ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-16811/2020
г. Кемерово 11 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В.,
судей Евтифеевой О.Э., Мишиной И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Иркутским областным судом, кассационную жалобу Федерального агентства водных ресурсов, поданную через суд первой инстанции 28 августа 2020 года, кассационное представление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 16 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 июля 2020 года
по административному делу № 2а-51/2020 по административному исковому заявлению заместителя Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, Федеральному агентству водных ресурсов об обязании совершить определённые действия.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., объяснения Гунина В.В., представляющего интересы Федерального агентства водных ресурсов, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Мальхановой Е.В., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
заместитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением об обязании совершить определённые действия Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов.
Требования мотивированы тем, что Министерством природных ресурсов Республики Бурятия, в нарушение требований законодательства, не приняты меры по определению местоположения береговой линии озера Щучье, расположенного в Селенгинском районе, и направлению соответствующих документов в Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для последующего включения этих сведений в государственный водный реестр и направления в орган регистрации прав на недвижимое имущество. Министерство природных ресурсов Республики Бурятия не направляет заявку с приложением необходимых документов в Федеральное агентство водных ресурсов, финансовое обеспечение соответствующих мероприятий не осуществляется, чем нарушены права неопределённого круга лиц.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 16 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 июля 2020 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что административным истцом в нарушение требований пункта 10 статьи 220 КАС РФ не заявлено требование об оспаривании какого-либо решения, действия либо бездействия Росводресурсов, а содержится лишь требование о возложении обязанности совершить определенные действия. Указанные нарушения, допущенные прокурором при подаче административного иска в суд, судом первой инстанции при разрешении вопроса о принят иска к производству суда не устранены. Данный момент также не исследовался судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов указывает, что судами не было принято во внимание внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается. Инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период и мероприятий, направленных на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, является соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указывает, что Росводресурсы не обладают полномочиями по принуждению соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации обращаться за указанным согласованием.
В кассационном представлении административный истец просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение, поскольку судами возложена обязанность включить в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета мероприятия по определению местоположения береговой линии озера Щучье, которая не может быть исполнена Министерством природных ресурсов Республики Бурятия. Кроме того, возникшие правоотношения затрагивают права Правительства Республики Бурятия, не привлеченного к участию в деле. Указывает на нарушение пункта 21 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 29 сентября 2010 года № 425. Бездействие органов государственной власти субъекта выразилось в длительной непередаче сведений о границах водного объекта, его водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе для внесения в водный реестр и Единый государственный реестр недвижимости, ненадлежащем формировании технического задания, повлекшим в рамках выполнения работ отсутствие определения границ водного объекта – координат береговой полосы, отсутствия инициативы по включению в прогнозные показатели и проект плана мероприятий сведений о необходимости определения береговой линии о. Щучье.
Относительно кассационной жалобы Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в ходе проверки Восточно-Байкальской межрайонной прокуратурой исполнения требований водного законодательства установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия до настоящего времени не выполнены в полном объеме меры по охране водного объекта озера Щучье в части определения местоположения ее береговой линии (границы водного объекта) и что они не включены в соответствующий Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, поэтому на их финансирование денежные средства не поступали.
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение требований законодательства Министерством природных ресурсов Республики Бурятия не приняты меры по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) озера Щучье, в свою очередь, в связи с неисполнением Министерством природных ресурсов Республики Бурятия своих полномочий, указанные сведения до настоящего времени не внесены в государственный водный реестр, Единый государственный реестр недвижимости. Заявка с приложением необходимых документов в Федеральное агентство водных ресурсов о финансировании данных мероприятий не направлялась, финансовое обеспечение осуществления данных полномочий не осуществлялось.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем судами не было учтено следующее.
Согласно письму Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 26 октября 2019 года (л.д. 14) границы водоохраной зоны и прибрежных защитных полос по озеру Щучье определены в 2010 году, материалы направлены в Росводресурсы.
Предметом настоящего иска является допущенное бездействие компетентных органов, связанное с неопределением местоположения береговой линии озера Щучье, получением и предоставлением субвенции на осуществление мероприятий, связанных с определением местоположения границ водного объекта.
Разрешая заявленные требования и полагая доказанным факт допущенного административными ответчиками бездействия, суд первой инстанции не проверил данные об осуществлении мероприятий по определению границ водного объекта в 2010 году, не установил причины отсутствия необходимых сведений в отношении озера Щучье в соответствующих реестрах, что повлекло неверные выводы судов относительно предмета заявленного требования.
Поскольку выводы судов обстоятельствам дела не соответствуют, судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 16 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 июля 2020 года отменить. Административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 ноября 2020 года.
Председательствующий
Судьи