НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пятовой Н.Л.,
судей Рыжовой О.А. и Столбова Е.М.,
при секретаре судебного заседания Бетевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Нижнего Новгорода
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 октября 2022 года
по иску Смирновой Юлии Сергеевны к Администрации г. Нижнего Новгорода, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
и, заслушав доклад судьи Пятовой Н.Л., выслушав пояснения Смирновой Ю.С.,
установила:
истец обратился в суд с иском к ответчикам об обязании предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Нижнего Новгорода, по договору найма специализированного жилого помещения с площадью не меньше установленных социальных норм, за счет средств бюджета Нижегородской области. В обоснование сослался, что распоряжением администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода от 11 марта 2021 года № 296-р она включена в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «город Нижний Новгород». Однако жилое помещение на дату подачи иска ей не предоставлено.
Решением суда от 25 октября 2022 года постановлено обязать Администрацию г. Н. Новгорода предоставить Смирновой Юлии Сергеевне, [дата] года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 30 кв.м.
В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики Нижегородской области - отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Заявитель указывает, что ответчик не оспаривает право истца на получение благоустроенного жилого помещения, вместе с тем, судом не учтено, что в связи с действующими положениями закона органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений правительством Нижегородской области в муниципальную собственность.
Законность и обоснованность судебного решения проверена судебной коллегией по правилам положений, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и выслушав пояснения Смирновой Ю.С., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Смирнова Ю.С., 27.10.1999 года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением администрации Канавинского г. Нижнего Новгорода от 11 марта 2021 года № 296-р истец Смирнова Ю.С. включена в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования « [адрес]».
На основании договора социального найма жилого помещения [номер] от 19.04.2019 года Смирновой Ю.С. была предоставлена [адрес], в которой она состоит на регистрационном учете.
Однако согласно постановлению администрации г. Н. Новгорода от 20.01.2021 года №111 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, расторгнут договор социального найма.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственной реестре недвижимости отсутствуют сведения о наличии у Смирновой Ю.С. в собственности недвижимого имущества.
Из объяснений истца, данных в суде первой инстанции, следует, что до настоящего времени Смирнова Ю.С. проживает у своего друга.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм материального права судом при вынесении решения не допущено.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 №147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и главе 3.3-1 Закона Нижегородской области «О жилищной политике в Нижегородской области».
Кроме того, согласно пункту 3.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24.05.2021 № 404, специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, включенного в список, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
В случае отсутствия на территории муниципального образования по месту жительства лица, включенного в список, специализированного жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным пунктом 3.3 настоящего Порядка, специализированное жилое помещение с согласия лица, включенного в список, предоставляется не по месту его жительства, а в другом муниципальном образовании, на территории которого имеются свободные специализированные жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о включении лица в список.
В случае, если в заявлении о включении в список указано иное муниципальное образование и органом местного самоуправления иного муниципального образования принято решение о включении указанного лица в список иного муниципального образования, специализированное жилое помещение предоставляется не по месту его жительства, а на территории иного муниципального образования.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Согласно Закону Нижегородской области от 30.09.2008 №116-з (ред. от 06.12.2017) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» (с изм. и доп., вступающими в силу 01.01.2018), органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений:
6) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае - администрации г Нижнего Новгорода.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, принятое судом решение будет неисполнимо, в связи с чем, должно быть предусмотрено, что Правительство Нижегородской области обязано передать в муниципальную собственность жилое помещение, подлежат отклонению как несостоятельные.
Основываясь на материалах дела, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил все значимые по делу обстоятельства, правильно определил нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустил нарушений норм процессуального права.
Все приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда.
Основания, предусмотренные положениями статьи 330 ГПК РФ для отмены либо изменения оспариваемого решения, по настоящему делу отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е де л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.01.2023.