Дело № 12-3\2020
Р Е Ш Е Н И Е
13 января 2020 года г. Пошехонье Ярославской области
Судья Пошехонского районного суда Ярославской области Рогова Б.А.,
с участием защитника должностного лица, привлеченного к административной ответственности – главного врача государственного учреждения здравоохранения Пошехонская центральная районная больница (далее – Пошехонская ЦРБ) Бритвенкова А.В. - Комаровой С.Ю., действующей на основании доверенности,
при помощнике председателя суда Холмановой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы должностного лица Пошехонской ЦРБ – его главного врача Бритвенкова А.В. на постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО № 76\7-2158-19-ОБ\12-5217-И\2019-И от 21 октября 2019 года о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и № 76\7-2158-19-ОБ\12-5220-И\2019-И от 21 октября 2019 года о привлечении его к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, объединенные в одно производство, в отношении него, т.е.,
БРИТВЕНКОВА Андрея Владимировича, <данные изъяты>
и материалы дел об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а :
Постановлением № 76\7-2157-19-ОБ\12-5217-И\2019-И от 21 октября 2019 года Бритвенков А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса) за отсутствие спецодежды и спецобуви у медицинских работников и водителей отделения скорой помощи, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Постановлением № 76\7-215-19-ОБ\12-5219-И\2019-И от 21 октября 2019 года Бритвенков А.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний) за то, что медицинские работники отделения скорой помощи и водители автомобиля скорой помощи допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического обследования, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
На данные постановления Бритвенковым А.В. поданы жалобы, которые определением судьи на основании части 2 статьи 4.4. КАП РФ объединены в одно производство.
В жалобах Бритвенков А.В. просит постановления отменить, ссылаясь на грубые нарушения процедуры проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, а именно, что он не был своевременно извещен о проведении внеплановой выездной проверки, основания проведения проверки до него не были доведены, фактически проверка проводилась 29 августа 2019 года, 13 сентября 2019 года в адрес больницы было направлено предписание об устранении выявленных нарушений со сроками исполнения 31 октября и 20 ноября 2019 года, и на момент составления протокола об административном правонарушении нарушения частично были устранены.
В судебном заседании защитник лица, привлеченного к административной ответственности, Комарова С.Ю. жалобы поддержала, дополнив следующим. Уведомление о предстоящей проверке было направлено в адрес больницы на электронную почту 28 августа 2019 года в 11 часов, а уже утром 29 августа 2019 года в больницу прибыла проверяющая, которая фактически в больнице провела пару часов, и большинство документов, которыми опровергаются её выводы о допущенных нарушениях, ею просто не были истребованы. В частности, приказ об утверждении списка должностей сотрудников скорой медицинской помощи, имеющих доступ к наркотическим средствам, издан 13 ноября 2017 года, утверждены их должностные инструкции, все они своевременно проходят медицинские осмотры, в том числе и освидетельствование психиатром. Что касается водителей станции скорой помощи, то в соответствии с нормативами, обязательное психиатрическое освидетельствование должны проходить водители экстренной медицинской помощи, а не скорой медицинской помощи, т.е. все эти данные имелись на момент проведения проверки, но проводившая проверку сотрудница инспекции труда их не запрашивала. Что касается отсутствия спецодежды, то в ноябре 2019 года опубликовано извещение о проведении электронного аукциона для соответствующих закупок. Кроме того, просила обратить внимание на то, что в процессуальных документах указан код ВЭД юридического лица, не зарегистрированный за больницей.
Выслушав защитника Комарову С.Ю. и изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ. В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Как следует из представленного административным органом распоряжения, настоящая проверка проводилась во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой от 28.06.2019 г. № Тг-П12-5555, Приказа Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) № 185 от 09.07.2019 г.
Как следует из пункта 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.
В распоряжении о проведении внеплановой выездной проверки № 76/7-2158-19-ОБ\12-4552-И\2019-И от 14 августа 2019 года указано, что к проведению проверки надлежит приступить 14 августа 2019 года и окончить не позднее 14 сентября 2019 года.
В то же время уведомление о проведении проверки в адрес юридического лица было направлено только 28 августа 2019 года, что подтверждается указанной на самом уведомлении датой, т.е. с нарушением установленного Федеральным законом № 294-ФЗ срока.
Учитывая изложенное, проведение проверки с нарушением установленного срока в силу положений статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ является грубым нарушением и влечет в силу положения части 3 статьи 26.2 КоАП РФ признание результатов проверки, оформленных актом от 13.09.2019, и протокола об административном правонарушении, составленного по результатам такой проверки, недопустимыми доказательствами виновности юридического лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО. № 76\7-2158-19-ОБ\12-5217-И\2019-И от 21 октября 2019 года о привлечении Бритвенкова А.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и № 76\7-2158-19-ОБ\12-5219-И\2019-И от 21 октября 2019 года о привлечении Бритвенкова А.В. к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делам - прекращению.
В числе изложенного при рассмотрении настоящих жалоб необходимо отметить следующее.
Из материалов дела усматривается, что выявленные в рамках проверки, проведенной в отношении ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, нарушения требований нормативных правовых актов в области охраны труда были допущены в результате бездействия. Правонарушения имеют единый родовой объект посягательства.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений в отношении должностного лица ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ было подведомственно одному административному органу.
При таких обстоятельствах, на основании части 2 статьи 4.4. КоАП РФ, предусматривающей, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания, а также с учетом разъяснений, изложенных в абз. 9 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», протоколы подлежали рассмотрению с вынесением одного постановления.
Руководствуясь п. 4 ч.2 ст.30.7 КоАП РФ,
р е ш и л а :
Постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО. № 76\7-2158-19-ОБ\12-5217-И\2019-И от 21 октября 2019 года о привлечении Бритвенкова Андрея Владимировича к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и № 76\7-2158-19-ОБ\12-5219-И\2019-И от 21 октября 2019 года о привлечении Бритвенкова Андрея Владимировича к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить, производство по делам - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья