Дело №2-247/2024
УИД 60RS0012-01-2024-00-526-05
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2024 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2024 года г. Невель Псковской области
Невельский районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Гутовской Е.В.,
при секретаре Струковой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Невельского муниципального округа о признании вещи бесхозяйным имуществом и права муниципальной собственности на него,
УСТАНОВИЛ:
Администрации Невельского муниципального округа обратилась в Невельский районный суд Псковской области с заявлением о признании бесхозяйным имуществом сооружений ДД.ММ.ГГГГ года постройки: № ** с кадастровым номером (далее – КН) **, объемом ** куб.м.; ** с КН **, объемом ** куб.м.; и ** с КН **, объемом ** куб.м., являющихся объектами недвижимого имущества с назначением – сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, - нефтешламовых хранилищ, расположенных по адресу: <адрес>, и признании права муниципальной собственности на них (далее также сооружения №№**, **, **, соответственно, Объект).
Требования обоснованы тем, что указанные сооружения №№**, **, ** приняты на учет как бесхозяйные ДД.ММ.ГГГГ – сооружение №**; ДД.ММ.ГГГГ – сооружение №**, ДД.ММ.ГГГГ – сооружение **. Сооружения расположены в границах земельного участка с КН **, площадью ** кв.м., из земель населенных пунктов, по адресу: <адрес> настоящего времени собственник указанных сооружений не установлен. В целях участия в региональном проекте Псковской области «Чистая страна», входящем в национальный проект «Экология» для ликвидации указанных объектов необходимо признать право муниципальной собственности на указанные объекты.
Представитель заявителя – Администрации Невельского муниципального округа Кальва К.Я. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что конкретного перечня объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности, нет, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями участвуют в охране окружающей среды, данные объекты необходимо ликвидировать, это возможно только в том случае, если у объектов будет собственник.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Псковской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель заинтересованного лица – председатель Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя Комитета, представил письменную позицию по делу, в которой указал, что поддерживает требования администрации. Объект включен в государственный реестр объектов накопленного вреда приказом Минприроды России от 26.02.2018 №62, общая площадь загрязнения от Объекта – около ** кв.м. признание за администрацией права собственности на Объект позволит осуществлять мероприятия, направленные на ликвидацию объекта. Одним из условий участия в государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №326, приложением №26 которой утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации природоохранных проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Генеральная уборка», является то, что объект накопленного вреда окружающей среде должен находиться в собственности субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной собственности. Ранее собственником Объекта являлось ЗАО «Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна «Псковская», согласно сведений ЕГРН данная организация ликвидирована.
Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В п.3 ст.225 ГК РФ указано, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый). По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац второй).
В соответствии с ч.2 ст.290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Частью 1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом согласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.5 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 данной статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Судом установлено, что Нефтешламовое хранилище с кадастровым номером **, объемом ** куб.м., назначение: сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенное по адресу: <адрес> принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ правообладатель – муниципальное образование «<адрес>» (л.д. 11-13).
Нефтешламовое хранилище с кадастровым номером **, объемом ** куб.м., назначение: сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенное по адресу: <адрес> принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ правообладатель – муниципальное образование «<адрес>» (л.д. 14-16).
Нефтешламовое хранилище с кадастровым номером **, объемом ** куб.м., назначение **. сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенное по адресу: <адрес> принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ правообладатель – муниципальное образование «<адрес>» (л.д. 17.18).
Сооружения №№**, **, ** расположены в пределах земельного участка с КН **, площадью ** кв.м., из земель населенных пунктов, виды разрешенного использования – «склады» (для размещения нефтешламового хранилища) (л.д. 19-22).
В реестре имущества городского поселения «Невель», муниципального образования «Невельский район» (правопреемником данных муниципальных образований на основании Закона Псковской области от 02.03.2023 №2349-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Невельский район» Невельский муниципальный округ) сооружение (нефтешламовое хранилище) не значилось (л.д.22, 27).
Собственностью Псковской области указанное сооружение – нефтешламовое хранилище не является, в реестре имущества, находящегося в собственности области, не значится (л.д. 23); в реестре федерального имущества сведения о нем отсутствуют (л.д. 25-26).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ закрытое акционерное общество «Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна «Псковская», **, ликвидировано по решению суда 04.09.2002.
Иных лиц, которые могли бы считать себя собственником сооружений №№**, **, **, не установлено.
Объекты состоят на учете в ЕГРН как бесхозяйные, со дня постановки их на учет прошло более одного года, они по своим характеристикам относятся к недвижимому имуществу.
Таким образом, обобщая изложенное, суд считает возможным удовлетворить заявленные администрацией Невельского муниципального округа требования и признать право муниципальной собственности муниципального образования Невельский район на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Невельского муниципального округа удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Невельский муниципальный округ Псковской области на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
Нефтешламовое хранилище с кадастровым номером **, объемом ** куб.м., назначение: сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенное по адресу: <адрес>;
Нефтешламовое хранилище с кадастровым номером **, объемом ** куб.м., назначение: сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенное по адресу: <адрес>;
Нефтешламовое хранилище с кадастровым номером **, объемом ** куб.м., назначение ** сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенное по адресу: <адрес>;
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гутовская