Дело № 2а-1433/2020 (70RS0004-01-2020-002105-34)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2020 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Куц Е.В.
при секретаре Шадриной А.А.,
при участии представителя административного истца помощника прокурора Елисеева Д.В., действующего на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц к Болтушевскому Виталию Сергеевичу о прекращении действия права на управления транспортными средствами, прекращении действия водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Томска, действуя в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Болтушевскому В.С. о прекращении действия права на управления транспортными средствами, прекращении действия водительского удостоверения Болтушевского В.С. от 08.09.2011 категории «...
В обоснование исковых требований указано, что в рамках проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что Болтушевский В.С., 02.11.1990 года рождения, имеет водительское удостоверение на право управления транспортным средством от 08.09.2011 категории .... Согласно сведениям ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер» решением врачебной комиссии от 07.04.2020 ... «...» ... который запрещает ему управлять транспортными средствами, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377. Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» имеются основания для прекращения действия права Болтушевского В.С. на управление транспортными средствами. В ходе проверки установлено, что административный ответчик принят под диспансерное наблюдение с вышеуказанным диагнозом. В настоящее время сведения о стойкой ремиссии отсутствуют.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Советского района г. Томска Елисеев Д.В. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик Болтушевский В.С. в судебное заседание не явился, сведения о его надлежащем извещении отсутствуют. Направленные по известным суду адресам судебные извещения вернулись в суд с отметкой почтовой службы об истечении сроков хранения корреспонденции.
Таким образом, судом приняты все меры по извещению ответчика, предусмотренные положениями ст. 96 КАС РФ.
При таких данных, в силу ч.5 ст.96, ст.101 КАС РФ административный ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со ст.150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 КАС прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частью 3 статьи 17 Конституции РФ предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно статьям 1, 3 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196 -ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 2 Закона № 196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Статьей 5 Закона № 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 24 Закона № 196 –ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В силу статьи 25 Закона № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 26 Закона № 196-ФЗ определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии со статьей 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно части 2 статьи 27 Закона № 196-ФЗ, право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 ФЗ Закона № 196-ФЗ, основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В пункте 7 раздела II Перечня указано противопоказание управлению транспортным средством - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 (в редакции от 23.09.2002) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым установлено, что управление транспортным средством категории "А", В", "С" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики - ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Из материалов дела следует, что гражданин Болтушевский В.С., 02.11.1990 года рождения, имеет водительское удостоверение на право управления транспортным средством от 08.09.2011 категории «..., что подтверждается карточкой операции с ВУ.
Согласно ответу ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер» от 22.04.2020 № 916 Болтушевский В.С., 02.11.1990 года рождения, ...
В диспансерно-поликлиническом отделении ОГБУЗ «ТОНД» ...
Данные обстоятельства также подтверждаются представленной в материалы дела медицинской документацией, в том числе, решением врачебной комиссии №21 от 07.04.2020.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдается больной.
В ходе прокурорской проверки установлено, а в судебном заседании не опровергнуто, что Болтушевский В.С., в установленном порядке с диспансерного учета не был снят, надлежащие диагностику и лечение в наркологическом диспансере до настоящего времени не прошел, сведения о ремиссии отсутствуют.
Управление транспортным средством ответчиком, страдающим заболеванием с диагнозом заболевания ... создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так интересы общества и государства.
Мотоцикл, автомобиль и иные транспортные средства, как источники повышенной опасности создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление же автотранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Представленная административным ответчиком положительная характеристика с места работы не свидетельствует об отсутствии у ответчика соответствующего диагноза, не является основанием снятия ответчика с диспансерного наблюдения.
Снятие с диспансерного учета в медицинской организации в случае, предусмотренном п. 13 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, связано исключительно с передачей наблюдения и лечения в иное медицинское учреждение.
Снятие с диспансерного учета, предполагающее наличие права на управление транспортным средством, законом связывается лишь с возникновением у лица стойкой ремиссии (выздоровления).
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Доказательств наличия у ответчика стойкой ремиссии, последствием чего является снятие с учета наркологического диспансера суду не представлено.
Таким образом, действие права на управление транспортным средством Болтушевского В.С. и его водительского удостоверения от 08.09.2011 категории ... должно быть прекращено, в связи с наличием у него ...), которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" в пункте 7 раздела II которого указано противопоказание управлению транспортным средством - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19), ремиссия отсутствует, а ответчик состоит на диспансерном учете с данным заболеванием.
Вместе с тем, прекращение права управления транспортным средством Болтушевского В.С. не лишает его возможности получить водительское удостоверение после того, как будет подтверждено отсутствие к этому медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст.ст.111, 114 КАС РФ, исходя из размера удовлетворенных требований, взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в доход федерального бюджета, от уплаты которой истец, в силу закона освобожден.
Размер госпошлины, рассчитанный в порядке ст. 333.19 НК РФ, составляет 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц к Болтушевскому Виталию Сергеевичу о прекращении действия права на управления транспортными средствами, прекращении действия водительского удостоверения удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами гражданина Болтушевского Виталия Сергеевича, 02.11.1990 года рождения, и прекратить действие водительского удостоверения гражданина Болтушевского Виталия Сергеевича от 08.09.2011 категории ...
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: