Решение по делу № 2-1588/2024 от 26.02.2024

№ 2-1588/2024

70RS0004-01-2024-001017-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Кравченко А.В.,

при секретаре Меркульеве И.С.,

при участии истца Сучковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Сучковой Марины Валерьевны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска, администрации Советского района г. Томска об обязании включить в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Сучкова М.В. обратилась в суд с иском к администрации Советского района Города Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности на администрацию Советского района Города Томска включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование иска указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей. Мать – ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - лишен родительских прав, после чего ее (истца) передали под опеку ФИО10 и ФИО11 Решением администрации Тегульдетского сельского поселения № 3 от 29.03.2018 истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До 2022 года истец проживала в Тегульдетском районе в с. Тегульдет в семье опекуна, после окончания школы, в 2022 году поступила в педагогический университет в г. Томске, где с указанного времени имеет постоянную регистрацию. В августе 2023 года истец обратилась в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.Томске. Распоряжением администрации Советского района Города Томска от 25.01.2024 № 42 во включении в вышеуказанный список истцу отказано, в связи с включением Сучковой М.В. в аналогичный Список на территории Тегульдетского района. Своего жилья не имеется, возможности приобрети также нет.

Определением судьи Советского районного суда г. Томска от 15.03.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Томской области, Администрация Тегульдетского района Томской области.

Истец ФИО5 в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что проживает в г.Томске с 2022, является студенткой 2-го курса ИФКиС «Институт физической культуры и спорта», имеет постоянную регистрацию в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности опекуну. С 2022 в Томске проживает постоянно, в Тегульдетский район не возвращалась.

Представитель ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Советского района Города Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом представил отзыв, доводы которого сводятся к несогласию с заявленными истцом требованиями. Указано, что причиной отказа во включении истца в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Советского района г. Томска послужил тот факт, что Сучкова М.В. уже включена в указанный Список на территории Тегульдетского района Томской области. Указанный Список является единым на всей территории Томской области, при этом, решение комиссии по жилищным вопросам муниципального образования «Тегульдетское сельское поселение» от 29.03.2018 не признано незаконным, Сучкова М.В. из Списка не исключалась. Смена места жительства истца в пределах одного субъекта Российской Федерации не влечет возникновения у органа местного самоуправления новой обязанности по включению лица в Список. Кроме того, Сучкова М.В. до совершеннолетия не имела постоянной регистрации по месту жительства на территории Советского района г. Томска, зарегистрировалась по месту пребывания лишь 07.04.2023. Отдел опеки и попечительства администрации Советского района г. Томска не имел личного дела истца, не вёл учет данного лица как ребенка-сироты

Третье лицо – администрация Томской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном отзыве полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку смена жительства истца в пределах одного субъекта Российской Федерации не влечет возникновения у органа местного самоуправления, в данном случае администрации Советского района г. Томска, новой обязанности по включению лица в Список. Кроме того, истцом не представлено доказательств нуждаемости в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Представитель третьего лица Администрации Тегульдетского сельского поселения в суд не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, направил отзыв, согласно которому исковые требования полагал подлежащими удовлетворению.

Суд, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст.121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

В силу п.8 раздела 2 Приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» регистрация данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и внесение информации первичного учета в электронном или бумажном виде в раздел 1 анкеты ребенка осуществляются органом опеки и попечительства при наличии оснований, установленных пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, подтвержденных документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в том числе письменным согласием матери (отца) ребенка на усыновление (удочерение). Аналогичная норма содержалась в ранее действующих приказах Минпросвещения (Министерства образования и науки) России от 17.02.2017 №101, от 21.02.2014 №136, 12.11.2008 №347.

Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ, её матерью является ФИО9, отцом - ФИО12

Как следует из свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ, истец сменила фамилию и отчество с Микининой Марины Анатольевны на Сучкову Марину Валерьевну.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ мать Сучковой М,В. ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Зырянского районного суда Томской области от 21.03.2006 ФИО12 лишен родительских прав в отношении своих детей ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Микининой М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

На основании постановления Главы Администрации Тегульдетского района от 11.01.2006, Микинина М.А. (Сучкова М.В.) передана на воспитание в приемную семью ФИО10 и ФИО14

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Тегульдетского сельского поселения Сучкова М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского сельского поселения.

В соответствии со справкой Администрации Тегульдетского района от 05.04.2023 № ИД-651, Сучкова М.В. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Томской области от 19.08.1998 № 28-ОЗ «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», относится к категории из числа лиц, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, судом установлено, что Сучкова М.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте.

Из материалов дела следует, что 18.12.2023 Сучкова М.В. обратилась в администрацию Советского района Города Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На основании распоряжения администрации Советского района г. Томска от 25.01.2024 № 42 Сучковой М.В. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», в связи с её включением в указанный Список на территории Тегульдетского района Томской области.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Сучкова М.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, ранее уже была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Как указывалось выше, справкой администрации Тегульдетского района Томской области от 05.04.2023 № ИД-651, также подтверждается, что истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

Разрешая требование о возложении на администрацию Советского района Города Томска обязанности включить Сучкову М.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд исходит из следующего.

В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены «Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», устанавливающие правила и порядок формирования указанного списка.

Согласно п. 2 вышеназванных Правил формирование Списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

Из положений п. 27-3 Закона Томской области от 28.12.2007 № 298-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Законом Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области», в том числе по формированию данного Сводного списка.

К числу вышеуказанных государственных полномочий отнесено формирование Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, городского округа, муниципального района в соответствии с Законом Томской области от 06.09.2006 №212-03 «О специализированном жилищном фонде Томской области», ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».

Таким образом, смена места жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации не влечет возникновение у органа местного самоуправления новой обязанности по включению Сучковой М.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ввиду того, что данный Список является единым на всей территории Томской области.

С учетом системного анализа представленных суду доказательств и вышеуказанных законоположений, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Сучковой М.В. к администрации Советского района Города Томска о возложении обязанности включить ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повторно, не имеется, так как, как указывалось выше, На основании решения администрации комиссии по жилищным вопросам администрации Тегульдетского сельского поселения от 29.03.2018 № 3 Сучкова М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Данное решение не отменялось и не изменялось.

Разрешая по существу требование о предоставлении Сучковой М.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

В ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ закреплено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ) установлены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ следует, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

В п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ закреплено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Сучкова М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является единым на всей территории Томской области.

Как следует из материалов дела, никем не опровергнуто, Сучкова М.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит её опекуну ФИО10 (договор купли-продажи от 24.08.2022). В ходе судебного разбирательства ФИО5 пояснила, что в г.Томске проживает с 2022 г., в настоящее время является студенткой второго курса, проходит очно обучение в ФГБОУВО «ТГПУ» по основной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование по направлению Физическая культура и дополнительное образование, что подтверждается справкой от 19.02.2024 № 6890, возвращаться на постоянное место жительство на территорию Тегульдетского района Томской области не планирует.

Уведомлением от 24.04.2023 № КУВИ-001/2023-95788676 об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений подтверждается отсутствие у Сучковой М.В. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.

Согласно части 4 статьи 10 Закона Томской области № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» от 06.09.2006 года, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Подпунктом 3 п.2 Решения Думы города Томска от 02.02.2016 года № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.

Принимая во внимание то, что Сучкова М.В. постоянно проживает в г.Томске с 2022 года, имеет устойчивые социальные связи, проходит обучение по очной форме, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, являющимся единым на всей территории Томской области, суд считает возможным исковое требование удовлетворить, возложить на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанность предоставить Сучковой М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, в соответствие с нормами предоставления не менее 33,0 кв.м. общей площади.

Способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно, и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав, и, соответственно исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления.

Пунктом 4.1. Постановление Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений» установлено лишь, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком, не ставит в зависимость от времени включения лица в указанный Список очередность предоставления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Сучковой Марины Валерьевны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска, администрации Советского района г. Томска об обязании включить в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН 7017004461) предоставить Сучковой Марине Валерьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии , выдан ..., ДД.ММ.ГГГГ) по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33,0 кв.м.

В удовлетворении остальной части требований Сучковой Марине Валерьевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированный текст решения изготовлен 23.04.2024.

№ 2-1588/2024

70RS0004-01-2024-001017-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Кравченко А.В.,

при секретаре Меркульеве И.С.,

при участии истца Сучковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Сучковой Марины Валерьевны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска, администрации Советского района г. Томска об обязании включить в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Сучкова М.В. обратилась в суд с иском к администрации Советского района Города Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности на администрацию Советского района Города Томска включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование иска указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей. Мать – ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - лишен родительских прав, после чего ее (истца) передали под опеку ФИО10 и ФИО11 Решением администрации Тегульдетского сельского поселения № 3 от 29.03.2018 истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До 2022 года истец проживала в Тегульдетском районе в с. Тегульдет в семье опекуна, после окончания школы, в 2022 году поступила в педагогический университет в г. Томске, где с указанного времени имеет постоянную регистрацию. В августе 2023 года истец обратилась в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.Томске. Распоряжением администрации Советского района Города Томска от 25.01.2024 № 42 во включении в вышеуказанный список истцу отказано, в связи с включением Сучковой М.В. в аналогичный Список на территории Тегульдетского района. Своего жилья не имеется, возможности приобрети также нет.

Определением судьи Советского районного суда г. Томска от 15.03.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Томской области, Администрация Тегульдетского района Томской области.

Истец ФИО5 в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что проживает в г.Томске с 2022, является студенткой 2-го курса ИФКиС «Институт физической культуры и спорта», имеет постоянную регистрацию в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности опекуну. С 2022 в Томске проживает постоянно, в Тегульдетский район не возвращалась.

Представитель ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Советского района Города Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом представил отзыв, доводы которого сводятся к несогласию с заявленными истцом требованиями. Указано, что причиной отказа во включении истца в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Советского района г. Томска послужил тот факт, что Сучкова М.В. уже включена в указанный Список на территории Тегульдетского района Томской области. Указанный Список является единым на всей территории Томской области, при этом, решение комиссии по жилищным вопросам муниципального образования «Тегульдетское сельское поселение» от 29.03.2018 не признано незаконным, Сучкова М.В. из Списка не исключалась. Смена места жительства истца в пределах одного субъекта Российской Федерации не влечет возникновения у органа местного самоуправления новой обязанности по включению лица в Список. Кроме того, Сучкова М.В. до совершеннолетия не имела постоянной регистрации по месту жительства на территории Советского района г. Томска, зарегистрировалась по месту пребывания лишь 07.04.2023. Отдел опеки и попечительства администрации Советского района г. Томска не имел личного дела истца, не вёл учет данного лица как ребенка-сироты

Третье лицо – администрация Томской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном отзыве полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку смена жительства истца в пределах одного субъекта Российской Федерации не влечет возникновения у органа местного самоуправления, в данном случае администрации Советского района г. Томска, новой обязанности по включению лица в Список. Кроме того, истцом не представлено доказательств нуждаемости в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Представитель третьего лица Администрации Тегульдетского сельского поселения в суд не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, направил отзыв, согласно которому исковые требования полагал подлежащими удовлетворению.

Суд, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст.121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

В силу п.8 раздела 2 Приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» регистрация данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и внесение информации первичного учета в электронном или бумажном виде в раздел 1 анкеты ребенка осуществляются органом опеки и попечительства при наличии оснований, установленных пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, подтвержденных документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в том числе письменным согласием матери (отца) ребенка на усыновление (удочерение). Аналогичная норма содержалась в ранее действующих приказах Минпросвещения (Министерства образования и науки) России от 17.02.2017 №101, от 21.02.2014 №136, 12.11.2008 №347.

Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ, её матерью является ФИО9, отцом - ФИО12

Как следует из свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ, истец сменила фамилию и отчество с Микининой Марины Анатольевны на Сучкову Марину Валерьевну.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ мать Сучковой М,В. ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Зырянского районного суда Томской области от 21.03.2006 ФИО12 лишен родительских прав в отношении своих детей ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Микининой М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

На основании постановления Главы Администрации Тегульдетского района от 11.01.2006, Микинина М.А. (Сучкова М.В.) передана на воспитание в приемную семью ФИО10 и ФИО14

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Тегульдетского сельского поселения Сучкова М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского сельского поселения.

В соответствии со справкой Администрации Тегульдетского района от 05.04.2023 № ИД-651, Сучкова М.В. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Томской области от 19.08.1998 № 28-ОЗ «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», относится к категории из числа лиц, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, судом установлено, что Сучкова М.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте.

Из материалов дела следует, что 18.12.2023 Сучкова М.В. обратилась в администрацию Советского района Города Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На основании распоряжения администрации Советского района г. Томска от 25.01.2024 № 42 Сучковой М.В. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», в связи с её включением в указанный Список на территории Тегульдетского района Томской области.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Сучкова М.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, ранее уже была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Как указывалось выше, справкой администрации Тегульдетского района Томской области от 05.04.2023 № ИД-651, также подтверждается, что истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

Разрешая требование о возложении на администрацию Советского района Города Томска обязанности включить Сучкову М.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд исходит из следующего.

В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены «Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», устанавливающие правила и порядок формирования указанного списка.

Согласно п. 2 вышеназванных Правил формирование Списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

Из положений п. 27-3 Закона Томской области от 28.12.2007 № 298-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Законом Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области», в том числе по формированию данного Сводного списка.

К числу вышеуказанных государственных полномочий отнесено формирование Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, городского округа, муниципального района в соответствии с Законом Томской области от 06.09.2006 №212-03 «О специализированном жилищном фонде Томской области», ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».

Таким образом, смена места жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации не влечет возникновение у органа местного самоуправления новой обязанности по включению Сучковой М.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ввиду того, что данный Список является единым на всей территории Томской области.

С учетом системного анализа представленных суду доказательств и вышеуказанных законоположений, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Сучковой М.В. к администрации Советского района Города Томска о возложении обязанности включить ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повторно, не имеется, так как, как указывалось выше, На основании решения администрации комиссии по жилищным вопросам администрации Тегульдетского сельского поселения от 29.03.2018 № 3 Сучкова М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Данное решение не отменялось и не изменялось.

Разрешая по существу требование о предоставлении Сучковой М.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

В ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ закреплено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ) установлены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ следует, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

В п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ закреплено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Сучкова М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является единым на всей территории Томской области.

Как следует из материалов дела, никем не опровергнуто, Сучкова М.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит её опекуну ФИО10 (договор купли-продажи от 24.08.2022). В ходе судебного разбирательства ФИО5 пояснила, что в г.Томске проживает с 2022 г., в настоящее время является студенткой второго курса, проходит очно обучение в ФГБОУВО «ТГПУ» по основной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование по направлению Физическая культура и дополнительное образование, что подтверждается справкой от 19.02.2024 № 6890, возвращаться на постоянное место жительство на территорию Тегульдетского района Томской области не планирует.

Уведомлением от 24.04.2023 № КУВИ-001/2023-95788676 об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений подтверждается отсутствие у Сучковой М.В. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.

Согласно части 4 статьи 10 Закона Томской области № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» от 06.09.2006 года, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Подпунктом 3 п.2 Решения Думы города Томска от 02.02.2016 года № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.

Принимая во внимание то, что Сучкова М.В. постоянно проживает в г.Томске с 2022 года, имеет устойчивые социальные связи, проходит обучение по очной форме, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, являющимся единым на всей территории Томской области, суд считает возможным исковое требование удовлетворить, возложить на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанность предоставить Сучковой М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, в соответствие с нормами предоставления не менее 33,0 кв.м. общей площади.

Способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно, и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав, и, соответственно исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления.

Пунктом 4.1. Постановление Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений» установлено лишь, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком, не ставит в зависимость от времени включения лица в указанный Список очередность предоставления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Сучковой Марины Валерьевны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска, администрации Советского района г. Томска об обязании включить в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН 7017004461) предоставить Сучковой Марине Валерьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии , выдан ..., ДД.ММ.ГГГГ) по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33,0 кв.м.

В удовлетворении остальной части требований Сучковой Марине Валерьевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированный текст решения изготовлен 23.04.2024.

2-1588/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сучкова Марина Валерьевна
Ответчики
Администрация Советского района г.Томска
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г.Томска
Другие
Администрация Тегульдетского сельского поселения
Суд
Советский районный суд г.Томска
Судья
Кравченко А.В.
Дело на сайте суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
26.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2024Передача материалов судье
26.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2024Подготовка дела (собеседование)
09.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее