Дело № 2-3811(2021)
УИД 32RS0027-01-2021-003583-03
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2021 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2021 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Мазур Т.В.,
при секретаре Сафроновой А.В.,
с участием истца Садохина В.В.,
представителя ответчика Ширшовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Садохина Владимира Владимировича к Отделению Пенсионного фонда России по Брянской области об установлении факта нахождения на иждивении и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Садохин В.В. обратился в суд с иском к Отделению ПФР по Брянской области об отмене решения по уменьшению пенсии, ссылаясь на то, что 05 марта 2021 года истцу стало известно о пересмотре его пенсии с 01 марта 2021 года без учета повышения на иждивенца С.Д., <дата> рождения, обучающегося на очной форме в магистратуре, в связи с поступлением данных в ПФР о его работе. Ранее истцу была приостановлена выплата на содержание С.Д., однако после предоставления справки о его доходах, выплата была восстановлена. Как следует из заявления, С.Д. заработную плату не получает и находится на иждивении отца Садохина В.В.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд установить факт нахождения на иждивении С.Д., <дата> рождения у отца Садохина Владимира Владимировича, <дата> рождения с 01 марта 2021 года, отменить решение Пенсионного фонда РФ по Брянской области о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии Садохина Владимира Владимировича, <дата> рождения, с 01 марта 2021 года.
В ходе судебного разбирательства для участия в деле в качестве соответчика привлечен Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Брянской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора С.Д.
В судебном заседании Садохин В.В. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Ширшова С.Н. просила суд в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Представитель Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Брянской области, С.Д. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; ст. 1; статья 7, часть 1) охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03 июня 2004 года № 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (ч. 2), устанавливаются законом.
С 01 января 2015 года страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», цель которого - защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01 января 2015 года) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (до 01 января 2010 года - базовая часть пенсии) устанавливался в повышенном размере в зависимости от количества таких членов семьи.
Аналогичное правило установлено частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пп. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Исходя из положений части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи признаются дети кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Из буквального толкования данной нормы закона следует, что законодателем установлена презумпция иждивенства трех категорий лиц - нетрудоспособных членов семьи: дети, не достигшие возраста 18 лет; дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Таким образом, дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, признаются законодателем нетрудоспособными до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как следует из материалов дела, Садохин В.В. является получателем пенсии по старости в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянской области.
Согласно пенсионному делу, нетрудоспособными членами семьи Садохина В.В. являются – сын С.Д., <дата> рождения, сын С.Ю., <дата> рождения.
Согласно сообщению ОПФР по Брянской области № С-702-14/1072-21 от 12 апреля 2021 года в феврале 2021 года в распоряжение органов ПФР поступили данные о факте работы С.Д., находящегося на иждивении Садохина В.В., что послужило основанием для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии Садохина В.В. в сторону уменьшения без учета повышения на иждивенца с 01.03.2021 года.
С.Д., <дата> рождения, является студентом <данные изъяты> за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Начало обучения 01 сентября 2020 года, окончание обучения 31 августа 2022 года.
Как следует из материалов дела, С.Д. 01 июня 2019 года заключил договор гражданско-правового характера с АО <данные изъяты>. Срок договора гражданско-правового характера истек 01 июня 2021 года Услуги по договору в период с 01 января 2021 года по 01 июня 2021 года не оказывались.
Судом установлено, что С.Д., своих источников дохода не имеет, следовательно, находится на содержании своего отца, от которого получает помощь, являющуюся постоянным и основным источником средств существования, что позволяет прийти к бесспорному выводу о том, что он является его иждивенцем. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты и доказательств обратного суду не представлено.
Соблюдение иных условий, установленных законом для определения факта нахождения на иждивении, в том числе, установления нуждаемости этого лица в постоянной посторонней финансовой помощи для существования, в данном случае не имеет юридического значения для решения вопроса об иждивенстве сына обучающегося по очной форме обучения.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» под иждивенством понимается нахождение членов семьи кормильца на его полном содержании или получение от него помощи, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивенцами признаются лица, которые либо полностью находились на содержании определенного лица, либо получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Помощь необязательно должна быть облечена только в денежную форму, это может быть помощь продуктами питания, одеждой, полным обеспечением и оплатой всех услуг по удовлетворению потребностей и пр. Главным является факт того, что помощь играет значительную роль в обеспечении его жизни.
Из материалов дела следует, что суммарный размер пенсии Садохина В.В. до 01 марта 2021 года составлял 27 524,22 рублей с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с нахождением на его иждивении сына С.Д. После прекращения указанной выплаты, с 01 марта 2021 года размер его пенсии составил 25 509,39 рублей.
Однако данное обстоятельство не исключает факта оказания истцом сыну-студенту ВУЗа помощи, носящей постоянный характер, которая оказывается систематически, и что истец взял на себя заботу о содержании сына, обучающегося в другом городе на очной форме обучения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Садохин В.В. имеет право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с нахождением на его иждивении С.Д., обучающегося по очной форме обучения с момента прекращения указанной выплаты - с 01 марта 2021 года.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░░░░░, ░ 01 ░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░