Решение по делу № 3а-468/2021 от 02.04.2021

24OS0000-01-2021-000246-30

Дело № 3А-468/2021

128а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2021 года                      г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием административного истца Васильевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-468/2021 по административному иску Васильевой Валерии Викторовны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л:

Васильева В.В. обратилась с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок

Требования мотивированы тем, что Васильева В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, длительное время состоит на жилищном учете по указанному статусу на территории города Красноярска. Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 18 декабря 2019 года, на администрацию города Красноярска возложена обязанность предоставить Васильевой В.В. жилое помещение специализированного жилого фона по договору найма специализированных жилых помещений. В настоящее время решение суда не исполнено, чем нарушено право Васильевой В.В. на исполнение решения в разумный срок.

Просит присудить денежную компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 265 000 рублей.

В судебном заседании административный истец Васильева В.В. настаивала на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Интересы муниципального образования городской округ город Красноярск в Красноярском краевом суде на основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) представляет департамент финансов администрации города Красноярска, являющийся в силу Положения о департаменте финансов администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением Главы города Красноярска от 15 апреля 2009 года № 66-р, финансовым органом администрации города, а также администрация города Красноярска, являющаяся на основании Устава города Красноярск исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления..

В письменных возражениях представитель департамента финансов администрации города Красноярска Зубакова Н.А., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, ссылалась на то, что департамент финансов администрации города Красноярска не является лицом, нарушившим право Васильевой В.В. на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется только за счет средств краевого бюджета, в связи с чем департамент финансов администрации города Красноярска являются ненадлежащими административным ответчиком по делу. Жилые помещения для детей-сирот приобретаются после заключения соглашения с министерством образования Красноярского края и предоставления субвенции из средств краевого бюджета. Администрацией города Красноярска были предприняты все возможные меры для исполнения решения суда

Администрации города Красноярска, департамент финансов администрации города Красноярска, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее - ГУФССП России по Красноярскому краю), надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации города Красноярска, департамента финансов администрации города Красноярска, ГУФССП России по Красноярскому краю.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела и гражданского дела № 2-7570/2019, суд полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в г. Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

Согласно статье 1 Закона о компенсации взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).

Положениями части 3 статьи 258 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения административного истца и иных участников судебного процесса, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общей продолжительности неисполнения судебного акта.

Как следует из материалов административного дела и гражданского дела № 2-7570/2019, решением Центрального районного суда г. Красноярска от 18 декабря 2019 года, вступившим в законную силу 27 января 2020 года, на администрацию города Красноярска возложена обязанность предоставить Васильевой В.В. благоустроенное жилое помещение на территории г. Красноярска на основании договора найма специализированного жилого помещения общей площадью 33 кв.м с учётом допусков предусмотренных пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка».

18 мая 2020 года руководитель Управления учета и реализации жилищной политики администрации города Красноярска направил в адрес заместителя министра образования Красноярского края письмо о выделении средств на приобретение и строительство жилых помещений лицам, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая Васильеву В.В.

В ответе заместителя министра образования Красноярского края от 10 июня 2020 года на вышеназванное обращение сообщено, что средства, выделенные в 2020 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решению суда, распределены Министерством в полном объеме. Также было сообщено, что Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией города Красноярска по приобретению жилых помещений указанным в письме гражданам.

10 июня 2020 года руководитель Управления учета и реализации жилищной политики администрации города Красноярска направил в адрес заместителя министра образования Красноярского края письмо о выделении средств на приобретение и строительство жилых помещений лицам, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая Васильеву В.В.

В ответе заместителя министра образования Красноярского края от 26 июня 2020 года на вышеназванное обращение сообщено, что средства, выделенные в 2020 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решению суда, распределены Министерством в полном объеме. Также было сообщено, что Министерством периодически направляются письма в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств для приобретения жилых помещений в целях обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а по состоянию на 25 июня 2020 года дополнительных денежных средств из бюджета Красноярского края выделено не было.

В ответах заместителя министра образования Красноярского края от 11 и 26 августа, 10 ноября, 02 декабря 2020 года сообщено, что средства, выделенные в 2020 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решению суда, распределены Министерством в полном объеме. Также было сообщено, что Министерством периодически направляются письма в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств для приобретения жилых помещений в целях обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а дополнительных денежных средств из бюджета Красноярского края выделено не было.

09 декабря 2020 года руководитель Управления учета и реализации жилищной политики администрации города Красноярска направил в адрес заместителя министра образования Красноярского края письмо о выделении средств на приобретение и строительство жилых помещений лицам, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая Васильеву В.В.

В ответе заместителя министра образования Красноярского края от 25 декабря 2020 года на вышеназванное обращение сообщено, что средства, выделенные в 2020 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решению суда, распределены Министерством в полном объеме. Также было сообщено, что Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией города Красноярска по приобретению жилых помещений указанным в письме гражданам.

02 апреля 2021 года руководитель Управления учета и реализации жилищной политики администрации города Красноярска направил в адрес заместителя министра образования Красноярского края письмо о выделении средств на приобретение и строительство жилых помещений лицам, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая Васильеву В.В.

В ответе заместителя министра образования Красноярского края от 11 мая 2021 года на вышеназванное обращение сообщено, что Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией города Красноярска по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а о выделении средств информация будет представлена дополнительно.

02 октября 2020 года на основании исполнительного листа, выданного по вышеуказанному решению, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство № 18950/20/24097-ИП.

На момент рассмотрения настоящего административного дела решение Центрального районного суда г. Красноярска от 18 декабря 2019 года администрацией города Красноярска не исполнено, исполнительное производство не окончено и не прекращено.

По мнению суда в общую продолжительность исчисления срока исполнения судебного акта необходимо исчислять со дня вступления в законную силу решения Центрального районного суда г. Красноярска, поскольку возможность исполнения данного решения не зависит от выдачи исполнительного листа, предъявления исполнительного листа или самого решения к исполнению или возбуждения исполнительного производства.

При этом суд учитывает правовые позиции Европейской Суда по правам человека, сформулированные в пункте 33 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 февраля 2007 года, дело «Райлян (RAYLYAN) против Российской Федерации», исходя из которых если органы государственной власти знали об иске заявителя, то как только решение, вынесенное в пользу заявителя, вступило в законную силу, на них легла обязанность его исполнить. Участвовала ли служба судебных приставов в исполнительном производстве или нет, не меняет ситуации. От лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения (Постановление Европейского Суда по делу «Метаксас против Греции» (Metaxas v. Greece), жалоба № 8415/02, § 19, 27 мая 2004 года; Постановление Европейского Суда по делу «Горохов и Русяев против России», § 33; Постановление Европейского Суда по делу «Кольцов против России» (Koltsov v. Russia), жалоба № 41304/02, § 16, 24 февраля 2005 года; и Постановление Европейского Суда по делу «Петрушко против России» (Petrushko v. Russia), жалоба № 36494/02, § 18, 24 февраля 2005 года). Под государственной властью и органами государственной власти Европейским Судом по правам человека понимается власть и органы власти любого уровня (федеральный, региональный, местный).

Порядок исчисления общей продолжительности исполнения судебного акта предусмотренный абзацем 1 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в данном случае не применим, поскольку содержащиеся в нем разъяснения относятся к порядку исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной система Российской Федерации, который (порядок) не предусматривает возможности добровольного исполнения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 55 вышеуказанного Постановления, период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела общая продолжительность исполнения вышеуказанного решения со дня его вступления в законную силу (27 января 2020 года) по день подачи административного иска (25 марта 2021 года) составляет 1 год 1 месяц 28 дней.

Такая длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечает требованию разумного срока, что является основанием для присуждения административному истцу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. При этом затягивание сроков исполнения судебного акта имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца и при отсутствии каких-либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами, препятствующих исполнить судебный акт в установленный двухмесячный срок.

Доводы департамента финансов администрации города Красноярска об отсутствии у муниципального образования специализированных жилых помещений, бюджетных средств, необходимых для исполнения решения суда, необходимости соблюдения конкурсных процедур для приобретения в муниципальную собственность специализированного жилья, а также ссылка на взаимодействие с министерствами образования и финансов Красноярского края по вопросам исполнения судебного постановления не могут быть приняты во внимание.

По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается взыскателю независимо от вины в таком нарушении должника.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», компенсация не присуждается лишь в случае, если длительность исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой).

Европейский Суд по правам человека неоднократно подчеркивал, что отсутствие денежных средств или иных ресурсов, например, жилых помещений, не является оправданием неисполнению судебного акта, а финансовые трудности, испытываемые государством, не должны препятствовать заявителю в осуществлении права на своевременное исполнение судебного решения (Постановления Европейского Суда по правам человека от 24 февраля 2005 г. по делу «Гасан против Российской Федерации», жалоба № 43402/02, от 7 июля 2005 г. по делу «Малиновский против Российской Федерации», жалоба № 41302/02, от 24 января 2008 г. по делу «Наговицын против Российской Федерации», жалоба № 6859/02).

Учитывая изложенное, суд полагает, что на стадии исполнения судебного акта администрацией города Красноярска было допущено нарушение требования разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Учитывая общую продолжительность исполнения судебного акта, суд считает продолжительность исполнения судебного акта чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока, а также установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, что является основанием для присуждения компенсации.

Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования административного истца, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для административного истца, суд полагает, что заявленная административным истцом сумма – 265 000 рублей является чрезмерной, в связи с чем определяет размер компенсации равным 50 000 рублей.

Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению, которое должно производиться за счет средств бюджета муниципального образования город Красноярск департаментом финансов администрации города Красноярска (части 3, 4 статьи 4, пункт 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, пункты 1, подпункт 62 пункта 11 Положения о департаменте финансов администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением Главы города Красноярска от 15 апреля 2009 года № 66-р).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Административный иск Васильевой Валерии Викторовны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – удовлетворить частично.

Присудить Васильевой Валерии Викторовне компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей, возложив обязанность по исполнению настоящего судебного решения на департамент финансов администрации города Красноярска за счет средств бюджета муниципального образования город Красноярск путем перечисления подлежащих выплате денежных сумм на расчетный счет № , открытый на имя Васильевой Валерии Викторовны в публичном акционерном обществе Банк «Финансовая Корпорация Открытие» (к/с 30101810945250000297, БИК 044525297, ИНН 7706092528).

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда                Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 07 июня 2021 года.

3а-468/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Васильева Валерия Викторовна
Ответчики
Министерство финансов РФ
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация административного искового заявления
05.04.2021Передача материалов судье
05.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2021Судебное заседание
07.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2021Дело оформлено
01.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее