ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2024 года дело № 33-2739/2024 (2-1200/2024)
Судья Танганов Б.И.
УИД 04RS0021-01-2024-002113-47
поступило 22 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Гончиковой И.Ч.,
судей коллегии: Холонгуевой О.Р., Кушнаревой И.К.,
при секретаре Шойбоновой Д.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ, действующего в интересах Дашиева Д.Д. к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 мая 2024 года, которым иск удовлетворен, на Администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Дашиеву Д.Д. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте г. Улан-Удэ, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, взамен аварийного жилого помещения по адресу: <...>.
Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ обратился в суд с иском в интересах истца Дашиева Д.Д., в котором просил возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность предоставить Дашиеву Д.Д. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Требования мотивированы тем, что жилой дом по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности Республике Бурятия, находится на оперативном управлении ГБПОУ «Байкальский колледж недропользования» (далее – Колледж), в 2022 году признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее – Минстрой РБ). Техническое состояние дома оценено, как недопустимое, пребывание в нем опасно для людей. Дашиев Д.Д. другого жилья не имеет, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, имеет право на внеочередное обеспечение жильем. Наличие риска обрушения несущих конструкций дома, угрозы для жизни и здоровья проживающих, влечет необходимость незамедлительного расселения жителей дома. Однако истец до настоящего времени не обеспечены безопасным жильем.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования и науки Республики Бурятия (далее – Минобразование РБ), Минстрой РБ, Правительство Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее – Минимущество РБ).
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Пашинская М.В. иск поддержала, пояснила, что в настоящее время решается вопрос о признании Дашиева Д.Д. малоимущим в целях постановки на учет для обеспечения жилым помещением.
Истец Дашиев Д.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности (л.д. 167) Тынтуева Т.М. иск не признала.
Представители третьих лиц Минимущества РБ по доверенности (л.д. 88) Дампилон Б.А., Минстроя РБ по доверенности (оборот л.д. 113) Базаров Б.Н. с иском согласились.
Третьи лица: Минобразование РБ, Правительство РБ, явку своих представителей в суд не обеспечили, извещены надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ – Тынтуева Т.М., представившая диплом о высшем юридическом образовании (л.д. 212), указывает на то, что Администрацией г. Улан-Удэ решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу не принималось, следовательно, не возникло обязанности по расселению жильцов дома, такая обязанность должна быть возложена на Минстрой РБ, которым принято распоряжение о сносе дома, указывает, что Администрация г. Улан-Удэ не является наймодателем жилого помещения, считает, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка договору найма жилого помещения по <...> который не является договором социального найма жилья, а является договором служебного найма, так как жилье предоставлялось в 1990 году Дугаровой С.С.- матери Батуевой Д.С., с которой Дашиев Д.Д. проживал в гражданском браке и вселен в жилое помещение качестве члена семьи, считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подтверждается материалами дела, что истцы проживают в настоящее время в аварийном жилом помещении, соответственно, угрозу для их жизни и здоровья отсутствует, указывает игнорирование судом того обстоятельства, что Дашиев Д.Д. малоимущим не признан.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности (л.д. 148) Скворцова Л.С., представившая суду апелляционной инстанции диплом о высшем юридическом образовании, апелляционную жалобу поддержала.
Прокурор Аносова С.И., полагала, что решение суда первой инстанции принято законно, представила распоряжение о признании Дашиева Д.Д. малоимущим, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Правительства РБ по доверенности (л.д. 147) Шалданова О.Д.-Ц., представившая суду апелляционной инстанции диплом о высшем юридическом образовании, с апелляционной жалобой не согласилась.
Истец Дашиев Д.Д., третьи лица: Минобразование РБ, Минстрой РБ, Минимущество РБ в суд не явились, извещены надлежаще, об отложении судебного разбирательства не заявляли.
От представителя Минимущества РБ - Дампилон Б.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, третьих лиц.
Выслушав прокурора, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, жилой дом по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности Республике Бурятия и находится на праве оперативного управления у Колледжа.
До 1998 года жилой дом 1940 года постройки по адресу: <...>, имел статус общежития ГПТУ -11, заселялся работниками училища.
На основании приказа Министерства образования РФ от 29 июля 1993 года N 322 на базе ликвидированного Улан-Удэнского авиационного техникума создан Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж. ГПТУ-11 включено в состав колледжа.
Согласно передаточному акту от 19 июня 1998 года о передаче государственного имущества на праве оперативного управления Улан-Удэнскому инженерно- педагогическому колледжу, деревянный 2-х этажный дом по <...>, был передан, как жилой дом.
Распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия от 2 мая 2012 года № 133-р имущественный комплекс ГБОУ СПО «Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж» безвозмездно передан из собственности Российской Федерации в собственность Республики Бурятия, в том числе жилой дом по <...>, согласно акту приема-передачи от 20 июля 2012 года № 21-12.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости жилой по <...>, находится в собственности Республики Бурятия.
Дашиев Д.Д. зарегистрирован в спорном жилом помещении по месту жительства с июня 1999 года по настоящее время (л.д. 71).
1 августа 2015 года между Колледжом и нанимателем Дашиевым Д.Д. заключен договор найма спорного жилого помещения. (л.д. 68).
Постановлением Правительства РБ от 30 августа 2016 года № 408 ГБОУ СПО «Улан - Удэнский инженерно- педагогический колледж» переименован в ГБПОУ «Байкальский колледж недропользования».
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по <...>, находился в аварийном состоянии с 1998 года.
В рамках обследования жилого дома в целях установления состояния здания привлечены специалисты ООО «Эксперт Плюс», по заключению которых, подготовленному в 2018 году, техническое состояние здания оценено, как недопустимое, при котором существует опасность для пребывания людей, установлено, что срок эксплуатации жилого дома исчерпан (л.д. 121-131).
Еще ранее в 2012 году проводилось обследование дома специалистами ООО «Научно-технический центр «Сейсмострой», в инженерном обследовании которого указано, что здание построено с нарушением строительных норм и правил, нормативный срок эксплуатации жилого дома исчерпан, физический износ здания достиг весьма существенных величин, здание не соответствует антисейсмическим требованиям (оборот л.д. 104-110).
Актом обследования технического состояния многоквартирного дома Республиканской службы Гостройжилнадзора Республики Бурятия от 9 апреля 2018 года проведено обследование несущих конструкций жилого дома и установлено, что здание находится в аварийном состоянии.
9 апреля 2018 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия дано заключение о несоответствии условий проживания в жилом доме санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Также Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия в мае 2018 года проведено обследование жилого дома и установлено, что печи находятся в неисправном состоянии, имеются прогары, трещины между кирпичами.
Заключением Межведомственной комиссии от 7 мая 2018 года N 3 многоквартирный дом по адресу: <...> признан аварийным и подлежащим сносу.
Вторым Заключением Межведомственной комиссии от 17 марта 2022 года N 53 выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <...>, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 116).
Распоряжением Минстроя РБ от 15 апреля 2022 года N 7, многоквартирный дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения Минобразования РБ до 31 декабря 2027 года (л.д. 115).
Актом обследования технического состояния многоквартирного дома от 12 мая 2022 года N 14/22, проведенного Гостройжилнадзором Республики Бурятия, зафиксировано полное либо частичное разрушение всех несущих конструкций жилого дома, установлено, что присутствует риск обрушения несущих конструкций дома, что влечет угрозу жизни и здоровью для проживающих, необходимо незамедлительное расселение жителей дома.
Распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 12 марта 2023 года № 1572- р Дашиев Д.Д. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в государственном жилищном фонде по категории «граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке, непригодными для проживания», состав семьи 1 человек (л.д. 10).
Распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 15 июля 2024 года № 774-р Дашиев Д.Д. признан малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда по категории «малоимущие».
Согласно сведениям ЕГРН, ГБУ Республики Бурятия «Агентства развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия» Дашиев Д.Д. в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 69, 72).
Установив, что Дашиев Д.Д. принят на учет нуждающихся, проживание Дашиева Д.Д. в жилом помещении дома, призванном аварийным и подлежащим сносу, с учетом его технического состояния, влечет угрозу для его жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора и возложении на Администрацию г. Улан-Удэ обязанности по предоставлению Дашиеву Д.Д. иного жилого помещения во внеочередном порядке взамен признанного аварийным.
Судебная коллегия не находит оснований не согласится с решением суда.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 40 (часть 3) Конституции РФ ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Частью 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Вне очереди, согласно ч. 2 указанной статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1).
Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.
Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются ст. 85, 86, 89 ЖК РФ, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей пощади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Учитывая, что многоквартирный дом по <...>, признан Мистроем РБ аварийным и подлежащим сносу, актами Гостройжилнадзора РБ, заключением специалистов подтверждена опасность угрозы жизни и здоровью находящихся в нем граждан, в связи с аварийным состоянием всех конструкций жилого дома, угрозой их обрушения, из чего следует, что спорное жилое помещение, которое истец занимает на условиях договора найма, является непригодным для проживания, истец состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, то у истца Дашиева Д.Д.имеется право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что указанным категориям граждан жилые помещения должны предоставляться незамедлительно после возникновения у них права на получение жилого помещения вне очереди вне зависимости от сроков сноса дома, реализации программы переселения, отсутствия свободного жилья.
Аналогичная правовая позиция выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 года, Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 года N 2-КГ18-13.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исходя из ст. 86 ЖК РФ обязанность по предоставлению истцам жилого помещения взамен аварийного должна быть возложена на Минстрой РБ, которым принято решение о сносе аварийного дома по <...>, что Администрация г. Улан-Удэ не является наймодателем по договору найма жилого помещения в указанном доме, соответственно отсутствуют основания для возложения на нее обязанности по предоставлению истцам другого жилого помещения, судебная коллегия находит несостоятельными.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, предусмотрено, что решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) на основании заключения межведомственной комиссии.
Постановлением Правительства РБ от 18 июня 2020 года N 362 полномочия по принятию решения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заключений Межведомственной комиссии возложено на Минстрой РБ.
Приказом Минстроя РБ от 27 июля 2020 года N 06-ПР177/20, зарегистрированным 20 августа 2020 года за N 0320220278, утвержден Порядок принятия Минстроем РБ указанных решений, согласно которому на основании заключения Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения Минстрой РБ принимает решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц. Решение оформляется распоряжением Министерства по предлагаемой к настоящему Порядку форме. Распоряжения распространяются на заключения Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения Республики Бурятия, созданной приказом Минстроя РБ. Распоряжения регистрируются отделом регистрационной работы и работы по обращениям граждан. Оригиналы распоряжений хранятся в отделе регистрационной работы и работы по обращениям граждан, в учетных делах в отделе жилищной политики, копия распоряжения направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявителю, а в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции – в Госстройжилнадзор.
В соответствии с Положением о Минстрое РБ, утвержденном Постановлением Правительства РБ от 14 апреля 2009 года N 131 (в редакции постановления Правительства РБ от 18 июня 2020 года N 362) Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности.
В полномочия Министерства входит принятие решений на основании заключения Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издание распоряжений с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 3.17.25 Положения введен в действие 18 июня 2020 года).
В соответствии с п. 4.11. Положения при осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные законами Республики Бурятия, актами Главы Республики Бурятия и Правительства РБ функции и полномочия.
Иных полномочий в отношении граждан, чьи жилые помещения признаны непригодным для проживания граждан, а также чьи многоквартирные дома признаны аварийным и подлежащим сносу, в том числе по обеспечению указанных граждан жильем взамен аварийного, на Минстрой РБ не возложено. Жилищный фонд у Министерства отсутствует.
Таким образом, при отсутствии в Республике Бурятия правового регулирования по вопросу расселения граждан, проживающих в аварийных помещениях, принадлежащих Республике Бурятия, является правильным суждение суда о применении норм ЖК РФ, и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на Администрацию г. Улан-Удэ.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих постоянное проживание Дашиева Д.Д. в настоящее время в спорном жилом помещении и несения им бремени по его содержанию, а также опасности жилого помещения в многоквартирном доме для жизни и здоровья истцов по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, отклоняются.
Непригодность всего дома, следовательно, жилого помещения, которое занимает истец, установлена распоряжением Минстроя от 15 апреля 2022 года, а также заключением межведомственной комиссией, на основании актов обследования помещений Госстройжилнадзора, иных надзорных органов, заключения ООО «Эксперт Плюс», которыми установлено разрушение и смещение фундамента, разрушение цоколя из кирпича, подмывание подошвы фундамента, выкашивание, гниение нижних венцов, из-за чего происходит проседание дома, что видно по уклону пола в квартирах, многочисленные вертикальные и горизонтальные трещины, в том числе сквозные трещины, на стенах дома, в углах соединения стен, выпучивание стен, нарушение жесткости пола, прогибы потолков, обвал потолка в коридоре второго этажа дома, гниль и значительные разрушения чердачных перекрытий, состояние фундамента и кровли оценено, как недопустимое, состояние стен – ограниченно работоспособное, износ дома на 2018 год определен в размере 108%.
Аварийное состояние жилого дома, не позволяющее его использование по назначению, подтверждается и представленными в материалы дела фотографиями (л.д. 104-107).
Наличие у истцов иного жилого помещения на каком-либо праве в ходе рассмотрения дела не установлено.
Непроживание Дашиева Д.Д. в спорном жилом помещении связано с аварийным состоянием последнего и не моет расцениваться, как добровольный выезд нанимателя.
Также судебной коллегией отклоняется довод ответчика о том, что судом не дана правовая оценка договору найма жилого помещения, который не является договором социального найма жилья, а договором служебного найма.
Колледжом с Дашиевым Д.Д., как нанимателем, заключен договор найма жилого помещения по адресу: <...>, по условиям которого жилое помещение предоставлено в постоянное пользование. Заключение данного договора не связано с работой Дашиева Д.Д. в образовательном учреждении, так как он в Колледже не работал.
К тому же договор найма таких условий не содержит. Следовательно, для оценки договора найма жилого помещения от 1 августа 2015 года, как договора найма служебного жилого помещения, не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда о предоставлении истцу жилого помещения взамен аварийного является законным и обоснованным, оснований для его отмены апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: