Решение по делу № 2-750/2020 от 06.04.2020

    Дело № 2-750/2020

     УИД 78RS0017-01-2019-001141-81

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2020 года                                             город Санкт-Петербург

Петроградский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Никитина С.С. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харчука Евгения Сергеевича к ООО «Коммунальные сети» о возложении обязанности учитывать показания индивидуального прибора учета тепловой энергии при выставлении счетов и осуществлении перерасчета потребленной тепловой энергии в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета,

УСТАНОВИЛ:

Харчук Е.С. обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «Коммунальные сети» об обязании учитывать показания индивидуального прибора учета тепловой энергии при выставлении счетов и осуществить перерасчет потребленной тепловой энергии в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета за период с января 2016 года по декабрь 2018 года.

В обоснование своих требований истец указал, что он является собственником <адрес> по Аптекарскому проспекту в Санкт-Петербурге. Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляется управляющей компанией – ООО «Коммунальные сети». Все квартиры данного дома оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Несмотря на это, начисление платы за коммунальную услугу отопления по показаниям индивидуального прибора учета ответчик не производит, ссылаясь на то, что не все установленные в квартирах приборы учета тепловой энергии были исправны, а часть квартир не была передана от застройщика и, соответственно, расположенные в них приборы учета не были введены в эксплуатацию, в связи с чем расчет платы за коммунальную услугу по отоплению должен осуществляться по формуле, применяемой для случаев, когда в многоквартирном доме не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Истец Харчук Е.С. и его представитель Барынин В.А. в судебном заседании уточнили заявленные исковые требования и просили обязать ООО «Коммунальные сети» произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета, установленного в принадлежащей истцу <адрес> в Санкт-Петербурге, за период с июня 2016 года по настоящее время.

Представитель ответчика Мартюк О.М. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы представленного отзыва на иск, ссылаясь на правомерность действий управляющей организации по начислению платы за отопление в соответствии с п.п. 42(1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой <адрес> по Аптекарскому проспекту в Санкт-Петербурге введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

Истец является собственником <адрес> указанном доме, запись о государственной регистрации права 78:07:0003299:1544-78/031/2017-1 от 22.02.2017, что следует из представленной выписки из ЕГРН. Квартира передана истцу застройщиком на основании акта приема-передачи квартиры от 18 июня 2016 года.

Индивидуальными приборами учета тепловой энергии (далее – ИПУ) оборудованы все помещения данного дома. Это обстоятельство не оспаривалось ответчиком и подтверждено сообщением застройщика – ООО «Бонава Санкт-Петербург» (л.д. 5-6).

Согласно акту приемки узлов учета расхода холодной, горячей воды и отопления на коммерческий учет от 18 июня 2016 года в <адрес> установлен прибор учета тепловой энергии MCAL-MC Danfossc с датой следующей поверки 07 сентября 2019 года.

ООО «Коммунальные сети» осуществляет управление указанным многоквартирным домом. В период с момента введения дома в эксплуатацию и до 31.12.2018 расчет платы за коммунальную услугу по отоплению ответчиком производился собственникам в соответствии с п.п. 42(1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила), по формуле 3 Приложения №2 к указанным Правилам (в редакции, действовавшей до 01.01.2019), применяемой для многоквартирных домов, которые оборудованы коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии. При этом ответчик исходил из того, что в ряде квартир приборы учета были выведены из строя, а часть квартир не была передана от застройщика, в связи с чем в них приборы учета не были введены в эксплуатацию.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем пятым пункта 42(1) Правил (в действующей редакции, введенной постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 №1708) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Ранее указанное положение содержалось в абзаце четвертом того же пункта.

В соответствии с абзацем 3 пункта 42(1) Правил (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения №2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

При этом расчет по указанным формулам производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.

В действующей редакции Правил соответствующие положения содержатся в абзацах третьем и четвертом пункта 42(1).

Так, согласно абзацу третьему названного пункта в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к этим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Абзацем четвертым данного пункта предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения №2 к этим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

Таким образом, приведенными положениями Правил порядок расчета ставится в зависимость от оборудования помещений в доме индивидуальными приборами учета. При этом как ныне действующая редакция пункта 42(1) Правил, так и действовавшая до 01.01.2019 предусматривали применение формул 3(3) и 3(4) Приложения №2 в случае, если все жилые и нежилые помещения в доме оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.

Поскольку, как указано выше, судом установлено, что все помещения в доме оборудованы ИПУ, то в силу прямого указания закона размер платы за коммунальную услугу по отоплению (для собственников, у которых в помещениях имеются исправные приборы учета) должен определяться по формулам 3(3) и 3(4) приложения №2 к Правилам, которые предполагают учет показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 5 пункта 42(1) Правил).

То обстоятельство, что не все установленные в квартирах <адрес> в Санкт-Петербурге приборы учета тепловой энергии в спорный период были исправны, а часть квартир не была передана от застройщика и, соответственно, расположенные в них приборы учета не были введены в эксплуатацию, не свидетельствует о том, что не все жилые и нежилые помещения данного дома оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.

Законодательство связывает возможность расчета платы за отопление по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к Правилам с оборудованием всех помещений многоквартирного дома ИПУ, а не с их техническим состоянием, введением их в эксплуатацию и проведением их поверок. Для всех указанных случаев Правилами установлены иные последствия, заключающиеся в расчете платы за отопление исходя из нормативов потребления коммунальных услуг именно тем лицам, ИПУ которых не введены в эксплуатацию, неисправны и (или) не прошли поверку, а не в возложении обязанности платить по нормативам на собственников помещений, в которых находятся исправные, введенные в эксплуатацию и прошедшие поверку ИПУ, и не в признании всего многоквартирного дома не оборудованным ИПУ.

Иной подход приводил бы к тому, что при возникновении неисправности прибора учета в любом помещении многоквартирного дома, а также при невозможности использования показаний прибора по иным причинам (например, вследствие несвоевременной поверки) менялся бы порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению для всех собственников помещений в доме, что противоречило бы смыслу действующего правового регулирования.

Так, обязанность по оснащению жилого или нежилого помещения приборами учета, вводу установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащей технической эксплуатации, сохранности и своевременной замены возложена на собственника жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (п.81 Правил).

Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (п.п. 81 (13), 81(14) Правил.

В силу п.3 Правил вышеуказанные обязанности несут собственники помещений с момента возникновения права собственности на жилое помещение либо до возникновения данного права, но с момента передачи им помещения по передаточному акту или иному документу о передаче. В отношении помещений в многоквартирном доме, не переданных им иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче данные обязанности со дня выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию несет застройщик.

В пунктах 59-61 Правил регламентировано, каким образом начисляется плата за отопление тем лицам, ИПУ которых вышли из строя, утрачены, истек срок их эксплуатации, а также в случае непредоставления их показаний или отказа в допуске в целях их проверки. В таких ситуациях расчет платы за отопление осуществляется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Перерасчет платы может быть осуществлен не более чем за три месяца после устранения причин, повлекших невозможность использования ИПУ.

Таким образом, в том случае, если все помещения многоквартирного дома оборудованы ИПУ, то негативные последствия, вызванные не введением некоторых из этих приборов в эксплуатацию, их неисправностью, отсутствием поверки, непередачей их показаний и т.п., законом возлагаются на собственников помещений, в которых расположены такие приборы, или на застройщика (до передачи помещений собственникам), а не на всех остальных собственников помещений, эксплуатирующих свои ИПУ без нарушений.

Такое понимание соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 10.07.2018 №30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца», где, в частности, указано, что действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы; положения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дают рачительно расходующим тепловую энергию потребителям коммунальных услуг, несущим расходы на обеспечение сохранности индивидуальных приборов учета тепловой энергии, их надлежащую эксплуатацию и своевременную замену, основания для законных ожиданий соразмерного снижения платы за отопление, тем более в ситуации, когда многоквартирный дом при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а жилые и нежилые помещения в этом доме были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Исходя из изложенного, судами при разрешении спора допущено неправильное применение норм материального права: к отношениям сторон были применены не подлежащие применению положения абзаца 3 пункта 42(1) Правил и не были применены подлежащие применению положения абзаца 5 пункта 42(1) Правил. Данное нарушение в силу ч.1 ст.379.7 ГПК РФ является основанием для отмены принятых по настоящему делу судебных постановлений в кассационном порядке.

Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, что истец является собственником <адрес> в Санкт-Петербурге, квартира передана по акту приема-передачи квартиры 18 июня 2016 года, то есть именно с этой даты истец считается начавшим фактическое использование данного жилого помещения, квартире истца установлен ИПУ, прошедший соответствующую поверку и введенный в эксплуатацию, показания ИПУ передавались в спорный период с использованием автоматизированной системы передачи данных «Ресурс», что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, оснований для начисления истцу плату за отопление в соответствии с п.п. 42(1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила), по формуле 3 Приложения №2 к указанным Правилам (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) у управляющей организации не имелось.

В связи с этим, начисленная плата за отопление подлежит перерасчету исходя из показаниий индивидуального прибора учета, установленного в принадлежащей истцу квартире истца.

Вместе с тем, принимая во внимание, что постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, вступившие в силу с 01.01.2019 года и предусматривающие начисление платы за отопление при соблюдении вышеозначенных условий исходя из показаний ИПУ, оснований для осуществления перерасчета начиная с 01.01.2019 суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Харчука Евгения Сергеевича удовлетворить частично.

Обязать ООО «Коммунальные сети» произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета, установленного в принадлежащей истцу <адрес> в Санкт-Петербурге, за период с июня 2016 года по декабрь 2018 года.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «Коммунальные сети» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Петроградский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2020 года.

Председательствующий                    С.С. Никитин

2-750/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Харчук Евгений Сергеевич
Ответчики
ООО "Коммунальные сети"
Суд
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Никитин Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
pgr.spb.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее