 2024 года на территории области введен режим чрезвычайной ситуации.

С 7 апреля 2024 года чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.

В целях оказания социальной помощи гражданам, пострадавшим в период паводка, постановлением Правительства Оренбургской области от       31 января 2023 года N 85-пп утверждено Положение об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение).

В силу пункта 6 Положения, единовременная материальная помощь гражданину оказывается из расчета:

20 000 руб. на человека – при установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения);

10 000 руб. – в иных случаях установления факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации.

К конструктивным элементам жилого здания (жилого помещения), учитываемых при установлении невозможности проживания в жилых зданиях (жилых помещениях), относятся фундамент, стены, перегородки, перекрытия, полы, крыша, окна и двери, отделочные работы, печное отопление, электроосвещение.

Размер единовременной материальной помощи определяется на дату принятия решения об оказании единовременной материальной помощи.

Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 4 апреля 2024 года N 1075-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск» (далее – Комиссия).

В соответствии с Приложением N 1 к указанному постановлению, Комиссия устанавливает факт повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания, а именно: фундамента, стен, перегородок, перекрытий, полов, крыши, окон и дверей, отделочных работ, печного отопления, электроосвещения.

Пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от                       28 февраля 2022 года N 235/90-VI1-O3 "О регулировании отдельных вопросов в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к полномочиям Правительства Оренбургской области в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций относится, в том числе, принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с абзацем 7 пункта 13 Положения о Министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 года N 183-ук, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет социальные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Оренбургской области.

При рассмотрении дела судом установлено, что Зиннурова Р.Я. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

10 апреля 2024 года Зиннурова Р.Я. посредством использования Единого портала государственных услуг подала заявление на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в размере 20 000 руб., указав адрес своей регистрации: <адрес>.

Комиссией составлено заключение от 21 апреля 2024 года, которым частично установлен факт нарушения условий жизнедеятельности Зиннуровой Р.Я. по адресу: <адрес>.

На основании данного заключения заявление о единовременной материальной помощи удовлетворено частично. Принято решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб.

10 апреля 2024 года Зиннурова Р.Я. посредством использования Единого портала государственных услуг также подала заявление о назначении выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, указав адрес своей регистрации: <адрес>.

Комиссией составлено заключение от 7 мая 2024 года, которым факт полной или частичной утраты имущества первой необходимости не установлен, поскольку место жительство не входит в перечень территорий, в которых затапливались жилые помещения.

Вступивши в законную силу решением Советского районного суда             г. Орска Оренбургской области от 14 июня 2024 года установлен факт проживания Зиннуровой Р.Я. по адресу: г. Орск, ул. Шевченко/пер. Энгельса, д. 10/9 в период с 10 июля 2008 года по настоящее время.

21 июня 2024 года Зиннурова Р.Я. обратилась в Министерство социального развития Оренбургской области с заявлениями о выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, указав фактический адрес проживания: <адрес>.

Комиссией составлены заключения от 20 июня 2024 года и 2 июля 2024 года, которым факт полной или частичной утраты имущества первой необходимости не установлен, поскольку место жительство не входит в перечень территорий, в которых затапливались жилые помещения.

3 июля 2024 года Зиннурова Р.Я. обратилась в Министерство социального развития Оренбургской области с заявлениями о выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, указав фактический адрес проживания: <адрес>.

Комиссией осмотрено указанное жилое помещение, по результатам которого составлено заключение от 1 июля 2024 года об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

На основании данного заключения установлен факты проживания истца в указанном жилом помещении, а также факт полной утраты имущества первой необходимости, в частности: предметы для хранения и приготовления пищи, предметы мебели для приема пищи, предметы мебели для сна, предметы средств информирования граждан, предметы средств информирования граждан, а также предметы средств водоснабжения и отопления: насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

В этой связи Министерством социального развития Оренбургской области было принято решение о выплате истцу материальной помощи в размере 100 000 руб.

Постановлением администрации г. Орска от 4 апреля 2024 года N 1074-п "О введении режима "Чрезвычайная ситуация" утвержден Перечень территорий, в которых затапливались объекты недвижимого имущества, в который включен жилой дом по адресу: <адрес>.

С учетом изложенного суд полагает установленным, что в результате наводнения жилой дом, в котором проживает истец, был затоплен паводковыми водами, в связи с чем было повреждено имущество первой необходимости, в том числе предметы средств водоснабжения и отопления, а также повреждены его конструктивные элементы.

В судебном заседании представитель ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске решение о выплате единовременной материальной помощи в размере             10 000 руб. принято на том основании, что в заявлении истец указала адрес регистрации, по которому жилые дома не затапливались паводковыми водами.

Однако судом установлено, что Зиннурова Р.Я. с 10 июля 2008 года проживает по адресу: <адрес>

В решении Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 июня 2024 года указано, что согласно справке межведомственной паводковой комиссии указанный жилой дом подлежит капитальному ремонту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к чрезвычайной ситуации федерального характера отнесена ситуация, в результате которой на территории, где сложилась чрезвычайная ситуация, нарушены условия жизнедеятельности людей, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.

Понятие чрезвычайной ситуации дано пунктом 2.1.1 утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2016 года N 1111-ст Национального Стандарта "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения" ГОСТ Р 22.0.02-2016.

Согласно данному пункту чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Пунктом 2 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденного приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года N 795, установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.

Согласно пункт 3 Порядка от 30 декабря 2011 года N 795 факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) (подпункт "а").

Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 Порядка от 30 декабря               2011 года N 795, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (пункт 4).

Невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; прекращение электроснабжения (водоснабжения, теплоснабжения) жилого здания (помещения) более суток, в соответствии с пунктом 5 Порядка от                 30 декабря 2011 года N 795 отнесено к показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем.

Пунктом 5 Порядка от 30 декабря 2011 года N 795 предусмотрено, что состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.

Состояние теплоснабжения здания (помещения) определяется инструментально в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении N 2.

Состояние водоснабжения здания (помещения) определяется визуально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено водоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.

Поскольку жилой дом, в котором проживала истец, был затоплен, было нарушено теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение.

Указанный критерий прямо предусмотрен действующим законодательством в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации (пункт 3 Порядка от                    30 декабря 2011 года N 795).

Кроме того, жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту, что свидетельствует о повреждении конструктивных элементов помещения.

Принимая во внимание, что факт нарушения условий жизнедеятельности истцов обусловленный невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения) в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования "Город Орск" установлен, суд приходит к выводу о том, что истцы, являясь лицами, пострадавшими в период паводка вследствие затопления дома, имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 руб. в связи с повреждением конструктивных элементов дома.

Довод представителя Министерства социального развития Оренбургской области о том, что решения о частичной выплате в размере 10 000 руб. приняты в соответствии с действующим законодательством Оренбургской области, основан на неверном толковании норм материального права и основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части требований к Министерству социального развития Оренбургской области.

В части требований к Правительству Оренбургской области, администрации г. Орска суд считает необходимым истцу отказать, поскольку данные ответчики являются ненадлежащими.

В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

С учетом характера заявления, введенного на территории Оренбургской области режим чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Зиннуровой Розы Ягфаровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС , к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией – удовлетворить.

Признать за Зиннуровой Розой Ягфаровной право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 руб., предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года N 85-пп "О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области" вследствие повреждения в результате чрезвычайной ситуации конструктивных элементов жилого здания.

Взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в пользу Зиннуровой Розы Ягфаровны единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 10 000 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении исковых требований к Правительству Оренбургской области, администрации города Орска прокурору Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Зиннуровой Розы Ягфаровны – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 14 августа 2024 года.

Председательствующий (подпись)                                            С.В. Студенов

2-1853/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Октябрьского района г.Орска
Зиннурова Роза Ягфаровна
Ответчики
Министерство социального развития Оренбургской области
Правительство Оренбургской области
Администрация г.Орска
Другие
Комиссия по установлению фактов проживания граждан в ж/п при ЧС
ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Студенов С.В.
Дело на сайте суда
oktyabrskyorsk.orb.sudrf.ru
12.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2024Передача материалов судье
16.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2024Судебное заседание
14.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2024Дело оформлено
12.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее