Решение по делу № 2-459/2018 ~ М-339/2018 от 12.04.2018

Дело №2-459/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2018года                                                                                           г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Андросовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Северобайкальского межрайонного природоохранного в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Северо-Байкальский район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» администрации МО «Северо-Байкальский район» о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

                И.о. Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, просит обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» организовать, в срок до 01.06.2019 г. обследование, предшествующее разработке декларации безопасности, в отношении гидротехнических сооружений - берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>, а также произвести расчет вероятного вреда в случае аварии гидротехнического сооружения и согласовывать его в установленном порядке с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия; Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.01.2020 г. составить и представить декларацию безопасности гидротехнического сооружения -берегозащиты озера Байкал у <адрес> в Забайкальское управление Ростехнадзора; Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.07.2018 г. провести мониторинг за показателями состояния ГТС - берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>; Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.01.2020 г. разработать критерии безопасности ГТС - берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>; Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.10.2018 г. разработать правила эксплуатации ГТС - берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>; Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.07.2018 г. разработать меры по предотвращению аварии ГТС - берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>; Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.07.2018 г. создать материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС -берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>; Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.01.2020 г. внести сведения о гидротехнических сооружениях в Российский регистр гидротехнических сооружений.

                Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием Забайкальского управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями бюджетного законодательства при использовании денежных средств, выделенных из бюджетов различных уровней на проведение мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений. Проверкой установлено, что в собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район» имеется два гидротехнических сооружения (далее - ГТС) - берегозащита озера Байкал у <адрес> и защитная дамба у <адрес>.Объект ГТС - берегозащита озера Байкал у <адрес> находится в оперативном управлении у муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным хозяйством». В соответствии с выпиской из ведомости имущества казны МКУ «КУМХ» имущество с наименованием - «Берегозащита озера Байкал <адрес> до памятника» имеет инвентаризационный . В состав берегозащиты озера Байкал у <адрес> входит берегоукрепление откосного типа с устройством волногасящей бермы протяженностью 700 м. Правообладателем Объекта ГТС - защитной дамбы у <адрес> является муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», с видом права -постоянное (бессрочное) пользование, номер и дата регистрации права - от 19.03.2018г. Эксплуатирующая организация правообладателем не определена. Защитная дамба у <адрес> расположена по левому берегу протоки <адрес>, к западу и юго-западу от <адрес>. Протяженность дамбы около 1,2 км. На основании визуального осмотра гидротехнических сооружений, по качественным характеристикам уровня безопасности ГТС, защитная дамба у <адрес> оценивается как «опасный». Объект ГТС - берегозащита озера Байкал у <адрес> относится в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О классификации гидротехнических сооружений» к берегоукрепительным гидротехническим сооружениям к III классу опасности. В нарушение требований федерального законодательства собственником гидротехнических сооружений - администрацией муниципального образования «<адрес>» не организовано проведение обследования гидротехнических сооружений, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС, в отношении объекта Г- берегозащита озера Байкал у <адрес> не составлена и не представлена в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Забайкальское управление Ростехнадзора) декларация безопасности ГТС Объекта. Эксплуатация гидротехнических сооружений - берегозащиты    озера    Байкал    у    п.    <адрес> и защитной дамбы у <адрес> осуществляется с нарушением требований действующего законодательства, а именно: не проводится мониторинг (регулярные наблюдения) за показателями состояния ГТС; не разработаны критерии безопасности ГТС; отсутствуют правила эксплуатации ГТС объектов согласованные с Забайкальским управлением Ростехнадзора в соответствии с Требованиями к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГг. , а также с Рекомендациями к содержанию правил эксплуатации гидротехнических Правила сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГг. ; не разработаны меры по предотвращению аварии ГТС; не проводятся регулярные обследования ГТС; не созданы материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС; не обеспечивается при эксплуатации ГТС квалификация работников, соответствующая обязательным требованиям в области безопасности ГТС, сведения о гидротехнических сооружениях не внесены в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении.

                В судебном заседании заместить прокурора Денисова Н.В. исковые требования поддержала по доводам изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель администрации МО «<адрес>», МКУ «КУМХ» администрации МО «<адрес>» по доверенности Горбачева Ж.В. возражала против удовлетворения иска, пояснила, что истцом не представлено доказательств нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, кроме того, просила обратить внимание суда, что Советом депутатов МО решением от 26.04.2018г. дано согласие администрации района на передачу имущества в муниципальную собственность МО поселения <адрес> ГТС Берегозащита оз.Байкал у <адрес>. Кроме того, на исполнение указанных требований необходимо время и финансирование. Просила в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, специалиста, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц.

Специалист Б О.А. опрошенная посредством видеоконференцсвязи, подтвердила, что проведенной проверкой гидротехнических сооружений установлены выявленные нарушения, проведение обследований гидротехнических сооружений, предшествующих разработке декларации безопасности ГТС необходимо, с последующим внесением их в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Установлено, что в собственности МО «Северо-Байкальский район» имеется два гидротехнических сооружения (далее - ГТС) - берегозащита озера Байкал у <адрес> и защитная дамба у <адрес>. Объект ГТС - берегозащита озера Байкал у <адрес> находится в оперативном управлении у муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным хозяйством».Согласно выписки из ведомости имущества казны МКУ «КУМХ» имущество с наименованием - «Берегозащита озера Байкал <адрес> до памятника» имеет инвентаризационный номер . В состав берегозащиты озера Байкал у <адрес> входит берегоукрепление откосного типа с устройством волногасящей бермы протяженностью 700 м. Правообладателем Объекта ГТС - защитной дамбы у <адрес> является муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», с видом права -постоянное (бессрочное) пользование, номер и дата регистрации права - от 19.03.2018г. Эксплуатирующая организация правообладателем не определена.

Защитная дамба у <адрес> расположена по левому берегу протоки <адрес>, к западу и юго-западу от <адрес>, протяженность дамбы около 1,2 км, по качественным характеристикам уровня безопасности ГТС, защитная дамба у <адрес> оценивается как «опасный».

Объект ГТС - берегозащита озера Байкал у <адрес> относится в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» к берегоукрепительным гидротехническим сооружениям к III классу опасности.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требований представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения, в частности, в соответствии с требованиями ст. 19 указанного закона является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с п.п. 4 и 5 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 г. № 1303, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (декларанты); декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с пунктом 12.1 данного Положения орган надзора по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устанавливает: а) перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию; б) график представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;III класс - гидротехническое сооружение средней опасности; IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленные в Российском регистре гидротехнических сооружений до дня вступления в силу данного Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса.

Статьей 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности

Частью 3 статьи 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений для утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, что является основанием для внесения сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

Частями 1, 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что государственная экспертиза декларации безопасности проводится в соответствии с положениями данной статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций.

В соответствии с п. 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. № 1303, разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией. В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.

На основании п. п. 3-5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 года № 876, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства собственником гидротехнических сооружений - администрацией муниципального образования «Северо-Байкальский район» не организовано проведение обследования гидротехнических сооружений, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС. Вследствие непринятия мер по проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений не установлено, приведут ли возможные повреждения гидротехнических сооружений к возникновению чрезвычайной ситуации.

В нарушение ст. 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в отношении объекта ГТС - берегозащита озера Байкал у <адрес> не составлена и не представлена в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Забайкальское управление Ростехнадзора) декларация безопасности ГТС Объекта.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации, гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, текущий ремонт;обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения;обеспечивать разработку критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям, обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Несоблюдение обязательных требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений собственником и эксплуатирующей организации может привести к неработоспособному состоянию ГТС.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд находит обоснованным иск прокурора и усматривает необходимость понуждения ответчиков устранения выявленных нарушений, поскольку ненадлежащее осуществление полномочий в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, может повлечь возникновение аварийной ситуации и иных тяжких последствий, чем будут нарушены конституционные права граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.

Статья 206 ГПК РФ предусматривает, что случае если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

    С учетом положения статьи 206 ГПК РФ, мнения помощника прокурора, представителя ответчиков о разумности и объективности, суд находит, что сроки указанные прокурором достаточно разумны, поскольку предоставляют достаточное время ответчикам для проведения соответствующих работ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» организовать, в срок до 01.06.2019 г. обследование, предшествующее разработке декларации безопасности, в отношении гидротехнических сооружений - берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>, а также произвести расчет вероятного вреда в случае аварии гидротехнического сооружения и согласовывать его в установленном порядке с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия;

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.01.2020 г. составить и представить декларацию безопасности гидротехнического сооружения -берегозащиты озера Байкал у <адрес> в Забайкальское управление Ростехнадзора;

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.07.2018 г. провести мониторинг за показателями состояния ГТС - берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>;

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.01.2020 г. разработать критерии безопасности ГТС - берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>;

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.10.2018 г. разработать правила эксплуатации ГТС - берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>;

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.07.2018 г. разработать меры по предотвращению аварии ГТС - берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.07.2018 г. создать материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС -берегозащиты озера Байкал у <адрес> и защитной дамбы у <адрес>;

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в срок до 01.01.2020 г. внести сведения о гидротехнических сооружениях в Российский регистр гидротехнических сооружений.

      Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение 1-ого месяца со дня его принятия в окончательной форме.

     Решение принято в окончательной форме 25 мая 2018 года.

Судья                                                                                 Н.Г. Рабдаева

2-459/2018 ~ М-339/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация МО "Северо-Байкальский район"
МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством"
Другие
Забайкальское управление Ростехнадзора
Суд
Северобайкальский городской суд
Судья
Рабдаева Намсалма Гасроновна
12.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2018[И] Передача материалов судье
16.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
03.05.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2018[И] Судебное заседание
21.05.2018[И] Судебное заседание
25.05.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2018[И] Дело оформлено
12.11.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее