Решение по делу № 2-1128/2023 от 16.02.2023

УИД 74RS0028-01-2023-000861-17

Дело №2-1128/23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2023 года город Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего: Лебедевой А.В.,

При секретаре судебного заседания: Штах А.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Челябинской области к Сухоруковой Н.Д. о взыскании единовременной компенсационной выплаты за неотработанный период,

УСТАНОВИЛ:

        Министерство здравоохранения Челябинской области обратились в суд с иском к Сухоруковой Н.Д. о взыскании единовременной компенсационной выплаты за неотработанный период, где в обоснование указано, что между сторонами заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты НОМЕР от 11 февраля 2016 года, по условиям которого Министерство в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предоставляет Медицинскому работнику единовременную компенсационную выплату, а медицинский работник обязуется отработать в течение пяти лет по основному месту работы в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Увельская центральная районная больница» на условиях установленных трудовым договором от 1 февраля 2016 года НОМЕР. Исчисление пятилетнего срока начинается с момента заключения договора. В соответствии с трудовым договором заключенным с учреждением ответчик обязуется исполнять трудовые обязанности по должности врач-дерматовенеролог. По условиям договора обязательства Министерством исполнены в полном объеме, ответчику перечислена компенсационная выплат в размере 1 000 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями. Ответчиком обязательства по договору не исполнены, трудовой договор между ответчиком и Учреждением прекращен 23 июня 2020 года на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, что подтверждается приказом указанного учреждения от 19 июня 2020 года НОМЕР. В связи с чем ответчик обязан вернуть в бюджет Челябинской области часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду с даты прекращения трудового договора в размере 127 461,71 рубль. Ответчиком частично сумма долга возмещена в размере 11 000 рублей. Просят взыскать с ответчика сумму долга 116461,71 рубль и неустойку предусмотренную договором в размере 10% от предоставленной единовременной компенсационной выплаты в сумме 100 000 рублей (п. 3.1 Договора).

Истец Министерство здравоохранения Челябинской области в суд не явились, направили в суд уточненный расчет исковых требований согласно которого, ответчиком добровольно внесена сумм в размере 21 000 в связи с чем просят взыскать сумму долга 106 461,71 рубль и неустойку 100 000 рублей.

Ответчик Сухорукова Н.Д. в судебное заседание не явилась, согласно адресной справки Сухорукова Н.Д. сменила фамилию на Алферову Н.Д. зарегистрирована по адресу АДРЕС, извещалась по указанному адресу и по адресу АДРЕС. Судебная корреспонденция не получена, возвращена по истечении срока хранения.

        Гражданский кодекс Российской Федерации определяет место жительства как место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона, регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 4-П от 02.02.1998 "По делу о проверке конституционности пп. 10, 12 и 21 правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 17.07.1995 № 713", посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Третье лицо ГБУЗ «Районная больница п. Увельский» о дне слушания дела извещены, представитель в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, приведены в приложении N 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Правила).

Согласно Правил критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий являются, в том числе наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) и согласованного с Министерством здравоохранения Российской Федерации перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей) (подпункт "а" пункта 3 Правил).

Условиями предоставления субсидии являются, в том числе утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 Правил.

В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2018 N 49-П "Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов) прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Челябинской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Челябинской области в сфере здравоохранения или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей) (далее именуются соответственно - медицинские работники, единовременная компенсационная выплата), в размере: 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзаце третьем настоящего пункта), либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории Челябинской области.

    Пунктом 7 Правил предусмотрено, что медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, принимает обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77 и пунктами 5 - 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.

При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.

Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или добросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В материалах дела имеется трудовой договор НОМЕР от 1 февраля 2016 года, согласно которого Сухорукова Н.Д. принята в МБУЗ «Увельскую центральную районную больницу» во взрослую поликлинику врачом - дерматовенерологом с 01.02.2016 года, на неопределенный срок.

В материалах дела имеется договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику НОМЕР от 11 февраля 2016 года, заключенный между Министерством здравоохранения Челябинской области и Сухоруковой Н.Д., согласно которому Минздрав Челябинской области предоставляет медицинскому работнику единовременную компенсационную выплату, а Медицинский работник обязуется отработать в течение пяти лет по основному месту работы в муниципальном учреждении здравоохранения МБУЗ «Увельская центральная районная больница» (л.д. 8-10)

В обязательствах медицинского работника также указано, что он обязан сообщить в Министерство в течение двух рабочих дней о прекращении трудового договора с медицинской организацией (п.2.2) Согласно п. 3.1 Договора при неисполнении или ненадлежащем исполнении медицинским работником обязательств, предусмотренных пунктом 2.2. настоящего договора, медицинский работник уплачивает неустойку в размере 10 % от предоставленной единовременной компенсационной выплаты. Согласно п. 32. Медицинский работник в случае прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1,2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1,2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ обязан возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.

В материалах дела имеются платежные поручения НОМЕР от 16 марта 2016 года и НОМЕР от 16 марта 2016 года о выплате единовременной компенсационной выплаты Сухоруковой Н.Д. в размере 1000 000 рублей.

    В материалах дела имеется приказ о прекращении (расторжении ) трудового договора с работником Алферовой (Сухоруковой) Н.Д. по пункту 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ с 23 июня 2020 года.

В материалы дела представлена претензия Министерства здравоохранения Челябинской области НОМЕР от 8 декабря 2022 года о возврате суммы части единовременной компенсационной выплаты в размере 121461,71 рубля.

    Ответчиком в счет погашения долга перечислено 21 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 24.11.2022 года 26 декабря 2022 года, 15 февраля 2023 года, 20 марта 2023 года.

Согласно расчета, представленного суду сумма по договору 1000 000 рублей, количество дней по соглашению с 11.02.2016 г. по 11.02.2021 г. (5 лет) – 1826 календарных дней, фактически отработано с 11.02.2016 г. по 23.06.2020 г. – 1595 дней, количество неотработанных 233 дня, итого 1000 000 рублей /1826 календарных дней х 233 неотработанных календарных дней = 127 461 рубль 71 копейка, в счет оплаты задолженности внесено 21 000 рублей. сумма долга 106 461,71 рубль.

    Указанный расчет не может быть принят судом во внимание, в связи с тем, что расчет части единовременной компенсационной выплаты произведен арифметически не верно, кроме того количество отработанных истцом дней со дня заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, то есть с 11.02.2016 года, тогда как должен быть произведен с даты исполнения трудовых обязанностей согласно трудового договора, а именно с 01.02.2016 года.

    Таким образом, сумма части единовременной компенсационной выплаты подлежащая ко взысканию составит 99 481,93 рубля исходя из расчета 1000 000 рублей (сумма единовременной компенсационной выплаты), количество дней по соглашению с 01.02.2016 г. по 01.02.2021 г. (5 лет) – 1826 календарных дней, фактически отработано с 01.02.2016 г. по 23.06.2020 г. – 1606 дней, количество неотработанных 220 дней, итого 1000 000 рублей /1826 календарных дней х 220 неотработанных календарных дней = 120481,93 рубля. С учетом уплаченных ответчиком добровольно сумм в размере 21000 рублей, подлежащая ко взысканию сумма составит 99481,93 рубля.

В вышеуказанном Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию "единовременная выплата", а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты. При этом порядок использования компенсационной выплаты законодателем не регулируется, полученные денежные средства медицинский работник может использовать как на приобретение недвижимости, так и на потребительские нужды, главное условие для получившего компенсационную выплату медицинского работника - отработать 5 лет в сельской местности, тогда как целевые средства выделяются на строго определенные законом цели.

Таким образом, судом установлено, что медицинская организация свои обязательства по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты выполнило путем перечисления денежных средств Алферовой (Сухоруковой) Н.Д., при этом с ее стороны обязательства по договору о работе в течение пяти лет в предусмотренном учреждении и должности не исполнены в полном объеме. Доказательств уважительности причин расторжения трудового договора, возврата неотработанной части компенсационной выплаты, иного ее размера, суду ответчиком в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика части единовременной компенсационной выплаты в размере 99 481,93 рубля подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с п. 3.1 договора НОМЕР с медицинским работником на получение единовременной компенсационной выплаты от 11 февраля 2016 года, при неисполнении или ненадлежащем исполнении медицинским работником обязательств, предусмотренных пунктом 2.2. настоящего договора медицинский работник уплачивает неустойку в размере 10% от предоставленной единовременной компенсационной выплаты (л.д. 9).

Из представленного истцом расчета, размер неустойки составил 100 000 рублей.

В силу ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В соответствии со ст. 55 (часть 3 Конституции РФ) законодатель устанавливает и пределы необходимых прав и свобод гражданина в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Это касается и определения неустойки на основе федеральных законов, поскольку размеры неустойки должны быть соразмерны указанным в этой конституционной норме целям.

В ст. 17 (часть 3) Конституции РФ закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, именно поэтому в части первой ст. 333 ГК РФ речь идет не только о праве суда, но и по существу о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Исходя из принципа компенсационного характера любых мер ответственности, отсутствия доказательств, подтверждающих факт наступления для истца каких-либо тяжелых негативных последствий, компенсируя истцу имущественное благо, нарушенное в результате неисполнения должником договорных обязательств и с учетом интересов ответчика, с тем, чтобы решение суда было реально исполнено, не допуская неосновательного обогащения истца, суд приходит к выводу о том, что начисленная неустойка в размере 100 000 рублей является высокой.

    В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 24.09.1994 года указано, что «суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика».

Суд считает, что в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательств, сумма неустойки должна быть уменьшена до 10 000 рублей, в остальной части иска должно быть отказано.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку Министерство здравоохранения Челябинской области при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, его исковые требования в части были заявлены обосновано, то с ответчика, исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3388 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Взыскать с Алферовой (Сухоруковой) Н.Д., ДАТА года рождения (паспорт НОМЕР МЕСТО ВЫДАЧИ ДАТА) в областной бюджет Челябинской области в лице Министерства здравоохранения Челябинской области часть единовременной компенсационной выплаты в размере 99 481,33 рубля, неустойку 10 000 рублей в остальной части иска отказать.

Взыскать с Алферовой (Сухоруковой) Н.Д., ДАТА года рождения (паспорт НОМЕР МЕСТО ВЫДАЧИ ДАТА) в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 3388 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Лебедева А.В.

2-1128/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство здравоохранения Челябинской области"
Ответчики
Сухорукова Наталья Дмитриевна
Другие
ГБУЗ "Районная больница п.Увельский"
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Судья
Лебедева А.В.
Дело на сайте суда
kopeysk.chel.sudrf.ru
16.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2023Судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее