Решение по делу № 33-1293/2023 от 10.05.2023

Судья Умнова М.Ю. УИД RS0-75

Докладчик Марьенкова А.В. Дело №33-1293/2023 (№2-5698/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 мая 2023 года                город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего: Марьенковой А.В.,

судей: Петровой Л.А., Прокопец Л.В.,

при помощнике судьи: Волковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» о возложении обязанности провести капитальный ремонт фасада многоквартирного дома,

по апелляционному представлению Долинского городского прокурора Роженина А.Н. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 19 декабря 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения прокурора Низамовой С.А., пояснения представителя Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» Бородиной Т.Д., действующей на основании доверенности от 09.01.2023, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

30.06.2022 Долинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» о возложении обязанности провести капитальный ремонт фасада многоквартирного дома. В обоснование требований указал, что по результатам проведенной проверки установлен факт включения многоквартирного жилого дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района Сахалинской области в перечень многоквартирных домов – участников региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области, на 2014-2043 годы». Во исполнение программы утвержден Краткосрочный план на 2020-2022 годы, в соответствии с которым капитальный ремонт фасада указанного дома запланирован на 2022 год. Собственниками помещений многоквартирного дома 27 декабря 2021 года принято решение о проведении капитального ремонта фасада путем обустройства навесного вентилируемого фасада. Вместе с тем проектно-сметной документацией, разработанной по заказу ответчика и не прошедшей государственную экспертизу, предусмотрены иные работы: повышение теплозащиты наружных стен и повышение теплозащиты фасада путем герметизации межпанельных соединений, взаимоисключающие друг друга. Несмотря на отсутствие согласия собственников на проведение работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, ответчиком проводятся мероприятия по размещению тендера. Просил с учетом уточнений от 30 ноября 2022 года признать незаконным решение Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома с проведением следующих видов работ: ремонт межпанельных швов, ремонт поврежденных участков стеновых панелей, окраску фасада акриловыми красками, замену бетонных конструкций приямков, устройство бетонной отмостки вокруг здания, ремонт входных групп, замену входных дверей в помещения общего пользования, утеплению торцов жилого здания, не отвечающим требованиям энергетической эффективности в соответствии с законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; возложить обязанность провести дополнительные расчеты несущей способности конструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, Долинский район, с. Сокол, ул. Чкалова, д. 23, и провести капитальный ремонт фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, Долинский район, с. Сокол, ул. Чкалова, д. 23, с утеплением посредством обустройства бескаркасной системы утепления фасадов «Термолэнд» и (или) наружной теплоизоляции здания с тонкой штукатуркой по утеплителю с учетом мнения собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого ставит вопрос Долинский городской прокурор Роженин А.Н. в апелляционном представлении. Считает необоснованным отклонение судом заключения ООО «Сахалинстройконтроль» №187 от 22.11.2022, отчета о проведенных измерениях тепловых потерь с применением тепловизора от 07.03.2022 и принятие заключения ООО «Трансстрой-Тест». Указывает на отсутствие надлежащей оценки представленным прокурором доказательствам, решениям общих собраний собственников многоквартирного дома от 27.12.2021, 13.12.2022, на неверный расчет предельной стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту дома.

Письменных возражений на апелляционное представление не поступило.

В суде апелляционной инстанции прокурор Низамова С.А. настаивает на отмене состоявшегося по делу судебного постановления.

Представитель Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» Бородина Т.Д. указала на несостоятельность доводов апелляционного представления.

Представители администрации муниципального образования городской округ «Долинский», комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

Предметом рассмотрения судом первой инстанции явились требования прокурора о проведении капитального ремонта фасада многоквартирного дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района Сахалинской области путем обустройства бескаркасной системы утепления фасада «Термоленд», обоснованные разработкой по заданию Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» проектно-сметной документации, не прошедшей государственную экспертизу, в которой предусмотрено проведение работ по повышению теплозащиты наружных стен и фасада путем герметизации межпанельных соединений, что, по мнению истца, противоречит законодательству об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, является недостаточным.

Разрешая спор на основании норм жилищного законодательства, установив факт включения дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района Сахалинской области в Краткосрочный план капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Долинский» на 2020-2022 годы, отсутствия решения собственников по вопросу проведения капитального ремонта фасада дома и принятия такого решения 27 января 2022 года администрацией муниципального образования городской округ Долинский» Сахалинской области, суд первой инстанции, указав на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих необходимость утепления фасада жилого дома способом, указанным в иске, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» в соответствии с п.1 ст.3 Закона Сахалинской области от 15.07.2013 №76-ЗО "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области" является лишь региональным оператором, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области, а потому не наделена полномочиями по проведению дополнительных расчетов несущей способности конструкций многоквартирного жилого дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района Сахалинской области и непосредственного проведения капитального ремонта фасада многоквартирного жилого дома.

В соответствии со ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации Функциями проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (ч.1). Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч.2). Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч.3). Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (ч.4). В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса; 3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (п.5). В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (ч.6).

В соответствии с Порядком предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме предложений, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 07.12.2018 №586, предложения представляются в срок не менее чем за два месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (п.2). Предложения должны содержать: срок начала капитального ремонта, определяемый календарным годом, в котором планируется проведение капитального ремонта; перечень и объем услуг и (или) работ по капитальному ремонту; стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определяемую как предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленную постановлением Правительства Сахалинской области; порядок и источники финансирования капитального ремонта; другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта (при наличии) (п.3).

Из материалов дела следует, что в связи с реализацией Региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области, на 2014 – 2043 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.04.2014 №199, постановлением администрации муниципального образования городской округ Долинский» Сахалинской области от 28.06.2019 №815-па утвержден Краткосрочный план капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Долинский» на 2020-2022 годы, в который включен многоквартирный жилой дом №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района Сахалинской области для проведения капитального ремонта – утепление и ремонт фасада – с установлением предельной стоимости услуг и (или) работ в размере 36692000 рублей, финансирование которого осуществляется в размере: 13951300 рублей – из областного бюджета; 3669 200 рублей – из местного бюджета; 18735 200 рублей – за счет собственников; 336 310 рубль – из иных источников (т.1, л.д.154-157).

Постановлением администрации муниципального образования городской округ Долинский» Сахалинской области №1264-па от 25.11.2021 в Краткосрочный план капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Долинский» на 2020-2022 годы, утвержденный постановлением от 28.06.2019 №815-па, внесены изменения в части размера и порядка финансирования проведения капитального ремонта дома – с установлением предельной стоимости услуг и (или) работ в размере 12000000 рублей, из которых: 2359 080 рублей – из областного бюджета; 1200 000 рублей – из местного бюджета; 8440 920 рублей – за счет собственников (л.д.151-153).

Общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района 16 декабря 2021 года единогласно приняты решения против проведения ремонта фасада путем заделки швов и покраски, а также против утверждения стоимости указанных работ в размере 12021230 рублей. Принято решение о том, что для увеличения энергоэффективности дома необходимо устройство навесного вентилируемого фасада, для чего необходимо пересмотреть проектно-сметную документацию (т.1, л.д.17-19).

Несмотря на наличие приведенного решения собственников помещений, 18 января 2022 года Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» уведомила главу муниципального образования городской округ «Долинский» об отсутствии решения собственников указанного дома и необходимости принятия решения о проведении капитального ремонта (т.1, л.д.146).

Постановлением администрации муниципального образования городской округ «Долинский» №83-па от 27.01.2022 принято решение о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района (т.1, л.д.148).

Приведенное постановление органа местного самоуправления не оспорено прокурором Долинского городского округа, обладающим в силу п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" правом на обращение в суд с заявлением для защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества, по основаниям, предусмотренным пп.1 и пп.4.1 ч.2 ст.44, ч.6 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации. В содержании искового заявления, ставшего предметом настоящего судебного разбирательства, какие-либо требования к администрации муниципального образования городской округ «Долинский» отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционного представления, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района от 13 декабря 2022 года не является решением о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, поскольку им члены гражданско-правового сообщества избрали лишь вид устройства фасада дома (т.2, л.д.3-6). Сведения о необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие решения по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, предусмотренные п.5 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, приведенное решение собственников не содержит.

В соответствии с ч.1 ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются, в том числе: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (п.3); финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (п.4); взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (п.5); иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции (п.6).

На основании п.3 ст.3-1 Закона Сахалинской области от 15.07.2013 №76-ЗО "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области" при выполнении функции по осуществлению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, региональный оператор: 1) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; 2) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключает с ними от своего имени соответствующие договоры; 3) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; 4) осуществляет приемку выполненных работ на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах; 5) осуществляет в гарантийный период мониторинг качества проведенного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, взаимодействует с подрядными организациями – исполнителями работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах по вопросам устранения выявленных нарушений; 6) ведет претензионно-исковую работу в связи с реализацией полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством Сахалинской области и уставом регионального оператора; 7) заключает договор об осуществлении функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме с органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в следующих случаях: а) по инициативе органа местного самоуправления и (или) муниципального бюджетного учреждения; б) в случае удаленности многоквартирного дома, в котором требуется проведение капитального ремонта, от места нахождения регионального оператора при наличии согласия органа местного самоуправления и (или) муниципального бюджетного учреждения; 8) обеспечивает установление в порядке, установленном постановлением Правительства Сахалинской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ.

Из материалов дела следует, что выполняя функции по осуществлению функций технического заказчика, Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» 29 июля 2022 года с ООО «Арминэ» заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района (т.2, л.д.65-88).

С учетом приведенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» как региональный оператор, осуществляющий деятельность, направленную лишь на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, каких-либо ремонтных работ не осуществляет, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания ее действий по проведению работ по капитальному ремонту не отвечающими требованиям энергетической эффективности, возложении обязанностей по проведению дополнительных расчетов несущей способности конструкции многоквартирного жилого дома и проведению капитального ремонта его фасада с утеплением посредством обустройства бескаркасной системы утепления фасадов «Термолэнд» и (или) наружной теплоизоляции здания с тонкой штукатуркой по утеплителю.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционного представления основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, неправильной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление Долинского городского прокурора Роженина А.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 мая 2023 года.

Председательствующий: Марьенкова А.В.

Судьи: Петрова Л.А.

Прокопец Л.В.

Судья Умнова М.Ю. УИД RS0-75

Докладчик Марьенкова А.В. Дело №33-1293/2023 (№2-5698/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 мая 2023 года                город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего: Марьенковой А.В.,

судей: Петровой Л.А., Прокопец Л.В.,

при помощнике судьи: Волковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» о возложении обязанности провести капитальный ремонт фасада многоквартирного дома,

по апелляционному представлению Долинского городского прокурора Роженина А.Н. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 19 декабря 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения прокурора Низамовой С.А., пояснения представителя Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» Бородиной Т.Д., действующей на основании доверенности от 09.01.2023, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

30.06.2022 Долинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» о возложении обязанности провести капитальный ремонт фасада многоквартирного дома. В обоснование требований указал, что по результатам проведенной проверки установлен факт включения многоквартирного жилого дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района Сахалинской области в перечень многоквартирных домов – участников региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области, на 2014-2043 годы». Во исполнение программы утвержден Краткосрочный план на 2020-2022 годы, в соответствии с которым капитальный ремонт фасада указанного дома запланирован на 2022 год. Собственниками помещений многоквартирного дома 27 декабря 2021 года принято решение о проведении капитального ремонта фасада путем обустройства навесного вентилируемого фасада. Вместе с тем проектно-сметной документацией, разработанной по заказу ответчика и не прошедшей государственную экспертизу, предусмотрены иные работы: повышение теплозащиты наружных стен и повышение теплозащиты фасада путем герметизации межпанельных соединений, взаимоисключающие друг друга. Несмотря на отсутствие согласия собственников на проведение работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, ответчиком проводятся мероприятия по размещению тендера. Просил с учетом уточнений от 30 ноября 2022 года признать незаконным решение Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома с проведением следующих видов работ: ремонт межпанельных швов, ремонт поврежденных участков стеновых панелей, окраску фасада акриловыми красками, замену бетонных конструкций приямков, устройство бетонной отмостки вокруг здания, ремонт входных групп, замену входных дверей в помещения общего пользования, утеплению торцов жилого здания, не отвечающим требованиям энергетической эффективности в соответствии с законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; возложить обязанность провести дополнительные расчеты несущей способности конструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, Долинский район, с. Сокол, ул. Чкалова, д. 23, и провести капитальный ремонт фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, Долинский район, с. Сокол, ул. Чкалова, д. 23, с утеплением посредством обустройства бескаркасной системы утепления фасадов «Термолэнд» и (или) наружной теплоизоляции здания с тонкой штукатуркой по утеплителю с учетом мнения собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого ставит вопрос Долинский городской прокурор Роженин А.Н. в апелляционном представлении. Считает необоснованным отклонение судом заключения ООО «Сахалинстройконтроль» №187 от 22.11.2022, отчета о проведенных измерениях тепловых потерь с применением тепловизора от 07.03.2022 и принятие заключения ООО «Трансстрой-Тест». Указывает на отсутствие надлежащей оценки представленным прокурором доказательствам, решениям общих собраний собственников многоквартирного дома от 27.12.2021, 13.12.2022, на неверный расчет предельной стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту дома.

Письменных возражений на апелляционное представление не поступило.

В суде апелляционной инстанции прокурор Низамова С.А. настаивает на отмене состоявшегося по делу судебного постановления.

Представитель Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» Бородина Т.Д. указала на несостоятельность доводов апелляционного представления.

Представители администрации муниципального образования городской округ «Долинский», комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

Предметом рассмотрения судом первой инстанции явились требования прокурора о проведении капитального ремонта фасада многоквартирного дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района Сахалинской области путем обустройства бескаркасной системы утепления фасада «Термоленд», обоснованные разработкой по заданию Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» проектно-сметной документации, не прошедшей государственную экспертизу, в которой предусмотрено проведение работ по повышению теплозащиты наружных стен и фасада путем герметизации межпанельных соединений, что, по мнению истца, противоречит законодательству об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, является недостаточным.

Разрешая спор на основании норм жилищного законодательства, установив факт включения дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района Сахалинской области в Краткосрочный план капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Долинский» на 2020-2022 годы, отсутствия решения собственников по вопросу проведения капитального ремонта фасада дома и принятия такого решения 27 января 2022 года администрацией муниципального образования городской округ Долинский» Сахалинской области, суд первой инстанции, указав на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих необходимость утепления фасада жилого дома способом, указанным в иске, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» в соответствии с п.1 ст.3 Закона Сахалинской области от 15.07.2013 №76-ЗО "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области" является лишь региональным оператором, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области, а потому не наделена полномочиями по проведению дополнительных расчетов несущей способности конструкций многоквартирного жилого дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района Сахалинской области и непосредственного проведения капитального ремонта фасада многоквартирного жилого дома.

В соответствии со ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации Функциями проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (ч.1). Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч.2). Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч.3). Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (ч.4). В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса; 3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (п.5). В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (ч.6).

В соответствии с Порядком предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме предложений, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 07.12.2018 №586, предложения представляются в срок не менее чем за два месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (п.2). Предложения должны содержать: срок начала капитального ремонта, определяемый календарным годом, в котором планируется проведение капитального ремонта; перечень и объем услуг и (или) работ по капитальному ремонту; стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определяемую как предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленную постановлением Правительства Сахалинской области; порядок и источники финансирования капитального ремонта; другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта (при наличии) (п.3).

Из материалов дела следует, что в связи с реализацией Региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области, на 2014 – 2043 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.04.2014 №199, постановлением администрации муниципального образования городской округ Долинский» Сахалинской области от 28.06.2019 №815-па утвержден Краткосрочный план капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Долинский» на 2020-2022 годы, в который включен многоквартирный жилой дом №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района Сахалинской области для проведения капитального ремонта – утепление и ремонт фасада – с установлением предельной стоимости услуг и (или) работ в размере 36692000 рублей, финансирование которого осуществляется в размере: 13951300 рублей – из областного бюджета; 3669 200 рублей – из местного бюджета; 18735 200 рублей – за счет собственников; 336 310 рубль – из иных источников (т.1, л.д.154-157).

Постановлением администрации муниципального образования городской округ Долинский» Сахалинской области №1264-па от 25.11.2021 в Краткосрочный план капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Долинский» на 2020-2022 годы, утвержденный постановлением от 28.06.2019 №815-па, внесены изменения в части размера и порядка финансирования проведения капитального ремонта дома – с установлением предельной стоимости услуг и (или) работ в размере 12000000 рублей, из которых: 2359 080 рублей – из областного бюджета; 1200 000 рублей – из местного бюджета; 8440 920 рублей – за счет собственников (л.д.151-153).

Общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района 16 декабря 2021 года единогласно приняты решения против проведения ремонта фасада путем заделки швов и покраски, а также против утверждения стоимости указанных работ в размере 12021230 рублей. Принято решение о том, что для увеличения энергоэффективности дома необходимо устройство навесного вентилируемого фасада, для чего необходимо пересмотреть проектно-сметную документацию (т.1, л.д.17-19).

Несмотря на наличие приведенного решения собственников помещений, 18 января 2022 года Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» уведомила главу муниципального образования городской округ «Долинский» об отсутствии решения собственников указанного дома и необходимости принятия решения о проведении капитального ремонта (т.1, л.д.146).

Постановлением администрации муниципального образования городской округ «Долинский» №83-па от 27.01.2022 принято решение о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района (т.1, л.д.148).

Приведенное постановление органа местного самоуправления не оспорено прокурором Долинского городского округа, обладающим в силу п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" правом на обращение в суд с заявлением для защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества, по основаниям, предусмотренным пп.1 и пп.4.1 ч.2 ст.44, ч.6 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации. В содержании искового заявления, ставшего предметом настоящего судебного разбирательства, какие-либо требования к администрации муниципального образования городской округ «Долинский» отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционного представления, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района от 13 декабря 2022 года не является решением о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, поскольку им члены гражданско-правового сообщества избрали лишь вид устройства фасада дома (т.2, л.д.3-6). Сведения о необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие решения по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, предусмотренные п.5 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, приведенное решение собственников не содержит.

В соответствии с ч.1 ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются, в том числе: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (п.3); финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (п.4); взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (п.5); иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции (п.6).

На основании п.3 ст.3-1 Закона Сахалинской области от 15.07.2013 №76-ЗО "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области" при выполнении функции по осуществлению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, региональный оператор: 1) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; 2) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключает с ними от своего имени соответствующие договоры; 3) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; 4) осуществляет приемку выполненных работ на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах; 5) осуществляет в гарантийный период мониторинг качества проведенного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, взаимодействует с подрядными организациями – исполнителями работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах по вопросам устранения выявленных нарушений; 6) ведет претензионно-исковую работу в связи с реализацией полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством Сахалинской области и уставом регионального оператора; 7) заключает договор об осуществлении функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме с органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в следующих случаях: а) по инициативе органа местного самоуправления и (или) муниципального бюджетного учреждения; б) в случае удаленности многоквартирного дома, в котором требуется проведение капитального ремонта, от места нахождения регионального оператора при наличии согласия органа местного самоуправления и (или) муниципального бюджетного учреждения; 8) обеспечивает установление в порядке, установленном постановлением Правительства Сахалинской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ.

Из материалов дела следует, что выполняя функции по осуществлению функций технического заказчика, Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» 29 июля 2022 года с ООО «Арминэ» заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме №23 по ул. Чкалова в с. Сокол Долинского района (т.2, л.д.65-88).

С учетом приведенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» как региональный оператор, осуществляющий деятельность, направленную лишь на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, каких-либо ремонтных работ не осуществляет, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания ее действий по проведению работ по капитальному ремонту не отвечающими требованиям энергетической эффективности, возложении обязанностей по проведению дополнительных расчетов несущей способности конструкции многоквартирного жилого дома и проведению капитального ремонта его фасада с утеплением посредством обустройства бескаркасной системы утепления фасадов «Термолэнд» и (или) наружной теплоизоляции здания с тонкой штукатуркой по утеплителю.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционного представления основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, неправильной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление Долинского городского прокурора Роженина А.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 мая 2023 года.

Председательствующий: Марьенкова А.В.

Судьи: Петрова Л.А.

Прокопец Л.В.

33-1293/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура г. южно-Сахалинска
Долинский городской прокурор
Ответчики
"Фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
Другие
ООО "Жилкомсервис"
Администрация МО ГО "Долинский"
Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО "Долинский"
Суд
Сахалинский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
10.05.2023Передача дела судье
23.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2023Передано в экспедицию
23.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее