Дело № 2-486/2023 (2-2894/2022)
УИД № 42RS0011-01-2022-003933-52
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий 24 января 2023 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Курносенко Е.А.,
при секретаре Базаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к Кабачевской Ю. Н. о взыскании денежной социальной выплаты, предоставленной на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа (УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа) обратилось в суд с иском к Кабачевской Ю. Н. о взыскании денежной социальной выплаты, предоставленной на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Требования мотивированы тем, что ответчику Кабачевской Ю.Н. на основании ее заявления от <дата> и представленных документов была предоставлена государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по оказанию услуг агентства недвижимости.
Предоставление государственной социальной помощи регламентируется: Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 26.04.2021 № 178-ФЗ); Законом Кемеровской области от 08.12.2005 № 140-03 «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» (далее - Закон Кемеровской области от 08.12.2005 № 140-03); постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 09.12.2020 № 734 «Об утверждении условий и порядка предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи, утверждении порядка проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта» (далее - Порядок); постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 27.06.2019 №1071 «О комиссии по принятию решений о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта».
Комиссией по принятию решений о предоставлении государственной социальной помощи принято решение от <дата> о предоставлении Кабачевской Ю.Н. государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, составлена программа социальной адаптации, <дата> заключен социальный контракт, назначены ответственные по разработке программы социальной адаптации, принято решение о предоставлении государственной социальной помощи в размере 250 000 рублей, которая выплачена на счет Кабачевской Ю.Н., открытый в ПАО «Почта Банк».
Согласно программе социальной адаптации и социальному контракту, предоставленные денежные средства ответчик должна была направить на аренду помещения и приобретение основных средств.
В соответствии с подпунктом «в» подпункта 2.3.3 социального контракта, в период действия контракта с <дата> по <дата> ответчик была обязана предоставить в управление социальной защиты населения копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, копии платежных документов, подтверждающих выполнение мероприятий программы социальной адаптации.
В соответствии с подпунктами 5.8.2 и 5.8.2.3 Порядка, ответчик была обязана в целях осуществления контроля за выполнением им мероприятий программы социальной адаптации и обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в сроки, установленные программой социальной адаптации, но не позднее срока действия социального контракта, представить в управление социальной защиты населения копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, копии счетов, копии счетов-фактур, товарный или кассовый чек с указанием наименования товара, платежное поручение с пометкой «Исполнено», банковские выписки о перечислении денежных средств и иные документы (копии документов), подтверждающие приобретение указанных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, а также иные документы (копии документов), подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптации.
В соответствии с подпунктами 5.8.9, 5.8.10, 5.8.10.2 Порядка, управление социальной защиты населения в качестве уполномоченного органа осуществляет контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом.
По результатам контроля составлены заключения от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, о реализации гражданином мероприятий программы социальной адаптации по форме согласно приложению <номер> к Порядку и акт от <дата> о выполнении гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по форме согласно приложению <номер> к Порядку.
Заключениями и актом установлено невыполнение обязательств со стороны ответчика. Ответчик не зарегистрировалась в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятость).
Ответчик не выполнила пункт 3 плана мероприятий программы, не предоставила документы, подтверждающие расходы полученной государственной социальной помощи.
Заявлением от <дата> Кабачевская Ю.Н. обязалась предоставить отчетные документы об использовании государственной социальной помощи до 31.05.2022. Социальный контракт продлен до 31.05.2022, документы до настоящего времени не представлены.
В нарушение подпункта 2.3.3 «в» социального контракта, программы социальной адаптации, подпунктов 5.8.2 и 5.8.2.3 Порядка ответчик в период действия социального контракта (согласно программе социальной адаптации в течение срока действия социального контракта) не предоставил копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов денежной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» подпункта 6.1.2 Порядка), необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, копии счетов, копии счетов-фактур, товарный или кассовый чек с указанием наименования товара, платежное поручение с пометкой «Исполнено», банковские выписки о перечислении денежных средств и иные документы (копии документов), подтверждающие приобретение указанных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, а также иные документы (копии документов), подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптации.
Не предоставление ответчиком документов, подтверждающих расходование средств, предоставленных в соответствии с социальным контрактом управление социальной защиты населения расценивает как нецелевое расходование бюджетных средств.
Подпунктами 6.5.7 «д», 6.5.8, 6.5.9 Порядка выявление в ходе контроля за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом нецелевого использования денежных средств, излишне выплаченные гражданину денежные средства возмещаются гражданином добровольно или на основании решения суда.
Ответчику было направлено письмо от <дата> <номер> о предоставлении документов, подтверждающих использование государственной социальной помощи в размере 250 000,00 рублей на цели, предусмотренные социальным контрактом.
Взыскание предоставленных денежных средств предусмотрено подпунктом «д» пункта 2.1.8 социального контракта.
Ссылаясь на ст.ст. 309, 1102 ГК РФ, подпункты 6.5.7 «д», 6.5.8, 6.5.9 условий и порядка предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи, утверждении порядка проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта, утвержденных постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 09.12.2020 № 734, истец просит суд взыскать с Кабачевской Ю. Н. в пользу управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа денежные средства в размере 250 000,00 рублей.
В судебное заседание представитель истца УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Фискова Е.Ю., действующая по доверенности, в суд не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Кабачевская Ю.Н. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений не представила, не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В целях соблюдения баланса интересов сторон и процессуальных сроков, на основании ст.233 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Суд, исследовав письменные доказательства, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Статьей 3 Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 года "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о государственной социальной помощи получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Закона о государственной социальной помощи).
Размеры, условия и порядок назначения и выплаты помощи, а также форма социального контракта определяются региональным законодательством (ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; п. 5 Приложения N 8(6) к Государственной программе РФ "Социальная поддержка граждан", утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 296; Методические рекомендации, утв. Приказом Минтруда России от 03.08.2021 N 536).
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Кемеровской области от 08.12.2005 N 140-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 09.12.2020 N 734 утверждены условия и порядок предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи, порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта.
Судом установлено, что ответчик Кабачевская Ю.Н. <дата> обратилась в УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа с заявлением о предоставлении ей государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
На основании заявления Кабачевской Ю.Н. и приложенных к нему документов, комиссией Ленинск-Кузнецкого городского округа по принятию решений о предоставлении государственной социальной помощи было принято решение от <дата> о предоставлении Кабачевской Ю.Н. государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, составлена программа социальной адаптации, <дата> заключен социальный контракт, назначены ответственные по разработке программы социальной адаптации, принято решение о предоставлении государственной социальной помощи в размере 250 000,00 рублей, которая выплачена на счет Кабачевской Ю.Н., открытый в АО «Почта Банк», что подтверждается документально.
Указанные фактические обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Согласно программе социальной адаптации и социальному контракту, предоставленные денежные средства ответчик должен был направить на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, аренду помещения и приобретение основных средств.
В соответствии с подпунктом «в» подпункта 2.3.3 социального контракта, в период действия контракта с <дата> по <дата> ответчик был обязан предоставить в управление социальной защиты населения копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, копии платежных документов, подтверждающих выполнение мероприятий программы социальной адаптации.
В соответствии с подпунктами 5.8.2 и 5.8.2.3 Порядка, ответчик был обязан в целях осуществления контроля за выполнением им мероприятий программы социальной адаптации и обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в сроки, установленные программой социальной адаптации, но не позднее срока действия социального контракта, представить в управление социальной защиты населения копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов денежной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» подпункта 6.1.2 Порядка), необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, копии счетов, копии счетов-фактур, товарный или кассовый чек с указанием наименования товара, платежное поручение с пометкой «Исполнено», банковские выписки о перечислении денежных средств и иные документы (копии документов), подтверждающие приобретение указанных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, а также иные документы (копии документов), подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптации.
В соответствии с подпунктами 5.8.9, 5.8.10, 5.8.10.2 Порядка, управление социальной защиты населения в качестве уполномоченного органа осуществляет контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом.
По результатам контроля составлены заключения от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, о реализации гражданином мероприятий программы социальной адаптации по форме согласно приложению <номер> к Порядку и акт от <дата> о выполнении гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по форме согласно приложению <номер> к Порядку.
Заключениями и актом установлено невыполнение обязательств со стороны ответчика. Ответчик не зарегистрировалась в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятость).
Ответчик не выполнила пункт 3 плана мероприятий программы, не предоставила документы, подтверждающие расходы полученной государственной социальной помощи.
Заявлением от <дата> Кабачевская Ю.Н. обязалась предоставить отчетные документы об использовании государственной социальной помощи до 31.05.2022. Социальный контракт продлен до 31.05.2022, документы до настоящего времени не представлены.
В нарушение подпункта 2.3.3 «в» социального контракта, программы социальной адаптации, подпунктов 5.8.2 и 5.8.2.3 Порядка ответчик в период действия социального контракта (согласно программе социальной адаптации в течение срока действия социального контракта) не предоставил копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов денежной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» подпункта 6.1.2 Порядка), необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, копии счетов, копии счетов-фактур, товарный или кассовый чек с указанием наименования товара, платежное поручение с пометкой «Исполнено», банковские выписки о перечислении денежных средств и иные документы (копии документов), подтверждающие приобретение указанных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, а также иные документы (копии документов), подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптации.
Согласно части 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно пункту 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Кемеровской области от 08.12.2005 № 140-03 финансирование расходов на реализацию социального контракта осуществляется за счет средств областного бюджета.
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Из смысла статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации в целях, не соответствующих договору либо правовому акту, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Подпунктами 6.5.7 «д», 6.5.8, 6.5.9 Порядка выявление в ходе контроля за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом нецелевого использования денежных средств, излишне выплаченные гражданину денежные средства возмещаются гражданином добровольно или на основании решения суда.
Ответчику было направлено письмо от <дата> <номер> о предоставлении документов, подтверждающих использование государственной социальной помощи в размере 250 000 рублей на цели, предусмотренные социальным контрактом.
Однако указанное требование до настоящего времени ответчиком не исполнено, в связи с чем УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа вынуждено обратиться в суд.
Взыскание с ответчика предоставленных денежных средств в связи с их нецелевым использованием предусмотрено подпунктом «д» пункта 2.1.8 социального контракта.
Срок действия социального контракта, заключенного с Кабачевской Ю.Н., истек 31.05.2022.
Доказательств, подтверждающих использование государственной социальной помощи в размере 250 000, 00 рублей на цели, предусмотренные социальным контрактом, ответчиком суду не представлено.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
С учетом изложенного суд считает исковые требования УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Как установлено абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче иска имущественного характера, подлежащего оценки, уплачивается в размере: от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. - 5 200 руб. плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 руб.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, а потому с Кабачевской Ю.Н. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в сумме 5 700 рублей (абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к Кабачевской Ю. Н. о взыскании денежной социальной выплаты, предоставленной на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Кабачевской Ю. Н. в пользу Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа денежные средства в размере 250 000 рублей 00 копеек, предоставленные в виде социальной выплаты на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Взыскать с Кабачевской Ю. Н. в доход бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа государственную пошлину в размере 5 700 рублей 00 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение в окончательной форме составлено 24 января 2023 года.
Председательствующий: подпись Е.А.Курносенко
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-486/2023 (2-2894/2022) Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинск-Кузнецкого Кемеровской области-Кузбасса