Решение по делу № 2а-855/2021 от 08.10.2021

Дело № 2а-855/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Пономаревка                  15 ноября 2021 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щепиной О.В.

при секретаре Неретиной Т.Д.

с участием:

административного истца – старшего помощника прокурора Пономаревского района Оренбургской области Дмитриевой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пономаревского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившегося в не создании на территории муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области маневренного жилищного фонда и возложении обязанности на администрацию муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области до 01 января 2023 года создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области

установил:

Прокурор Пономаревского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации МО Воздвиженский сельсовет.

В обосновании иска указал, что прокуратурой Пономаревского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения МО Воздвиженский сельсовет требований законодательства в сфере жилищных прав граждан.

В ходе проверки установлено, что на территории МО Воздвиженский сельсовет маневренный жилищный фонд не создан и отсутствует.

Просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации МО Воздвиженский сельсовет, выразившегося в не создании на территории МО Воздвиженский сельсовет маневренного жилищного фонда;

- возложить на администрацию МО Воздвиженский сельсовет обязанность до 01 января 2023 года создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Воздвиженский сельсовет.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пономаревского района Оренбургской области Дмитриева Е.М. административное исковое заявление в отношении администрации МО Воздвиженский сельсовет, поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель администрации МО Воздвиженский сельсовет не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском согласен.

В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) неявка лиц в судебное заседание, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

20 июля 2021 года в с. Кирсаново Пономаревского района произошло возгорание жилого дома № 49 по ул. Ворошилова д. 8, в котором проживали Наумова Н.П. и Наумов А.И., являющиеся инвалидами.

Пожар ликвидирован силами ОП 47 ПСЧ с. Пономаревка 10 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области 20 июля 2021 года. Жилой дом по адресу: Пономаревский район с. Кирсаново ул. Ворошилова д. 49 в результате пожара пришел в непригодное для проживания состояние.

Ввиду отсутствия на территории МО Воздвиженский сельсовет жилых помещений маневренного жилого фонда, Наумову Н.П. и Наумовой А.И. пришлось проживать в жилом помещении, непригодном для постоянного либо временного проживания.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В статье 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» указано, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

По смыслу приведенных положений законов и исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, разрешение вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, закреплено за сельскими поселениями.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью.

Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции закона, следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории сельских поселений Оренбургской области, относятся к компетенции исполнительных органов названных муниципальных образований.

Согласно Уставу муниципального образования, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

При проведении проверки установлено, что на территории поселения маневренный жилищный фонд не создан и отсутствует.

Обязанность по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрена законом, возложена на органы местного самоуправления и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости.

Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, как проживающих в настоящее время на территории муниципального образования, так и в последующее время, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме этого, отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования при возникновении определенных обстоятельств может повлечь возможное необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения.

Из справки о результатах проверки соблюдения МО Воздвиженский сельсовет требований законодательства в сфере жилищных прав граждан от 30 сентября 2021 года следует, что в нарушение требований статей 14 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрацией МО Воздвиженский сельсовет не создан маневренный жилищный фонд, предназначенный в том числе для проживания лиц, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

20 августа 2021 года главе администрации МО Воздвиженский сельсовет по результатам проверки в указанной сфере вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, а также законодательства о защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о пожарной безопасности, которое было рассмотрено 21 сентября 2021 года, однако нарушения устранены не были.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории МО Воздвиженский сельсовет специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений.

Отсутствие маневренного фонда создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц, установленных ст. 40 Конституции РФ.

На административного ответчика, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории МО Воздвиженский сельсовет специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений.

Таким образом, суд приходит к выводу о бездействии администрации МО Воздвиженский сельсовет, выразившегося в отсутствии маневренного жилищного фонда, поскольку обязанность по созданию маневренного жилищного фонда законом не поставлена под условие реальной нуждаемости и необходимости создания в муниципальном образовании маневренного фонда и не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по созданию маневренного жилищного фонда и не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законом.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Воздвиженский сельсовет, о возложении обязанности до 01 января 2023 года по созданию маневренного жилищного фонд на территории МО Воздвиженский сельсовет, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившегося в не создании на территории муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области маневренного жилищного фонда.

Обязать администрацию муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области до 01 января 2023 года создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В. Щепина

В окончательной форме решение изготовлено 18 ноября 2021 года.

Судья О.В. Щепина

2а-855/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Пономаревского района Оренбургской области
Ответчики
Администрация МО Воздвиженский сельсовет
Суд
Пономаревский районный суд Оренбургской области
Судья
Щепина О.В.
Дело на сайте суда
ponomarevsky.orb.sudrf.ru
08.10.2021Регистрация административного искового заявления
08.10.2021Передача материалов судье
11.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее