ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-1517/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 9 декабря 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Белинской С.В.,
судей Лепской К.И., Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-163/2019 по иску Федоренко А.В. к Совету Лоухского муниципального района Республики Карелия, главе Лоухского муниципального района Республики Карелия, администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия, Финансовому управлению Лоухского муниципального района Республики Карелия о признании решения Совета Лоухского муниципального района Республики Карелия и распоряжения главы Лоухского муниципального района Республики Карелия незаконными, взыскании компенсации морального вреда по кассационной жалобе Федоренко А.В. на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 18 января 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федоренко А.В. обратился в суд с иском к Совету Лоухского муниципального района Республики Карелия (далее – Совет района), главе Лоухского муниципального района Республики Карелия (далее – глава района), администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия (далее – администрация), Финансовому управлению Лоухского муниципального района Республики Карелия (далее – Финансовое управление), просил признать незаконными и отменить решение Совета района XXXXV сессии III созыва от 24 июля 2018 г. № 331 «О неисполнении главой администрации Лоухского муниципального района решений Совета Лоухского муниципального района» (далее – решение от 24 июля 2018 г. № 331), распоряжение главы Лоухского муниципального района от 24 июля 2018 г. № 14-Р «О применении дисциплинарного взыскания и лишения премии» (далее – распоряжение от 24 июля 2018 г. № 14-Р), взыскать с Лоухского муниципального района компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.
В обоснование исковых требований указывал, что Советом района принято решение от 24 июля 2018 г. № 331, в соответствии с которым к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, он лишён премии по результатам работы за июль 2018 г. на 100 процентов. Главой района Квяткевич О.Н. издано соответствующее распоряжения от 24 июля 2018 г. №. С вынесенными актами истец не согласен, поскольку полагает, что при их принятии был нарушен соответствующий регламент Совета района, а именно: решение о созыве сессии Совета района не было опубликовано в газете, вопрос о привлечении главы администрации Лоухского муниципального района (далее – глава администрации) был вынесен на рассмотрение по инициативе главы района, тогда как вопросы, касающиеся изменения расходов муниципального образования (в том числе, депремирования), могут быть внесены только по инициативе главы администрации. Кроме этого, согласно пояснительному письму, направленному в адрес истца, уведомление о проведении сессии 24 июля 2018 г., поступило в адрес администрации 23 июля 2018 г. после окончания рабочего дня.
Полагает, что не допускал нарушения своих должностных обязанностей. Проект решения сессии Совета района «О подготовке к работе объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в отопительный период 2018-2019 гг.» вносился на рассмотрение сессии Совета района, был предметом рассмотрения 22 мая 2019 г. и 29 мая 2019 г., но был отклонён, что, по его мнению, является злоупотреблением служебным положением председателя Совета района. При этом документ мог быть принят Сессией «за основу», с последующей процедурой внесения в него соответствующих поправок. Отчёт о деятельности администрации был предоставлен на рассмотрение постоянной депутатской комиссии 20 марта 2018 г. и был вынесен на рассмотрение сессии. На XXXXI сессии III созыва и ХХХХШ сессии III созыва 26 марта 2018 г. слушали вопросы о деятельности администрации по решению вопросов местного значения, исполнению государственных полномочий в 2017 году и основных направлениях деятельности на 2018 год, а также о назначении даты отчёта главы администрации. Решением XXXXIV сессии III созыва от 10 июля 2018 г. № 327 Совет района отклонил принятие отчёта главы администрации, мотивируя его убытие в командировку как уклонение от исполнения полномочий главы администрации.
Считает, что глава района, как и Совет района, исходя из действующего законодательства, не являются для главы администрации работодателем в том смысле, который придает этому термину трудовое законодательство, в связи с чем, принимая решение о применении к нему дисциплинарного наказания, ответчики превысили свои полномочия, что также свидетельствует о нарушении ими антикоррупционного законодательства.
Оспариваемые решение и распоряжение от 24 июля 2018 г. были распространены среди коллег без согласия истца, чем была опорочена его деловая репутация и причинён моральный вред.
Решением Лоухского районного суда Республики Карелия от 18 января 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 мая 2019 г., отказано в удовлетворении исковых требований Федоренко А.В.
В кассационной жалобе Федоренко А.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
По настоящему делу таких нарушений с учётом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Федоренко А.В. с 21 декабря 2017 г. осуществлял полномочия главы администрации Лоухского муниципального района (далее – глава администрации) на основании решения XXXVIII сессии III созыва Совета района от 5 декабря 2017 г. № и заключенного 21 декабря 2017 г. на основании данного решения между истцом и главой района контракта.
24 июля 2018 г. решением XXXXV сессии III созыва Совета района № 332 Федоренко А.В. досрочно освобождён от исполнения полномочий главы администрации в связи с отставкой по собственному желанию. В соответствии с данным решением истец уволен 21 августа 2018 г.
В соответствии с решением XXXXV сессии III созыва Совета района от 24 июля 2018 г. № 331 неисполнение главой администрации решения ХХХХIII сессии III созыва Совета района от 26 июня 2018 г. № 323 «О подготовке к работе объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в отопительный сезон 2018–2019 гг.» (далее – решение от 26 июня 2018 г. № 323), решения ХХХХIII сессии III созыва Совета района от 26 июня 2018 г. № 322 «Об исполнении решения XXXXI сессии III созыва Совета Лоухского муниципального района от 26 марта 2018 № г. № 304» (далее – решение от 26 июня 2018 г. № 322), решения ХХХХШ сессии III созыва Совета района от 26 июня 2018 г. № 321 «О назначении даты отчёта Главы администрации Лоухского муниципального района» (далее – решение от 26 июня 2018 г. № 321) признано как неисполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, то есть дисциплинарным проступком (пункт 1 решения). В отношении главы администрации Федоренко А.В. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора (пункт 2 решения). В соответствии с пунктом 4.12 Порядка оплаты труда муниципальных служащих в органе местного самоуправления Лоухского муниципального района, утверждённого решением XXXXIV сессии III созыва Совета района от 10 июля 2018 г. № 328 «О внесении дополнений в Решение XXIII сессии III созыва Совета Лоухского муниципального района от 25 февраля 2016 г. № 168 «Об утверждении порядка оплаты труда в органе местного самоуправления Лоухского муниципального района», глава администрации Федоренко А.В. лишён премии по результатам работы за июль 2018 года на 100 процентов (пункт 3 решения). На основании указанного решения главой района издано распоряжение от 24 июля 2018 г. № 14-Р.
Указанные в решениях Совета района от 26 июня 2018 г. № 323, № 322, № 321 мероприятия, обязательные к исполнению главой администрации, выполнены не были: на депутатскую комиссию Совета района к назначенной Советом района дате – 3 июля 2018 г. – необходимые нормативные акты не поступили, отчёт о деятельности исполнительно-распорядительного органа – администрации и главы администрации, а также отчёт об исполнении решения XXXXI сессии III созыва Совета района от 26 марта 2018 г. № 304 заслушаны на заседании сессии не были ввиду неявки главы администрации. Данные вопросы на сессии Совета района 10 июля 2018 г. были сняты с повестки, поскольку участвовавший в заседании депутатской комиссии и сессии совета района исполняющий обязанности главы администрации Ивков Н.А. заявил о том, что он не уполномочен главой администрации исполнять возложенные на последнего советом района обязательства. В результате решение Совета района «О подготовке к работе объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в отопительный сезон 2018-2019 гг.», имеющее существенное значение для определения объёмов финансирования при подготовке объектов района к зимнему периоду, принято не было. Отчёт главы администрации о деятельности администрации и главы администрации был заслушан только в ноябре 2018 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Федоренко А.В., суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), статьями 9, 11, 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ«О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ), статьёй 29 Устава Лоухского муниципального района Республики Карелия, пришёл к выводу о том, что проявленное главой администрации бездействие правильно расценено работодателем, которым в соответствии с контрактом является глава муниципального образования, как неисполнение им своих должностных обязанностей, то есть является дисциплинарным проступком, за совершение которого наступает дисциплинарная ответственность.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия указала, что порядок привлечения Федоренко А.В. к дисциплинарной ответственности, предусмотренный статьёй 193 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс), не нарушен, распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания издано уполномоченным на его издание лицом в силу вышеуказанных норм права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с частью 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Аналогичное положение указано в пункте 10 статьи 29 Устава Лоухского муниципального района Республики Карелия.
В соответствии с контрактом с лицом, назначаемым на должность главы администрации от 21 декабря 2012 г., полномочия главы администрации по высшей муниципальной должности муниципальной службы осуществляются в соответствии с правами и обязанностями, установленными Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом, Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, Уставом, иными муниципальными правовыми актами, настоящим контрактом.
В соответствии с условиями контракта глава администрации, помимо иных полномочий, разрабатывает и вносит в Совет района на утверждение проект бюджета Лоухского муниципального района и отчёты о его исполнении, обеспечивает исполнение органами и должностными лицами местного самоуправления соглашений, заключённых между поселениями и муниципальным районом по передаче полномочий, обеспечивает целевое и эффективное расходование субвенций, передаваемых местному бюджету из Республики Карелия, осуществляет иные полномочия, отнесённые законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Карелия, Уставом, правовыми актами Совета района и настоящим контрактом к его компетенции. Глава администрации обязан организовывать исполнение отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами и законами Республики Карелия и др. Представитель нанимателя и глава администрации несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка – неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
В силу положений части 3 статьи 9, части 2 статьи 11 названного Федерального закона глава администрации, замещающий должность по контракту, отнесён к муниципальным служащим, на которых распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ о муниципальной службе.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить к работнику аналогичные дисциплинарные взыскания на основании статьи 192 Трудового кодекса.
Порядок оплаты труда муниципальных служащих в органе местного самоуправления Лоухского муниципального района, утверждённый решением XXIII сессии III созыва от 25 февраля 2016 г. № 168 (далее – Порядок оплаты труда), предусматривает выплату муниципальным служащим премии по результатам работы за месяц; её размер в отношении конкретного муниципального служащего устанавливается распоряжением органа местного самоуправления по решению руководителя органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.10 Порядка оплаты труда лишение или снижение размера премии по результатам работы производится при применении к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания (в виде замечания, выговора, увольнения). Снижение размера премии на 100 процентов предусмотрено при применении к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Лишение или снижение размера премии по результатам работы производится при неисполнении или ненадлежащем исполнении муниципальным служащим своих должностных обязанностей на основании распоряжения органа местного самоуправления по решению руководителя органа местного самоуправления (пункт 4.11 Порядка оплаты труда).
Доводы кассационной жалобы Федоренко А.В. о нарушении процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, недоказанности факта совершения дисциплинарного проступка, принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания неуполномоченным органом направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2019 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░