Судья: Аксенова Е.Г. Дело № 33-32230/2023
Уникальный идентификатор дела
50RS0026-01-2022-016337-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Петруниной М.В., Гирсовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Амелиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2023 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 9 марта 2023 года по делу № 2-1477/2023 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области, должностным лицам Люберецкого окружного управления Министерства социального развития Московской области: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО о признании недействительным протокола в части, признании незаконными действий, возложении обязанности предоставить санаторно-курортную путевку,
заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, должностным лицам Люберецкого окружного управления Министерства социального развития Московской области: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО о признании протокола заседания комиссии по распределению путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, от 25.10.2021 № 17 Люберецкого окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области незаконным в части отказа от получения санаторно-курортной путевки в ноябре 2021 года; признании действий должностных лиц ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, выразившихся в фактическом отказе в выдаче санаторно-курортной путевки незаконными; обязании Министерства социального развития Московской области предоставить санаторно-курортную путевку по справке № 3400 от 02.02.2021, выданной лечебным учреждением.
В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом 3 группы и в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, и право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии со справкой, выданной лечебным учреждением.
Лечебным учреждением 02.02.2021 истцу была выдана медицинская справка № 3400 формы № 070/у для подачи заявления о включении в реестр граждан, имеющих право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. 09.02.2021 решением Люберецкого окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области № 128931 была включена в реестр граждан, имеющих право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
В июле 2022 года обратилась в Люберецкое окружное управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, где специалистом устно было сообщено, что в октябре 2021 года ей в телефонном разговоре предлагалось несколько вариантов путевок, от которых она отказалась в связи с отсутствием сертификата о прививке от ковида. В подтверждение вышеуказанного посредством почты России в конце августа 2022 года заявитель получила выписку из протокола заседания комиссии по распределению путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области от 25.10.2021 № 17.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 9 марта 2023 года исковые требования ФИО удовлетворены частично.
Действия Министерства социального развития Московской области, выразившиеся в не предоставлении ФИО в 2021 году санаторно-курортной путевки, признаны незаконными.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, в иске отказать.
В силу части 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что участвующие в деле лица, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Московского областного суда, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика Министерства социального развития Московской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 929н и Министерства здравоохранения РФ N 1345н от 21 декабря 2020 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 21 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, определенные в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 23 Порядка).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 929н/1345н).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 рублей в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 рублей и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 рублей Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан осуществляются с учетом медицинских показаний и медицинских противопоказаний в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", (п. 24 Порядка).
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней (п. 25 Порядка).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в медицинской организации по месту жительства справку для получения санаторно-курортной путевки по форме N 070/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 834н. (п. 27 Порядка).
Очередное заявление о предоставлении путевки подается гражданином после обеспечения его путевкой на санаторно-курортное лечение по ранее поданному заявлению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 3 апреля 2014 года N 686-О, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение шести месяцев справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Таким образом, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник и необходимый объем финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО, инвалид 3 группы, зарегистрирована в Реестре граждан, имеющих место жительства в Московской области и состоящих на учете нуждающихся в путевке на санаторно - курортное лечение с 09.02.2021 согласно представленной медицинской справке от 02.02.2021 № 3400 формы № 070/у-04.
Профиль основного заболевания – болезни нервной системы, сопутствующие заболевания – болезни системы кровообращения, пищеварения, опорно-двигательной системы. Регион лечения – Черноморское побережье, Кавказские Минеральные воды, сезон – зима, весна, лето, осень.
Из пояснений представителя ответчика Министерства социального развития Московской области в суде первой инстанции следует, что в соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.01.2011 № 61/2 «Об оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» заявителю посредством телефонного разговора сотрудником Люберецкого окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области 25.10.2021 были предложены следующие путевки:
- санаторий «Русь» г. Анапа;
- пансионат «Солнечный» Симферопольский - на ноябрь 2021 года.
Однако, в ответ последовал отказ в связи с отсутствием сертификата от ковид и медицинского отвода (копия выписки из протокола заседания комиссии по распределению путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области от 25.10.2021 № 17).
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по распределению путевок от 25.10.2021 ФИО в ходе телефонного разговора отказалась от предложенных вариантов санаторно-курортных путевок с заездом в ноябре 2021 года.
Удовлетворяя исковые требования о признании действий Министерства социального развития Московской области, выразившихся в не предоставлении ФИО в 2021 году санаторно-курортной путевки незаконными, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что каких-либо доказательств, подтверждающих, что Министерство социального развития Московской области путем телефонных переговоров предлагал истцу санаторно-курортные путевки в спорный период не представил.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены решения суда не имеется. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании приведенных норм материального права и направлены на оспаривание выводов суда первой инстанции по обстоятельствам спора.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
При этом истец продолжает сохранять право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, с учетом очередности регистрации заявления о предоставлении путевки.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люберецкого городского суда Московской области от 9 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>