Решение по делу № 8Г-27938/2023 [88-27818/2023] от 18.09.2023

I инстанция - Пелипей Р.И.

II инстанция - Миненко О.В. (докладчик), Пащенко Л.В., Туренко С.И.

Дело №88-27818/2023

УИД 0

     2/07/93/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    

30 ноября 2023 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Лысовой Е.В.

судей: Шамрай М.С., Анненковой К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаренко Татьяны Александровны к МЧС ЛНР, ГУ ПФ ЛНР о перерасчете пенсии,

    по кассационной жалобе Назаренко Татьяны Александровны на решение Ленинского районного суда г. Луганска от 14 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Луганской Народной Республики от 13 июля 2023 г.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., судебная коллегия

установила:

Назаренко Т.А. обратилась в суд с иском к МЧС ЛНР, ГУ ПФ ЛНР о перерасчете пенсии, указав в обоснование заявленных требований, что с 1 февраля 2015 г. она работала в должности начальника отделения обеспечения аварийно - спасательной части (г. Луганск) Луганского государственного пожарно-спасательного отряда Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики.

Приказом № 315 л/с от 19 июля 2022 г. истец уволена с 19 июля 2022 г. со службы на основании пункта 2 части 2 статьи 104 Кодекса гражданской защиты ЛНР по достижению предельного возраста пребывания на службе. Выслуга лет по состоянию на 19 июля 2022 г. составила: календарная - 17 лет 11 месяцев 17 дней, общий страховой стаж - 25 лет 5 месяцев 24 дня.

В соответствии с Временным порядком пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц, утвержденным Постановлением Совмина ЛНР № 136/18 от 13 марта 2018 г., истцу назначена пенсия.

Согласно постановлению Правительства ЛНР от 30 сентября 2022 г. № 737/22 «О внесении изменения во Временный порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» в связи с дополнением подпункта «А» подпункта 2.4.2 пункта 2.4 Временного порядка абзацем 13 предусмотрено, что время прохождения службы гражданской защиты Луганской Народной Республики в период действия военного положения и (или) чрезвычайного положения в Луганской Народной Республике на льготных условиях засчитывается как один месяц службы за три.

Военное положение в ЛНР было введено 22 мая 2014 г., действует и в настоящее время, в связи с чем, истец полагала, что период службы должен быть засчитан на льготных условиях, исходя из расчета один месяц службы за три месяца. Заявление истца о перерасчете пенсии оставлено без удовлетворения.

Истец просила суд возложить на Министерство чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ЛНР в течение месяца, со дня вступления в силу решения суда направить в ГУ ЛНР - ПФ ЛНР представление для перерасчета пенсии Назаренко Т.А. в соответствии с требованиями постановления Правительства ЛНР от 30 сентября 2022 г. № 737/22, а именно - с указанием зачтенного срока службы с 1 февраля 2015 г. по 19 июля 2022 г. из расчета один месяц службы за три; обязать ГУ ЛHP - ПФ ЛНР произвести перерасчет пенсии, назначенной Назаренко Т.А., в зависимости от выслуги лет в соответствии с требованиями постановления Правительства ЛHP от 30 сентября 2022 г. № 737/22.

Решением Ленинского районного суда г. Луганска ЛНР от 14 апреля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ЛНР от 13 июля 2023 г., в удовлетворении исковых требований Назаренко Т.А. отказано.

В кассационной жалобе Назаренко Т.А. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что время службы истца должно быть засчитано на льготных условиях, исходя из расчета один месяц службы за три месяца, в противном случае, нарушается один из принципов пенсионного обеспечения – равноправие лиц по получению пенсионных выплат. Основополагающим критерием для применения льготного стажа должна быть не дата увольнения гражданина, а сам факт несения службы в то время, которое подлежит зачету на льготных условиях.

Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.

С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Назаренко Т.А. проходила службу в МЧС Украины, МЧС ЛНР со 2 августа 2004 г. по 19 июля 2022 г.

С 1 февраля 2015 г. по 19 июля 2022 г. истец проходила службу в Министерстве чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ЛНР, 19 июля 2022 г. уволена со службы на основании пункта 2 части 2 статьи 104 Кодекса гражданской защиты ЛНР по достижению предельного возраста пребывания на службе.

Выслуга лет на службе, но состоянию на 19 июля 2022 г. составила: календарная - 17 лет 11 месяцев 17 дней, общий страховой стаж - 25 лет 05 месяцев 24 дня.

Назаренко Т.А. с 20 июля 2022 г. состоит на учете в управлении пенсионного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий граждан ГУ ЛНР - Пенсионный фонд ЛНР и получает пенсию за выслугу лет.

Согласно протоколу по пенсионному делу - МЧС ЛНР от 17 октября 2022 г., Назаренко Т.А. назначена пенсия за выслугу лет 25 (календ. 17) в размере 50 % денежного обеспечения бессрочно в размере 15 968,75 руб.

В соответствии с постановлением Правительства ЛНР от 30 сентября 2022 г. «О внесении изменений во Временный порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» в связи с дополнением подпункта «А» подпункта 2.4.2 пункта 2.4 Временного порядка абзацем тринадцатым «время прохождения службы гражданской защиты Луганской Народной Республики в период действия военного положения и (или) чрезвычайного положения в Луганской Народной Республике» - на льготных условиях засчитывается один месяц службы за три.

14 декабря 2022 г. истец обратилась в МЧС ЛНР с заявлением, в котором просила произвести перерасчет выслуги лет в соответствии с постановлением Правительства ЛНР от 30 сентября 2022 г. № 737/22 из расчета один день за три.

Письмом Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ЛНР от 29 декабря 2022 г. Назаренко Т.А. отказано в пересмотре выслуги лет согласно постановлению Правительства ЛНР от 30 сентября 2022 г. № 737/22 «О внесении изменения во Временный порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц», поскольку указанное постановление вступило в силу со дня его подписания, то есть 30 сентября 2022 г., действующим законодательством Луганской Народной Республики не предусмотрено применение указанных изменений во Временный порядок в отношении лиц, уволенных из органов внутренних дел до введения таковых, а также в связи с тем, что отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения перерасчета ранее исчисленной выслуги лет.

Полагая свои права нарушенными, и обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась то, что отказ ответчика в пересмотре выслуги лет является незаконным.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установил значимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что у Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ЛНР отсутствовали правовые основания для внесения изменений в расчет выслуги лет истца для назначения пенсии, поскольку из материалов дела следует, что Назаренко Т.А. была уволена 19 июля 2022 г. из Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ЛНР, а постановление Правительства Луганской Народной Республики от 30 сентября 2022 г. № 737/22, которым были внесены изменения во Временный порядок, вступило в силу с 30 сентября 2022.

Поскольку постановление Правительства Луганской Народной Республики от 30 сентября 2022 г. № 737/22 не содержит прямого указания о распространении его действия на период до 30 сентября 2022 г. либо в отношении лиц, указанных в пункте 1.2 Временного порядка, уволенных со службы до его принятия, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения иска.

С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.

Назначение и выплата пенсий на территории ЛНР с 16 апреля 2021 г. осуществляется Государственным учреждением Луганской Народной Республики - Пенсионным Фондом ЛНР (постановление Правительства ЛНР от 16 апреля 2021 г. № 310/21 «Об органе управления государственным внебюджетным фондом Луганской Народной Республики»).

В соответствии со статьей 1 Закона Луганской Народной Республики от 27 марта 2015 г. № 14-11 «О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики» (с изменениями) назначение и выплата пенсий на территории ЛНР осуществляется в соответствии с законодательством Украины, действовавшим по состоянию на 30 июня 2014 г., если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

С 25 марта 2018 г. исчисление выслуги лет для назначения пенсии, условия и порядок назначения пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, органах государственной безопасности, финансовой полиции Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики, таможенных органах, службе гражданской зашиты Луганской Народной Республики, которым в установленном законодательством порядке были присвоены воинские и специальные звания, и членам их семей осуществляются в соответствии с Временным порядком пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц и Порядком предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсии лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим лицам (далее - Порядок), утвержденных Постановлением Совета Министров ЛНР от 13 марта 2018 г. № 136/18.

Согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» граждане Луганской Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Луганской Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Федерального конституционного закона или в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья. Гражданам и лицам, указанным в части 1 указанной статьи, постоянно проживающим на территории Луганской Народной Республики, гарантируется предоставление пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме в размерах (объемах), установленных актами Луганской Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, вплоть до принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме таким гражданам и лицам.

В соответствии с пунктом 1.2 Временного порядка, лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу гражданской защиты ЛНР и имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их с военной службы (службы).

Пунктом 2.1 Временного порядка предусмотрено, что право на назначение пенсии получают лица, имеющие определенную Временным порядком выслугу лет на момент увольнения со службы гражданской защиты.

Согласно пункту 2.5 Временного порядка расчет выслуги, лет для назначения пенсии в соответствии с настоящим Временным порядком осуществляется уполномоченными структурными подразделениями, указанными в пункте 6.1 настоящего Временного порядка, через которые подается заявление о назначении пенсии, к которым, в том числе, относится уполномоченное структурное подразделение Министерства Чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики, которым в соответствии с Порядком предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсии лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим лицам (с изменениями и дополнениями) утвержденным постановлением Совета министров Луганской Народной Республики от 13 марта 2018 г. № 136/18.

Частями 1, 2 статьи 4 ГК ЛНР предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Проанализировав приведенные нормы права, суды пришли к верному выводу, что расчет выслуги лет для назначения пенсии осуществляется структурным подразделением Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики при увольнении со службы в соответствии с нормами Временного порядка, действующими на момент увольнения. Поскольку постановление Правительства Луганской Народной Республики от 30 сентября 2022 г. № 737/22 не содержит прямого указания о распространении его действия на период до 30 сентября 2022 г. либо в отношении лиц, указанных в пункте 1.2 Временного порядка, уволенных со службы до его принятия, оснований для его применения в данном случае не имеется.

Доводы кассатора о наличии оснований для перерасчета пенсии подлежат отклонению, поскольку нововведения, касающиеся льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии в период действия военного положения и (или) в условиях чрезвычайного положения, начали действовать с даты вступления постановления Правительства ЛНР от 30 сентября 2022 г. № 737/22 «О внесении изменений во Временный порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» в законную силу, т.е. с 30 сентября 2022 г.

При этом, как ранее было указано, постановление Правительства ЛНР от 30 сентября 2022 г. № 737/22 «О внесении изменений во Временный порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» не содержит прямого указания о распространении его действия на период до 30 сентября 2022 г.

С учетом изложенного, на истца, которая уволена с 19 июля 2022 г. с правом на пенсию, то есть, до вступления в силу постановления Правительства ЛНР от 30 сентября 2022 г. № 737/22, не распространяется его действие, а доводы кассационной жалобы Назаренко Т.А. об обратном основаны на ошибочном толковании норм права, в связи с чем, отклоняются, как необоснованные.

В целом, приведенные кассатором в жалобе доводы по существу сводятся к неверному толкованию норм материального права, несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда г. Луганска от 14 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда ЛНР от 13 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Назаренко Татьяны Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-27938/2023 [88-27818/2023]

Категория:
Гражданские
Статус:
Без изменения
Истцы
Назаренко Татьяна Александровна
Ответчики
Министерство чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ЛНР
ГУ ЛНР -Пенсионный фонд ЛНР
Другие
Долженкова Светлана Александровна
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Шамрай Марина Семеновна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
30.11.2023Судебное заседание
30.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее