Дело № 12-79/2022
59RS0005-01-2022-000094-16
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 22 февраля 2022 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Долгих Ю.А.,
при секретаре Акмаевой Н.М.,
с участием защитника Федоровой Ю.С.,
рассмотрев жалобу защитника ООО «УК «Техкомфорт» Федоровой Юлии Станиславовны на постановление № от 14.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении ООО «УК «Техкомфорт»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми № от 14.12.2021 ООО «УК «Техкомфорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 № 460-ПК, а именно в том, что 01.11.2021 в 09-00 ч. ООО «УК «Техкомфорт» допустило загрязнение территории города мусором, отходами производства и потребления, не произведена уборка территории места накопления отходов, отсутствие информационного аншлага, ограждения, отсека для складирования крупногабаритных отходов, расположенного по адресу: <адрес>, чем нарушило п.п. 3.1, 3.9, 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.5 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277.
За данное правонарушение ООО «УК «Техкомфорт» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Защитник ООО «УК «Техкомфорт» Федорова Ю.С., не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указала, что указанные пункты Правил устанавливают требования к содержанию территории. Действия Общества не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края. Административным органом должна быть установлена периодичность проведения уборки места накопления отходов, и доказано ее несоответствие требованиям п. 5.2.5 Правил.
Законный представитель ООО «УК «Техкомфорт» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник Федорова Ю.С. в судебном заседании на доводах жалобы настаивала, просила жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям, при этом дополнив, что должностным лицом административной комиссии допущены существенные процессуальные нарушения при рассмотрении дела, а именно, ни на составление протокола, ни на рассмотрение дела юридическое лицо уведомлено не было, из всех процессуальных документов ООО «УК «Техкомфорт» получило только итоговое постановление № от 14.12.2021, в связи с чем, обратилось в суд с жалобой.
Представитель Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника, судья приходит к следующему.
Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020г. № 277 утверждены «Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми», которые обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, действуют на всей территории города Перми, а контроль за их исполнением осуществляют уполномоченные органы администрации города Перми.
В соответствии с п. 3.1 Правил предусмотрено, что собственник или иной владелец земельного участка, расположенного на территории города Перми, а также организация, обеспечивающая содержание земельного участка, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором, за свой счет обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиям Правил.
Пунктом 3.9 Правил на территории города запрещается загрязнять территории города мусором, отходами производства и потребления, вывозить и складировать мусор, отходы, снег, грунт вне специально отведенных для этого мест.
Из п. 5.2.1 Правил следует, что контейнеры, бункеры, ограждения должны быть в технически исправном состоянии, обеспечивающем надлежащую эксплуатацию объекта, их поверхности не должны иметь дефектов, сколов, коррозии металлических элементов.
Пунктом 5.2 Правил установлены требования к местам (площадкам) накопления отходов: места (площадки) накопления отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, а также Правил (подп. 5.2.1.), места (площадки) накопления отходов должны быть оснащены информационной табличкой (аншлагом), содержащей информацию о собственнике места (площадки) накопления отходов (наименование, юридический и фактический адрес, номер телефона, адрес электронной почты), обслуживаемых объектах, графике вывоза отходов (подп. 5.2.2.); на местах (площадках) накопления отходов могут быть установлены любые из следующих типов контейнеров: евроконтейнеры, заглубленные контейнеры, контейнеры или клети по сбору бумаги, картона, пластика, полиэтилена, металла, стекла, годных к вторичной переработке, бункеры (подп. 5.2.3.); к местам (площадкам) накопления отходов должен быть обеспечен свободный проезд (подп. 5.2.4.); уборку мусора, образовавшегося при выгрузке из контейнеров в мусоровоз, обязана производить организация, осуществляющая вывоз отходов (подп. 5.2.5.).
В иных случаях чистота на месте (площадке) накопления отходов обеспечивается собственником места (площадки) накопления отходов. Места (площадки) накопления отходов должны убираться ежедневно. Содержание территории, на которой расположены места (площадки) накопления отходов, осуществляется собственниками соответствующих мест (площадок) накопления отходов в пределах 10 м по периметру от границ места (площадки) накопления отходов.
Положениями ч. 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК установлена административная ответственность за неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, в целях организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 01.11.2021 в 09-00 часов главным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Мотовилихинского района г. Перми была обследована территория земельного участка Мотовилихинского района г. Перми по адресу: <адрес>.
В результате обследования вышеуказанного земельного участка выявлено ненормативное состояние места накопления отходов, а именно загрязнение территории города мусором, отходами производства и потребления, не произведена уборка территории места накопления отходов, складирование отработанных автомобильных покрышек, отсутствие информационного аншлага, ограждения, отсека для складирования крупногабаритных отходов.
Данные нарушения зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра земельных участков, расположенных в границах Мотовилихинского района г. Перми от 01.11.2021.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления главным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Мотовилихинского района г. Перми в отношении ООО УК «Техкомфорт» протокола об административном правонарушении №-КП от 24.11.2021 по ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года № 460-ПК и последующего вынесения коллегиальным органом обжалуемого постановления.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из положений статьи 25.15 КоАП РФ следует, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.Вышеуказанные требования действующего законодательства применяются и при совершении такого процессуального действия, как составление протокола об административном правонарушении.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о дате, времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, а также дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В отсутствие данного лица протокол об административном правонарушении может быть составлен лишь в том случае, если у должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, имелись сведения о надлежащем извещении такого лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Аналогичные требования об извещении лица, привлекаемого к ответственности касаются рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ решив на стадии подготовки к рассмотрению вопрос о назначении места и времени рассмотрения дела и вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья, орган, должностное лицо должен надлежащим образом известить указанное лицо о принятом решении.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении №-КП составлен 24.11.2021 в отношении ООО «УК «Техкомфорт» без участия законного представителя или защитника юридического лица.
При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие об извещении ООО «УК «Техкомфорт» о явке для составления протокола об административном правонарушении на дату 24.11.2021.
Имеющееся в материалах дела уведомление о дате, времени и месте составления административного протокола № от 01.11.2021, направлялось в адрес ООО «УК «Техкомфорт» по электронной почте, - uk_techkom@mail.ru, адрес который указан на портале ГИС ЖКХ.
Кроме того, как следует из материалов дела дело об административном правонарушении 14.12.2021 рассмотрено без участия законного представителя либо иного защитника ООО «УК «Техкомфорт».
Согласно протокола о рассмотрении административной комиссией дела об административном правонарушении № от 14.12.2021, неявившиеся в заседание административной комиссии, в частности представитель ООО «УК «Техкомфорт» были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела посредствам электронной почты.
При этом в деле отсутствует отчет о доставке, прочтении электронного письма с приложенным к нему определением о дате составления протокола, а также дате, времени и месте рассмотрения самого дела об административном правонарушении, сведения, позволяющие контролировать получение Обществом данных уведомлений, в материалах дела отсутствуют, информации о прочтении направленного в адрес ООО «УК «Техкомфорт» электронных сообщений по электронному адресу в деле нет, сервер не прислал уведомление о доставке, с использованием иных средств связи соответствующие уведомления в адрес Общества не направлялись.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент составления протокола должностное лицо не располагало сведениями о надлежащем извещении ООО «УК «Техкомфорт» о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административной комиссии не были созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав юридического лица, что повлекло нарушение права на защиту юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, на момент рассмотрения дела должностное лицо административной комиссии также не обладало сведениями о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности.
Данные процессуальные нарушения являются существенными.
Пунктом 3 ст. 29.1 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Существенное нарушение требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Составление протокола об административном правонарушении, с нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени составления протокола, свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что влечет недопустимость данного доказательства, и, в свою очередь, влияет на законность принятого по результатам рассмотрения такого протокола решения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Мотовилихинского района г. Перми № от 14.12.2021, вынесенное в отношении ООО «УК «Техкомфорт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края № 460-ПК от 06 апреля 2015 года «Об административных правонарушениях в Пермском крае» нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ № ░░ 14.12.2021 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 6.11 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 06.04.2015 № 460-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 30.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░: ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░: