РЎСѓРґСЊСЏ Бусыгин Р”.Рђ. РЈРР” 16RS0050-01-2019-004245-76
№ Дела в суде первой инстанции № 2а-6393/2019
№ Дела в суде апелляционной инстанции № 33а-477/2020
Учет № 020а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
31 января 2020 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Моисеевой Н.Н., Шакуровой Н.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Моисеевой Рќ.Рќ. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ12 РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 12 сентября 2019 РіРѕРґР°, которым постановлено:
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєР° Р¤РРћ13 Рє Управлению Росреестра РїРѕ Республике Татарстан, государственному регистратору Р¤РРћ14, начальнику РќРѕРІРѕ-Савиновского отдела Управления Росреестра РїРѕ Республике Татарстан Р¤РРћ15 Рѕ признании действий незаконными отказать.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Р¤РРћ16., полагавшую решение СЃСѓРґР° законным Рё обоснованным, судебная коллегия,
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Р¤РРћ17. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј указав, что РѕРЅ является собственником земельного участка СЃ кадастровым номером ...., площадью 460 РєРІ.Рј. расположенного РїРѕ адресу: Р Рў, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства Рё огородничества. Постановлением РРљ РњРћ Рі. Казани РѕС‚ 8 апреля 2019 РіРѕРґР° в„–.... была утверждена схема расположения земельного участка площадью 429 РєРІ.Рј., находящегося РІ муниципальной собственности, Рё находящегося РІ частной собственности земельного участка СЃ кадастровым номером ...., общей площадью 889 РєРІ.Рј РЅР° кадастровом плане территории. РЎ подготовленным кадастровым инженером Р¤РРћ18. межевым планом РЅР° перераспределение земельных участков, 24 апреля 2019 РіРѕРґР° представитель административного истца обратился РІ РќРѕРІРѕ-Савиновский отдел Управления Росреестра РїРѕ Р Рў. Заявлению Рѕ государственном кадастровом учете недвижимости имущества был присвоен номер ..... Специалистом, осуществлявшим прием документов, представителю административного истца была выдана РѕРїРёСЃСЊ принятых документов, согласно которой заявителю был указан СЃСЂРѕРє выдачи документов - 8 мая 2019 РіРѕРґР°. Как отмечает представитель административного истца, РїСЂРё сдаче документов государственный регистратор всегда РїСЂРѕСЃРёС‚ заявителя написать РѕС‚ СЂСѓРєРё РЅР° заявлении Рѕ регистрации согласие РЅР° исправление ошибок кадастровым инженером, РІ случае РёС… обнаружения. 29 апреля 2019 РіРѕРґР° СЃРѕ своей электронной почты государственный регистратор Р¤РРћ19. направила РЅР° электронную почту кадастрового инженера Р¤РРћ20. уведомление Рѕ приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, РІ котором были указаны причины для приостановки. Р’ этот Р¶Рµ день 29 апреля 2019 РіРѕРґР° РІСЃРµ ошибки кадастровый инженер исправила Рё РІ электронном РІРёРґРµ направила регистратору исправленный межевой план. Однако, 8 мая 2019 РіРѕРґР° представителю административного истца было выдано уведомление РѕС‚ 30 апреля 2019 РіРѕРґР° Рѕ возврате документов без рассмотрения РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что предоставленный РҐML файл РЅРµ соответствует Рї. 5 РҐML-схемы, используемой для формирования РҐML-документа межевого плана РІ форме электронного документа, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РѕС‚ 6 апреля 2016 РіРѕРґР°. Р’ представленном РҐML-файле присутствуют недопустимые значения. Регистратор Р¤РРћ21 РЅРµ учла исправленный вариант межевого плана, Р° возвратила представленные документы без рассмотрения. Учитывая, что 29 апреля 2019 РіРѕРґР° государственный регистратор направила кадастровому инженеру Р¤РРћ22. уведомление Рѕ приостановлении кадастрового учета, Рё РїРѕ состоянию РЅР° эту дату результата рассмотрения заявления еще РЅРµ было, представитель административного истца считает, что уведомление Рѕ возврате документов является незаконным. Возврат документов был преждевременным, Рё действия административного ответчика РЅРµ соответствуют действующему законодательству. Данные действия специалиста Росреестра РїРѕ Р Рў привели Рє дополнительным затратам административного истца РЅР° оплату услуг представителя, так как каждый дополнительный выезд представителя административного истца РІ Управление Росреестра РїРѕ Р Рў стоит 3000 рублей. Орган регистрации РјРѕРі вынести уведомление Рѕ приостановлении кадастрового учета, РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ изложить РІ нем РІСЃРµ причины приостановки, после чего СЃ первого раза недостатки были Р±С‹ устранены кадастровым инженером.
На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконными действия Управления Росреестра по Республике Татарстан, выразившиеся в возврате документов административного истца без рассмотрения по заявлению №.... от 24 апреля 2019 года, взыскать с Управления Росреестра по Республике Татарстан в свою пользу в расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей. Также в ходе судебного разбирательства представитель административного истца дополнил административные исковые требования и также просил признать незаконным несвоевременный возврат документов без рассмотрения по заявлению №.... от 24 апреля 2019 года.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
Р’ апелляционной жалобе административный истец ставит РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР°, полагает, что СЃСѓРґРѕРј неправильно применены РЅРѕСЂРјС‹ материального права, действия ответчика являются незаконными. Рстец указывает, что представленный РёРј РЅР° государственную регистрацию электронный образ межевого плана, соответствовал формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. Выражает несогласие СЃ выводом СЃСѓРґР° Рѕ том, что РЅРµ сообщение государственным регистратором кадастровому инженеру Рѕ его ошибках РЅРµ является нарушением действующего законодательства, полагает, что РІ результате незаконных действий административных ответчиков, РѕРЅ понес убытки, связанные СЃ оплатой услуг представителя.
Рсследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела Рё полноту РёС… установления, исследовав правильность применения СЃСѓРґРѕРј первой инстанции РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов установлен статьей 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 4 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если:
1)такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования (Приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 года N 883 утвержден порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, Приказом Росреестра от 25 июня 2015 года N П/338 утверждены XML-схемы межевых и технических планов).
2)такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
3)информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;
4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 Закона о регистрации;
5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовая экспертиза и принятие соответствующего процессуального решения осуществляется государственным регистратором прав, исходя из совокупности представленных документов, имеющихся сведений, а также необходимой информации.
Таким образом, несоответствие межевого плана, а также документов, входящих в состав межевого плана требованиям, установленными нормативными-правовыми актами, являются основанием для принятия государственным регистратором решения о возврате документов без рассмотрения.
Приказом Минэкономразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 26 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° в„–883 установлен РџРѕСЂСЏРґРѕРє представления заявления Рѕ государственном кадастровом учете недвижимого имущества Рё (или) государственной регистрации прав РЅР° недвижимое имущество Рё прилагаемых Рє нему документов, РїСѓРЅРєС‚ 3 которого устанавливает, что заявление Рѕ государственном кадастровом учете Рё (или) государственной регистрации права РІ форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ (РЈРљРРџ) заявителя; РїСѓРЅРєС‚ 5 закрепляет, что РІ случае представления заявления Рѕ государственном кадастровом учете Рё (или) государственной регистрации права РІ форме документа РЅР° бумажном носителе межевой план, технический план, карта-план территории, акт обследования представляются РЅР° государственный кадастровый учет Рё (или) государственную регистрацию прав РЅР° электронном носителе информации (например, оптический компакт-РґРёСЃРє, USB FlashDrive); пунктом 9 которого, предусмотрено, что необходимые для государственного кадастрового учета Рё (или) государственной регистрации прав документы, направляемые РІ форме электронных документов, представляются РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· следующих форматов:
- в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;
- в виде электронных образов документов в формате PDF.
Пунктом 10 указанного Приказа предусмотрено, что XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте.
Форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года №921 утверждены формы и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, пунктом 4 которого установлено, что межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными РІ действие РїРѕ истечении РґРІСѓС… месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ РёС… размещения РЅР° официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу: www.rosreestr.ru (далее - официальный сайт).
Состав сведений межевого плана в форме электронного документа должен соответствовать составу сведений, содержащихся в утвержденной форме межевого плана, с учетом Требований.
Приказом Росреестра от 10 июля 2015 года №П/367 «Об организации работ по представлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа» предусмотрено, что в графе «Код элемента» указывается сокращенное наименование (код) описываемого элемента XML-схемы (пункт 3).
Приказом Росреестра от 12 октября 2011 года №П/389 разработан Сборник классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 460 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, город <адрес> с кадастровым номером ....
24 апреля 2019 РіРѕРґР° представитель административного истца обратился РІ РќРѕРІРѕ-Савиновский Отдел Управления Росреестра РїРѕ Р Рў СЃ заявлением в„–.... для постановки РЅР° кадастровый государственный учет земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка СЃ кадастровым номером: ..... Рљ заявлению были приложены: межевой план, подготовленный кадастровым инженером РћРћРћ «МК Верста» Р¤РРћ23., Рё оптический компакт-РґРёСЃРє.
Специалистом, осуществляющим прием документов, представителю административного истца была выдана опись принятых документов, согласно которой заявителю был указан срок выдачи документов по результатам оказания услуги - 8 мая 2019 года.
30 апреля 2019 РіРѕРґР° государственным регистратором Р¤РРћ24. было принято решение Рѕ возврате документов без рассмотрения РїРѕ вышеуказанному заявлению РЅР° основании части 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» РїРѕ причине того, что заявления Рё документы, представленные РІ форме электронных документов, электронных образов документов РІ формате, РЅРµ соответствующим формату, установленному органом нормативного правового регулирования. Было выявлено, что представленный РҐРњL-файл РЅРµ соответствует требованиям действующего законодательства, Р° именно: РІ представленном РҐРњL-файле присутствуют недопустимые значения РєРѕРґРѕРІ документов: .....
Административным ответчиком было установлено, что кадастровым инженером РїСЂРё составлении XML-файла межевого плана были допущены ошибки, связанные СЃ неверным указанием данных классификационных РєРѕРґРѕРІ: указан РєРѕРґ .... - как соответствующий РєРѕРґСѓ кадастрового плана территории Рё выписки РёР· каталога плановых координат пунктов государственной геодезической сети. Однако, указанный РєРѕРґ, согласно приказу Росреестра РѕС‚ 12 октября 2011 РіРѕРґР° в„–Рџ/389 «О РЎР±РѕСЂРЅРёРєРµ классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра Рё картографии РІ автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј государственного кадастра недвижимости», является архивным, то есть РЅРµ действующим РІ настоящее время. РљСЂРѕРјРµ того, кадастровый инженер РІ представленном межевом плане указывает РєРѕРґ .... – как соответствующий РєРѕРґСѓ постановления Рсполнительного комитета муниципального образования Рі. Казани. Однако, согласно вышеуказанного приказа, указанный РєРѕРґ является общим РєРѕРґРѕРј для правоустанавливающих документов (номер раздела 558.4). РџСЂРё этом, далее указываются подразделы для каждого документа Рё для актов органов местного самоуправления имеются РґСЂСѓРіРёРµ специальные РєРѕРґС‹.
РР· приказа Росреестра РѕС‚ 12 октября 2011 РіРѕРґР° в„–Рџ/389 следует, что РЎР±РѕСЂРЅРёРє классификаторов был разработан РІ целях организации работы автоматизированных информационных систем ведения Единого государственного реестра прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј Рё государственного кадастра недвижимости (далее - РђРРЎ) Рё предназначен для:
- ведения баз данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН);
- обеспечения единства представления значений одинаковых данных для совместимости различных информационных систем ведения ЕГРП и ГКН, используемых в субъектах Российской Федерации (далее - учетные системы);
- обеспечения совместимости с информационными системами иных органов (организаций);
- формализации запросов к базам данных при решении аналитических задач и формировании статистики в учетных системах.
При этом, согласно буквальному толкованию пункта 9 Приказа Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 года №883, межевой план в электронном виде должен представляться в орган регистрации в формате XML-документа, созданного с использованием XML-схем и обеспечивающим считывание и контроль представленных данных.
XML-схема межевого плана предполагает внесение в XML-документ тех или иных сведений только в определённых форматах (текстовом, кодовом, числовом и т.п.).
Принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае орган регистрации не смог произвести считывание и контроль XML-файла межевого плана, представленного административным истцом, поскольку из-за указанных выше ошибок, допущенных кадастровым инженером, представленный файл не соответствовал формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. Судом указано, что административный истец и его представитель, в нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представили в суд доказательства соответствия представленных на осуществление государственного кадастрового учёта документов требованиям действующего законодательства, тогда как административный ответчик доказал, что в нарушение вышеприведенных норм права, заявление и документы, представленные административным истцом, в форме электронных документов, не соответствовали установленному формату.
РР· пояснений представителей сторон следует, что 29 апреля 2019 РіРѕРґР° государственный регистратор Р¤РРћ25. СЃРѕ своей электронной почты направила РЅР° электронную почту кадастрового инженера Р¤РРћ26. уведомление Рѕ приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. РќР° основании указанного документа, 29 апреля 2019 РіРѕРґР° РѕС‚ кадастрового инженера Р¤РРћ27. поступило заявление Рѕ приеме дополнительных документов, однако причины, препятствующие проведению кадастрового учета, РЅРµ были устранены.
Судом первой инстанции отмечено, что у государственного регистратора не имеется установленной законом обязанности по направлению в адрес кадастрового инженера какого-либо уведомления о наличии недостатков либо ошибок в подготовленных кадастровым инженером документов. Данные действия могут совершаться по усмотрению государственного регистратора.
Суд первой инстанции критически оценил доводы представителя административного истца о том, что документы из Управления Росреестра по РТ были возвращены в многофункциональный центр несвоевременно, поскольку, согласно материалам дела, заявление было подано 24 апреля 2019 года, 30 апреля 2019 года было вынесено уведомление о возврате документов без рассмотрения. Данные действия были совершены государственным регистратором в соответствии со статьей 16 Закона о регистрации. Далее, с учетом нерабочих праздничных дней с 1 по 5 мая 2019 года, документы были возвращены в многофункциональный центр 6 мая 2019 года и 7 мая 2019 года, то есть на один день раньше планируемого срока (согласно описи от 24 апреля 2019 года) были вручены представителю административного истца. Следовательно, факта незаконного несвоевременного возврата документов судом также не установлено.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· установленных РїРѕ делу обстоятельств, СЃСѓРґ пришел Рє обоснованному выводу Рѕ том, что действия государственного регистратора Р¤РРћ28. РїРѕ возврату документов РїРѕ заявлению административного истца в„–.... РѕС‚ 24 апреля 2019 РіРѕРґР° являются законными Рё соответствуют требованиям нормативно-правовых актов.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
В целом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Советского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 12 сентября 2019 РіРѕРґР° РїРѕ данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ29 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё