№ 2а-130/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
J
27 февраля 2018г. г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе: председательствующего судьи Золотухина А.П., при секретаре Степеневой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда
административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора Брянского гарнизона к Военному комиссариату Северного и Железнодорожного районов г. Орла, призывной комиссии Северного и
Железнодорожного районов г. Орла, призывной комиссии Орловской области, Военному комиссариату Орловской области о признании незаконным решения призывной комиссии и недействительным военного билета,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд с
административным иском к Военному комиссариату Северного и Железнодорожного районов г. Орла, призывной комиссии Северного и
Железнодорожного районов г. Орла о признании незаконными решения призывной комиссии и военного билета, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки Военной прокуратуры Брянского гарнизона исполнения должностными лицами военного комиссариата Орловской области законодательства о призыве граждан на военную службу было установлено, что Шамардин Антон Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 28.01.2009г. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Орловской области по Северному и Железнодорожному районам г. Орла. В период осеннего призыва 2015 года Шамардин А.А. представил в военный комиссариат по Северному и Железнодорожному районам г. Орла медицинские документы, а именно: выписку из эндоскопического отделения БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от 16.12.2015г., заключение консультативной поликлиники от 17.12.2015г. и акт исследования состояния здоровья Шамардина А.А. БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от 17.12.2015г., в соответствии с которыми он имеет заболевание, препятствующие прохождению военной службы: <данные изъяты> На основании представленных документов, 24.12.2015г. решением призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла Шамардин А.А. был признан «В» - ограниченно годен к военной службе и освобожден от призыва на военную службу, в связи с чем, зачислен в запас с присвоением воинского звания рядовой запаса. Впоследствии в ОВК Орловской области по Северному и Железнодорожному районам г. Орла Шамардину А.А. был выдан военный билет № на его имя с отметкой о том, что он «В» - ограниченно годен к военной службе.
2
Вместе с тем, в ходе проверки было установлено, что в указанное время Шамардин А.А. медицинское обследование в указанном медицинском учреждении не проходил, а согласно справке об исследовании ЭКЦ УМВД России по Орловской области № 860/и в представленных Шамардиным А.А. медицинских документах расположены не оттиски штампов и гербовых печатей Орловской областной клинической больницы, а их изображения, выполненные способом цветной струйной печати. Таким образом, Шамардиным А.А. был представлен подложный (фиктивный) документ, который ввел членов призывной комиссии в заблуждение относительно состояния его здоровья, в связи с чем, указанное решение призывной комиссии принято с нарушением установленного порядка, не соответствует требованиям законодательства, является незаконным и подлежит отмене. На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным решение призывной комиссии по Северному и Железнодорожному районам г. Орла от 24.12.2015г. № 38 в части признания Шамардина А.А. ограниченно годным к военной службе, установления ему категории годности «В», освобождении Шамардина А.А. от прохождения военной службы и снятии с воинского учета, а также признать военный билет № выданный на имя Шамардина А.А. недействительным и подлежащим возврату в отдел военного комиссариата Орловской области по Северному и Железнодорожному районам г. Орла.
В ходе рассмотрения административного дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены призывная комиссия Орловской области, Военный комиссариат Орловской области, а в качестве заинтересованного лица БУЗ Орловской области «Орловская областная больница».
В судебном заседании помощник военного прокурора Брянского гарнизона Иванов А.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что 27.06.2017г. результаты проверки в отношении Шамардина А.А. были направлены в ОП № 3 УМВД по г. Орлу для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Однако, 30.10.2017г. производство по возбужденному уголовному делу было приостановлено в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Военным прокурором Брянского гарнизона было принято решение обратиться в суд, в связи с чем, административный иск подан истцом в установленный срок 18.12.2017г.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Орловской области по доверенности Бодрова А.И. заявленные требования не признала и пояснила, что призывная комиссия не осуществляет диагностику заболеваний, а проводит осмотр граждан и исследует информацию о состоянии их здоровья на основании данных поступивших в призывную комиссию. Функций по исследованию достоверности представляемых призывником медицинских документов на призывную комиссию не возложено. Обладающие необходимой компетенцией врачи-специалисты призывной комиссии района, исследовав медицинскую документацию и осмотрев призывника, не обнаружили каких-либо противоречий. Следовательно, решение об освобождении от призыва Шамардина А.А., на момент его принятия, было
3
законным и обоснованным. Комиссариаты лишь исполняют решения призывных комиссий. Считает, что военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г. Орла, а также военный комиссариат Орловской области не являются надлежащими ответчиками по делу. Кроме того, административным истцом пропущен срок для обжалования решения призывной комиссии, установленный Федеральным законом от 28.03.1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Представитель военного комиссариата Северного и Железнодорожного районов г. Орла, заинтересованное лицо Шамардин А.А., надлежаще извещенные не явились, о причинах неявки не сообщили.
Представитель заинтересованного лица БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница», надлежаще извещенный не явился, в предоставленном суду ходатайстве просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, подтверждает, что Шамардин А.А. медицинское обследование в ООКБ в указанный период не проходил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст. 226 КАС РФ).
Следовательно, исходя из положений выше перечисленных норм закона, применительно к настоящему спору, обстоятельствами, имеющими юридическое значение и подлежащими установлению, являются факт нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц либо незаконное возложение определенных обязанностей; соблюдение требований
4
нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия призывной комиссии и военного комиссариата; порядок и основания принятия оспариваемого решения, а также соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
При этом бремя доказывания указанных обстоятельств, в том числе, факта нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в силу ч.П ст.226 КАС РФ лежит на прокуроре, заявившем указанные требования.
Федеральный закон от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» определяет порядок призыва граждан на военную службу.
Согласно п.1 ст.26 названного Федерального закона от 28.03.1998 №53- ФЗ призыв на военную службу граждан, не прибывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ по представлению военного комиссара.
При призыве на военную службу граждан, не прибывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности (п. 1 ст.28 Федерального закона 28.03.1998 №53-Ф3).
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
6
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Приложением к Положению являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В судебном заседании установлено, что с 28.01.2009г. Шамардин Анон Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в Военном комиссариате по Северному и Железнодорожному районам г. Орла.
В декабре 2015г. в период осеннего призыва Шамардин А.А. проходил нн медицинское освидетельствование в призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Северного и Железнодорожного районов г. Орла.
По результатам медицинского освидетельствования заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, на основании ст.58 «в» - «В» Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ №565 от 04.07.2013) Шамардину А.А. была присвоена категория годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе с постановкой диагноза <данные изъяты> (протокол заседания № 38 от 24.12.2016).
Указанный диагноз был определен, в том числе, на основании выписки из эндоскопического отделения БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от 16.12.2015г., заключения консультативной поликлиники от 17.12.2015г. и акта исследования состояния здоровья Шамардина А.А. БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от 17.12.2015г.
В связи с чем, 25.02.2016г. Шамардину А.А. выдан военный билет АС № 2465612, в котором сделаны соответствующие записи.
Между тем, по сообщению главного врача БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница» от 14.02.2018г., Шамардин А.А. в период с 15.12.2015г. по 17.12.2015г. на стационарном лечении в эндоскопическом отделении больницы не находился.
Согласно справке об исследовании ЭКЦ УМВД России по Орловской области № 860/и от 23.06.2017 в выписке из эндоскопического отделения БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от 16.12.2015г., заключении консультативной поликлиники от 17.12.2015г. и акте исследования состояния здоровья Шамардина А.А. БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от 17.12.2015г. расположены не оттиски штампов и печатей Орловской областной больницы, а их изображение, выполненное способом струйной печати.
Кроме того, при прохождении медицинского освидетельствования в 2009г. и 2010г. по заключению врачей-специалистов Шамардин А.А. был годен к военной службе.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что в период осеннего призыва 2015 года был нарушен порядок прохождения призывником Шамардиным А.А. медицинского освидетельствования, и при этом, в материалах личного дела призывника и в материалах административного дела отсутствуют достоверные и объективные доказательства, бесспорно свидетельствующие о наличии у Шамардина А.А. в период осеннего призыва 2015 года заболевания - <данные изъяты>, влекущего освобождение от призыва на военную службу.
При этом, суд считает, что введение неустановленным лицом членов
8
призывной комиссии в заблуждение относительно состояния здоровья призывника Шамардина А.А. не может являться основанием для оставления без изменения необоснованного решения призывной комиссии от 24.12.2015г. №38.
Военный билет, выданный Шамардину А.А. на основании незаконного решения призывной комиссии, также является незаконным и подлежит возврату в военный комиссариат, его выдавший.
Довод стороны ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд является необоснованным, поскольку установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд с административным иском Военным прокурором Брянского гарнизона не пропущен, поскольку материалы личного дела призывника Шамардина А.А. поступили в Военную прокуратуру Брянского гарнизона 17.11.2017г., а административный иск подан 28.12.2017г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Военного прокурора Брянского гарнизона к Военному комиссариату Северного и Железнодорожного районов г. Орла, призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла, призывной комиссии Орловской области, Военному комиссариату Орловской области о признании незаконным решения призывной комиссии и недействительным военного билета удовлетворить в полном объеме.
Признать решение призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла от 24.12.2015г. № 38 в части касающейся признания Шамардина Антона Андреевича ограниченно годным к военной службе, установления ему категории годности к военной службе - "В", освобождения от призыва на военную службу и зачисления в запас, незаконным и отменить его.
Признать военный билет серии №, выданный на имя Шамардина Антона Андреевича ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами отдела военного комиссариата Орловской области по Северному и Железнодорожному районам г. Орел недействительным и подлежащим возврату в орган, его выдавший - отдел военного комиссариата Орловской области по Северному и Железнодорожному районам г. Орел.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено в срок до 04.03.2018г. включительно.
Судья:
Золотухин А.П.