Судья Малешева Л.С. Дело № 33-2672/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2018 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей А. Л.А., Диденко О.В.,
при секретаре Рогожиной И. В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Стурова М. Б. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 11 января 2018 года
по делу по иску Стурова М. Б. к КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер» о признании незаконной постановки на учет и снятии с учета.
Заслушав доклад судьи А. Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стуров М.Б. обратился в суд с иском к КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер» (далее – КГБУЗ «АКНД») о признании постановку на учет с диагнозом «хронический алкоголизм» незаконной, снятии с учета, отмене решения врачебной комиссии КГБУЗ «АКНД».
В обоснование требований указано, что в 2012 году после отравления алкоголем, обратился за медицинской помощью в КГБУЗ «АКНД». В апреле 2013 года выяснилось, что он состоит на учете в КГБУЗ «АКНД» с диагнозом «хронический алкоголизм» и не имеет права управления транспортным средством. На возражения истца, предложили пройти лечение, от которого Стуров М.Б. отказался. В сентябре 2017 года при обмене водительского удостоверения, персонал КГБУЗ «АКНД» отказал истцу в выдаче справки, так как в период с 2012 года по 2017 года он не проходил лечение в КГБУЗ «АКНД», стоит на учете с диагнозом «хронический алкоголизм». Полагает, что в соответствии с п.5 ст. 19 Федерального закона об охране здоровья граждан в Российской Федерации, без его добровольного согласия персонал КГБУЗ «АКНД» не имел законных оснований поставить Стурова М.Б. на учет.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 11.01.2018 исковые требования Стурова М.Б. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Стуров М.Б. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при постановке на учет нарушено законодательство о здравоохранении, так как согласие на оказание медицинских услуг не изъявлял, каких либо медицинских документов о прохождении лечения не оформлял. Приказ Минздрава СССР №402/109 от 20.05.1988, на который ссылается ответчик, приказом Минздрава № 304 от 18.05.2016 признан не действительным на территории Российской Федерации. Доказательств того, что истец с 2012 по настоящее время употреблял спиртные напитки, не представлено. Истец проходит ежегодно медицинский осмотр по месту работы, в том числе врача-нарколога. Кроме того, в 2013 году ответчиком истцу выдана справка для предоставления в ГИБДД, согласно которой он на учете не состоит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Стуров М.Б. на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить; иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом путем направления письменных извещений по имеющимся в материалах дела адресам. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 26.04.2012 Стуров М.Б. поставлен на диспансерный учет у врача-нарколога КГБУЗ «АКНД» с диагнозом «хронический алкоголизм средней стадии», группа учета I.
18.08.2017, 08.09.2017 и 15.09.2017 истец обращался к ответчику с целью получения справки в ГИБДД.
15.09.2017 врачебной комиссией *** КГБУЗ «АКНД» отказано в выдаче медицинского заключения допуска к управлению транспортным средством и рекомендовано продолжить наблюдение у врача психиатра-нарколога до достижения периода стойкой, объективно подтвержденной ремиссии три года.
Истец, полагая постановку на учет с диагнозом «хронический алкоголизм» незаконной, обратился в суд.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку истец поставлен на диспансерный учет в соответствии с требованиями закона в связи с наличием заболевания – «хронический алкоголизм», лечение от алкоголизма не проходил, наблюдался в КГБУЗ «АКНД» не регулярно, при этом решений о снятии с такого учета врачебной комиссией не принималось.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в редакции, действующей на дату постановки истца на учет) амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения (ч.1).
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Из ч. 2 указанной статьи следует, что решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом здравоохранения.
В соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10) к психическим расстройствам и расстройствам поведения, относится употребление психоактивных веществ (F10-F19), в том числе алкоголя, вызывающих синдром зависимости, хронический алкоголизм (2).
Исходя из п.п. 1,2 Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (далее – Инструкция), диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом.
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии для больных хроническим алкоголизмом установлен срок диспансерного учета 3 года.
В процессе диспансерного учета наркологические больные могут получать лечение как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. При этом сроки лечения устанавливаются лечащим врачом каждый раз индивидуально.
Частота осмотров больных лечащим врачом осуществляется не реже одного раза в месяц (п. 3 Инструкции).
Снятие с диспансерного учета производится в связи: со стойкой ремиссией (выздоровление); изменением постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); осуждением с лишением свободы на срок свыше 1 года; направлением в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями); со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной (п. 2 Инструкции).
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» установленное диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.04.2012 Стуров М.Б. доставлен бригадой скорой медицинской помощи в КГБУЗ «АКНД» с диагнозом «алкогольный психоз».
В период с 04.04.2012 по 13.04.2012 истец проходил стационарное лечение в наркологическом отделении № 4 КГБУЗ «АКНД», где ему установлен диагноз «хронический алкоголизм».
Из выписного эпикриза ***, подписанного комиссией врачей - лечащим врачом и заведующим отделением, следует, что у Стурова М.Б. с 1999 года сформирован синдром психологической зависимости от спиртного; потеря количественного контроля постоянная; толерантность устойчивая до 1,0 л. водки; последняя госпитализация 13 лет. Истец выписан по окончании интенсивной терапии с диагнозом «хронический алкоголизм средней стадии», с формальной установкой на отказ от спиртного. Ему установлено дальнейшее наблюдение и лечение в наркокабинете.
После прохождения лечения, на основании указанной выписки, 26.04.2012 Стуров М.Б. поставлен на учет у врача-нарколога КГБУЗ «АКНД» с диагнозом «хронический алкоголизм средней стадии».
Как следует из медицинской карты амбулаторного больного КГБУЗ «АКНД» по форме №025-5/у-88, а также сообщения ответчика от 09.01.2018, Стуров М.Б. посещал КГБУЗ «АКНД» с целью наблюдения с октября 2012 по апрель 2013 года, не регулярно, даты посещения: 18.10.2012, 26.12.2012, 23.01.2013, 21.02.2013, 18.03.2013, 08.04.2013, 16.04.2013. Затем, явился 18.08.2017, 08.09.2017 и 15.09.2017 в КГБУЗ «АКНД» для получения справки в ГИБДД.
Довод жалобы о том, что постановка на диспансерный учет незаконна, так как истец такого согласия не давал, является несостоятельным. Из медицинской карты *** стационарного больного следует, что истец ДД.ММ.ГГ дал согласие, как на госпитализацию, так и на лечение.
Ссылка на то, что истец проходит ежегодно медицинский осмотр по месту работы, в том числе врача-нарколога, а также на то, что ответчиком в 2013 году была выдана справка в ГИБДД, согласно которой он на учете не стоит, с учетом установленных обстоятельств, правового значения не имеют.
Указание на то, что Приказ Министерства здравоохранения СССР и Министерства внутренних дел СССР №402/109 от 20.05.1988 «Об утверждении инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией» признан недействительным на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Министнерства Здравоохранения Российской Федерации от 18.05.2016 № 304 так же правового значения не имеет, поскольку положениями указанного Приказа суд первой инстанции при принятии решения не руководствовался.
При таких обстоятельствах, поскольку истец имеет соответствующие заболевание, влекущее постановку на диспансерный учет, решение о постановке на который принято в соответствии с требованиями положений Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Инструкцией, при этом решение о снятии с такого учета комиссией врачей КГБУЗ «АКНД» не принималось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о незаконности постановки истца на учет с диагнозом «хронический алкоголизм» и снятии с такого учета.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 октября 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, целью которого является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Поскольку у истца установлен диагноз «хронический алкоголизм», он состоит на диспансерном учета с 2012 года, то исходя из положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», у суда первой инстанции также не имелось оснований для удовлетворения требований об отмене решения врачебной-комиссии КГБУЗ «АКНД» об отказе в выдаче медицинского заключения допуска к управлению транспортным средством.
Иных доводов, влекущих отмену постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Более того судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в силу ст. 47 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы по выбору лица, приносящего жалобу, непосредственно в суд, а также в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или прокурору.
Жалоба может быть подана лицом, чьи права и законные интересы нарушены, его представителем, а также организацией, которой законом или ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан, в месячный срок, исчисляемый со дня, когда лицу стало известно о совершении действий, ущемляющих его права и законные интересы.
Как указано в исковом заявлении и следует из пояснений истца в судебном заседании от 13.12.2017, он узнал о том, что состоит на учете КГБУЗ «АКНД» в апреле 2013 года.
Вместе с тем, с требованиями о признании незаконным постановку на учет с диагнозом «хронический алкоголизм» истец обратился в суд 13.10.2017, то есть спустя более трех лет со дня, когда ему стало известно о нарушенном праве.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными и не влекут отмену в апелляционном порядке обжалуемого судебного решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права и направлены на переоценку выводов суда по обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Стурова М. Б. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 11 января 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: