РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2020 года г. Усть-Илимск Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Гановичевой А.И.,
с участием истца Колеснева А.М.,
представителя ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска Николаевой И.В., действующей на основании доверенности № от ** ** **** сроком действия по ** ** ****
в отсутствие третьего лица Колесневой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-38/2020 по иску Колеснева Анатолия Михайловича к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, подлежащего сносу и непригодного для проживания,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований, предъявленных к Администрации г.Усть-Илимска истец указал, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 39,8 кв.м., в том числе жилой площадью 26,9 кв.м. на основании договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда № 2645 от 18 февраля 2013г. Также в соответствии с договором социального найма членом семьи нанимателя является Колеснева Екатерина Анатольевна, которая в настоящее время в данном жилом помещении не проживает. Наймодателем жилого помещения является Администрация г. Усть-Илимска. Постановлением Администрации г. Усть-Илимска от 30.06.2017 № 382 многоквартирный дом № по <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу. На протяжении всего времени ответчик не принимает никаких мер по его переселению и членов его семьи из ветхого жилья. С учетом заявления об уточнении требований от 09.01.2020 просит суд обязать ответчика предоставить ему вне очереди другое благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 39,6 кв.м.
Определением суда от 18 ноября 2019г. с учетом того, что управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом решением Городской Думы шестого созыва от 23.03.2016 № 22/147 отнесено к компетенции Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска определен круг лиц, участвующих в деле: истец Колеснев А.М., ответчик Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, третье лицо Колеснева Е.А.
В судебном заседании истец Колеснев А.М. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении с учетом заявления об уточнении требований от 09.01.2020. Дополнительно суду пояснил, что его дочь Колеснева Е.А. проживает и зарегистрирована в <данные изъяты>, на предоставление другого жилья взамен аварийного не претендует, в связи с чем необходимость включать её в договор социального найма отсутствует.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска Николаева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменные возражения, согласно которым указала, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реестр ветхих и аварийных жилых домов г. Усть-Илимска подпрограммы «Переселение граждан из аварийного муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» муниципальной программы МО г. Усть-Илимск «Доступное жилье», утвержденной постановлением Администрации г. Усть-Илимска № 894 от 20.11.2015. Переселение граждан проживающих в указанном доме, будет осуществляться в соответствии с Реестром и в срок указанный в Программе. На сегодняшний день в муниципальном образовании отсутствует свободный не обремененный правами третьих лиц жилой фонд, дома по Программе еще не построены. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Колеснев А.М. не состоит на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с заявлением о постановке на учет в Департамент не обращался. Доказательств того, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям истцом суду не представлены. В Департамент, по вопросу предоставления маневренного фонда в связи с невозможностью проживания в спорной квартире, истец не обращался. Более того, Колеснев А.М. состоит в браке с К.Т.Н. которой на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Следовательно, спорная квартира является не единственным жилым помещением для проживания истца. В связи с чем в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме (л.д. 233-234).
Третье лицо Колеснева Е.А. в судебное заседание не явилась. О времени и месте проведения судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, согласно заявлению от 25.11.2019 просила о рассмотрении дела в её отсутствие. В отзыве на исковое заявление от 09.12.2019 требования Колеснева А.М. поддержала, указала, что в 2000 году снялась с регистрационного учета в спорной квартире, в связи с выездом в <данные изъяты>, где в настоящее время имеет в собственности квартиру по <адрес> в которой проживает и зарегистрирована с 2017 года. В связи с этими обстоятельствами на жилую площадь не претендует и просит в договор социального найма ее не включать (л.д. 82, л.д. 83, л.д. 89, л.д. 138).
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) представленные ими доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).
Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с 1, 2, 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии с положениями ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57).
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Предоставление жилых помещений в г. Усть-Илимске отнесено к компетенции Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в соответствии с решением Городской Думы шестого созыва от 23.03.2016 № 22/147.
На основании части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как следует из договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда № 2645 от 18.02.2013, заключенного между Администрацией города Усть-Илимска и Колесневым Анатолием Михайловичем, истцу на состав семьи в количестве 2 человек было предоставлено для проживания изолированное жилое помещение, состоящее из 2 комнат, в отдельной квартире, общей площадью 39,8 кв.м., в том числе жилой площадью 26,9 кв.м. по адресу: <адрес> Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены следующие члены семьи: Колеснева Екатерина Анатольевна, ** ** **** года рождения (<данные изъяты>) (л.д. 10-11).
В соответствии со справкой ООО «Усть-Илимское ЖКХ-2008» от 13.11.2019 от 3745 Колеснев А.М., ** ** **** года рождения зарегистрирован по адресу: <адрес> с 04.09.1992. В указанном жилом помещении с 04.09.1992 по 01.06.2002 была зарегистрирована К.Е.А. ** ** **** года рождения, с 30.01.2004 по 26.07.2011 Колеснева Е.А., ** ** **** года рождения, с 04.09.1992 по 31.05.2002 К.Т.Н.., ** ** **** года рождения (л.д. 9).
Регистрация Колеснева А.М. в спорной квартире также подтверждается отметкой в паспорте серии <данные изъяты> №, выданном ** ** **** УВД г. Усть-Илимска (л.д. 7).
Из пояснений истца, подтвержденных доводами письменного отзыва Колесневой Е.А., судом установлено, что он фактически постоянно проживает в указанном жилом помещении. Его <данные изъяты> Колеснева Е.А. в квартире не проживает около 20 лет, в связи с выездом в другое постоянное место жительства в <данные изъяты>.
Согласно справке ООО «Иркутская энергосбытовая компания» от 08.11.2019 задолженность за коммунальные услуги и электроснабжение в спорном жилом помещении отсутствуют (л.д. 8).
Согласно п. 44 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
В соответствии с п. 49 данного Постановления на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Постановлением и.о. главы администрации г. Усть-Илимска от 30.06.2017 № 382 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; включен в Реестр ветхих и аварийных жилых домов г. Усть-Илимска подпрограммы «Переселение граждан из аварийного муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на 2016-2020г. муниципальной программы МО г. Усть-Илимск «Доступное жилье» на 2016-2020г. (л.д. 12, 107-126, 235).
Экспертным заключением Центра независимой экспертизы Иркутской области «Эксперт-Центр» № 068/19 техническое состояние квартиры № по <данные изъяты> оценивается как аварийное, недопустимое для проживания по существующим неудовлетворительным и небезопасным характеристикам строительных конструкций, свидетельствующим об исчерпании несущей способности, грозящим опасностью обрушения; техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого помещения, исходя из положений СП 13-102-2003, является аварийным и подлежащим сносу, состояние не соответствует положениям Федеральных Законов № 184 «О техническом регулировании», № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (л.д. 15-80).
Указанное экспертное заключение, вопреки возражениям представителя ответчика, по мнению суда с достаточной достоверностью подтверждает доводы истца о наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в данном аварийном и подлежащем сносу жилом многоквартирном доме.
В силу статей 57, 87, 89 ЖК РФ истец имеет право на внеочередное предоставление равнозначного по общей площади другого жилого помещения. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Таким образом, суд установил, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и непригодным для проживания, а жильцы подлежащими выселению.
Из доводов отзыва ответчика следует, что у истца отсутствует право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку он не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не признан в установленном законом порядке малоимущим.
Несмотря на то, что истец Колеснев А.М. не признан в установленном порядке малоимущим и не состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд вправе признать его таковым по следующим основаниям.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 05.03.2009 № 376-О-П, от 03.11.2009 № 1368-О-О, от 19.10.2010 № 1328-О-О, от 26.05.2011 № 643-О-О, от 21.12.2011 № 1655-О-О, указано, что для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В данном определении также отмечено, что ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом РФ основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.
В судебном заседании из пояснений истца было установлено, что истец на учете в Администрации города Усть-Илимска в качестве нуждающегося в жилых помещениях не значится, также как и в списках малоимущих граждан, с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий он не обращался, о чем также свидетельствует приложение к Приказу Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска» № 399-ОД от 27.12.2018 «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в Администрации г. Усть-Илимска в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на 2018г.» (л.д. 98-126).
Вместе с тем, указанное обстоятельство не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования о внеочередном предоставлении жилья. С учетом вышеприведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении настоящего спора суду следует установить объективную нуждаемость Колеснева А.М. в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с Законом Иркутской области № 125-оз от 17.12.2008 «О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области» граждане признаются малоимущими, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет, меньше рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (часть 2 статьи 3 Закона №125-оз).
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется путем деления суммы доходов всех членов семьи, полученных ими в течение расчетного периода, на двенадцать месяцев и на количество членов семьи, при этом доходы каждого члена семьи учитываются после вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 4), а стоимость имущества членов семьи определяется в отношении движимого и недвижимого имущества по его рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании; в отношении земельных участков – на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков (статья 5 Закона №125-оз).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 указанного Закона Иркутской области № 125-оз, размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет, определяется в соответствии со следующей формулой:
Р.с. = К.ч.с. x (Р.д. - 2 x П.min.) x 36 месяцев,
где Р.с. - размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет;
К.ч.с. - количество членов семьи;
Р.д. - размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи;
П.min. - величина прожиточного минимума, установленная Правительством Иркутской области, в расчете на душу населения с территориальной дифференциацией уровня цен по местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, районам Крайнего Севера и иным местностям.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 30 октября 2019 года № 892-п величина прожиточного минимума за III квартал 2019 года по районам Крайнего Севера Иркутской области и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в расчете на душу населения, составила 14372 рубля.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2019 № 827/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года» стоимость рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на I квартал 2020г. составляет 46599 рублей (л.д. 150).
Постановлением Администрации г. Усть-Илимска № 103 от 05.03.2019 «Об установлении норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по МО г. Усть-Илимск на 2019г.» установлен норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения при строительстве нового жилья – 42319 рублей, при приобретении жилья на вторичном рынке – 30474 рубля (л.д. 151).
Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска от 15.06.2015 № 719 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам найма и договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городе Усть-Илимске» норма предоставления площади жилого помещения по договорам найма и договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда города Усть-Илимска установлена в размере 18,0 кв.м. на одного человека (л.д. 152).
Таким образом, для самостоятельного приобретения другого благоустроенного жилого помещения истцу необходимо иметь возможность накопить в течение трех лет сумму в размере не менее 548532 рубля = 18 кв.м х 1 чел. х 30474 руб. за 1 кв.м.
Из пояснений истца в судебном заседании установлено, что К.Е.А. ** ** **** года рождения, Колеснева Е.А., ** ** **** года рождения и К.Т.Н. ** ** **** года рождения не являются членами его семьи, поскольку длительное время в спорной квартире не проживают, выехали в другое постоянное место жительства, членами семьи истца не являются. Общее хозяйство с К.Т.И. истец не ведет, брачные отношения между ними прекращены с ** ** **** года, в настоящее время К.Т.И. обратилась с заявлением о расторжении брака к мировому судье.
Указанные обстоятельства были подтверждены письменными пояснениями третьего лица Колесневой Е.А., а также копией искового заявления К.Т.Н. о расторжении брака (л.д. 138, 153), со стороны ответчика какими-либо доказательствами не опровергнуты.
В связи с чем и в соответствии с Законом Иркутской области № 125-оз от 17.12.2008 суд обязан принять во внимание имущественное положение только истца Колеснева А.М. без учета доходов бывшей супруги К.Т.Н. и <данные изъяты> Колесневой Е.А., которые, как было установлено в судебном заседании, членами семьи истца не являются.
Согласно выписке из Единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении физического лица по состоянию на 26.12.2019 Колесневу А.М. принадлежит лодочный мотор <данные изъяты>; автомашина марки <данные изъяты>, ** ** **** года рождения, регистрационный знак <данные изъяты>; <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска (л.д. 230-232).
Согласно заключения специалиста ООО ЦНЭ «Эксперт-Центр» рыночная стоимость транспортного средства <данные изъяты>, ** ** **** года выпуска, регистрационный знак <данные изъяты> составляет 112000 рублей, рыночная стоимость транспортного средства <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, регистрационный знак <данные изъяты> составляет 64000 рублей, рыночная стоимость лодочного мотора <данные изъяты> составляет 21000 рублей (л.д. 170-229). Таким образом, истец является собственником движимого имущества общей стоимостью 197000 рублей.
Из представленной трудовой книжки <данные изъяты> № от ** ** **** (л.д. 154-156), вкладыша в трудовую книжку <данные изъяты> № от ** ** **** (л.д. 157-158), справки УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области формы № 1 (л.д. 159), справки от 26.12.2019 (л.д. 160), справки 2 НДФЛ за 2019г. от 18.12.2019 (л.д. 161), справки 2 НДФЛ за 2019г. от 26.12.2019 (л.д. 162) следует, что Колеснев А.М. является работающим пенсионером, его среднемесячный доход за 2019г. составил 29266,75 рублей = (133518,16 (зарплата с января по октябрь 2019)-17357 (подох. налог)+55834,80 (зарплата с октября по ноябрь 2019) -7259 (подох. налог) + 157197,31(пенсия за 11 месяцев))/11.
С учетом изложенного, расчет будет следующим:
18819 руб. = 1 чел. х (29266,75 руб. – 2х 14372руб.) х 36 мес.
Из чего следует, что истец не имеет материальной возможности в течение трех лет накопить какую-либо сумму, в том числе более необходимой в размере 548532 рубля для самостоятельного обеспечения себя иным жилым помещением., следовательно, у истца отсутствует реальная самостоятельная возможности приобрести за счет собственных средств другое благоустроенное жилое помещение, что позволяет суду установить его объективную нуждаемость в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ.
При решении вопроса о размере общей площади подлежащего предоставлению истцу другого пригодного для проживания жилого помещения, суд учитывает следующее.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).
Таким образом, поскольку жилое помещение предоставляется истцу не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Значения размера жилой площади, занимаемого истцом жилого помещения, не учитываются.
Согласно поэтажному плану 1-го и 2-го этажей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 86-87), технического паспорта на указанное жилое помещение (л.д. 163-167) общая площадь квартиры № в спорном жилом доме составляет 39,6 кв.м.
Поскольку обязанность технической инвентаризации объектов недвижимого имущества возложена на Бюро технической инвентаризации, суд считает надлежащим доказательством размера общей площади соответствующие данные.
Следовательно, по правилам ст. 89 ЖК РФ истец имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью не менее 39,6 кв.м.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в пользование истца подлежит предоставлению жилое помещение общей площадью не менее 39,6 кв.м.
Суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по вопросам применения статей 86-89 ЖК РФ. Вместе с тем, так как муниципальный жилищный фонд находится в ведении ответчика, конкретные жилые помещения, которые могут быть предоставлены истцу, представителем ответчика не указаны, суд считает возможным вынести решение, не определяя конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма истцу.
В силу изложенного, ответчик обязан предоставить истцу во внеочередном порядке другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населённого пункта г. Усть-Илимска, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 39,6 кв.м. и находящемуся в черте населённого пункта г. Усть-Илимска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колеснева Анатолия Михайловича к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, подлежащего сносу и непригодного для проживания. удовлетворить.
Обязать Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска предоставить Колесневу Анатолию Михайловичу вне очереди другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Усть-Илимск Иркутской области, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью 39,6 кв.м. и находящееся в черте населенного пункта г. Усть-Илимск Иркутской области.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.М. Курахтанова
Резолютивная часть решения объявлена 09.01.2020
Мотивированное решение изготовлено 13.01.2020