КОПИЯ
Дело № 2-80/2024
42RS0019-01-2022-009145-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Мухиной И.Г.
При секретаре Краевой Е.В.,
С участием прокурора Пигущевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
26 марта 2024 года
дело по иску Лукьяновой Е. В. к Администрации г.Новокузнецка о взыскании выкупной стоимости жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Лукьянова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.Новокузнецка о взыскании выкупной стоимости жилого помещения. Просила взыскать с ответчика рыночную стоимость жилых помещений по <адрес> в размере 2 120 000 руб. и 2 340 000 руб. Прекратить право собственности истца на жилые помещения после выплаты выкупной стоимости. Взыскать судебные расходы.
Требования мотивированы тем, что истец владеет двумя жилыми помещениями – комнатами 1 и 2 общей площадью 24,8 и 27,4 кв.м. в <адрес>. Распоряжением Администрации г.Новокузнецка от 13.05.2022 жилые помещения изъяты, жители дома расселены. Ответчик установил выкупную цену 750 000 руб., с которой истец не согласен. По оценке рыночная стоимость помещения составляет 2 120 000 руб. и 2 340 000 руб.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, просит взыскать с ответчика рыночную стоимость жилых помещений – комнаты 1 в размере 1 168 500 руб., комнаты 2 – 1 288 640 руб. Прекратить право собственности истца на жилые помещения после выплаты выкупной стоимости. Взыскать судебные расходы 85 200 руб.
Истец Лукьянова Е.В. не явилась, извещена о судебном заседании, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, направила представителя.
В судебном заседании представитель истца Шереметьева О.Н., действующая по доверенности, поддержала исковые требования.
Представитель Администрации г.Новокузнецка Михайлова А.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что истец имеет право на возмещение в сумме, равной покупной стоимости.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно п.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно п.2 ст.32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно п.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно п.9 ст.32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2013, она утверждается на период до 01.09.2017.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ст.45 Устава г.Новокузнецка Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 N 11/117 (ред. от 14.07.2010) "О принятии Устава города Новокузнецка в новой редакции" Администрация города и ее органы обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов и Главы города.
В пределах своих полномочий Администрация города: осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст.56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно п.1 ст.56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:
1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);
3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);
4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В соответствии с п.2 ст.239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, что истец Лукьянова Е.В. является собственником двух комнат в трехкомнатной квартире коммунального заселения, общей площадью 52,1 кв.м., кадастровый №, находящейся в многоквартирном доме по <адрес> в г.Новокузнецке, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской ЕГРН. Комнаты разделены на два отдельных жилых помещения – комната 1 площадью 24,8 кв.м. и комната 2 площадью 27,4 кв.м (Распоряжение Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка «О присвоении, аннулировании объекту адресации адреса).
Многоквартирный жилой дом по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Также, Администрацией г.Новокузнецка принято Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд помещений, в том числе, в отношении жилых помещений по <адрес>
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы. Согласно данной программе, многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> включен в список переселения граждан в срок до 30.12.2022.
Собственникам помещений предложена выкупная стоимость, в адрес истца направлен проект Соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд от 25.05.2022, однако, данное соглашение истцом не подписано, поскольку она не согласна с выкупной ценой, определенной Управлением по учету и приватизации жилых помещений г.Новокузнецка в размере 750 000 руб. Выкупная стоимость соответствует стоимости по договору купли-продажи.
Оспаривая установленную ответчиком оценку, истец представила заключения специалиста ООО «Контекст» от 16.09.2022, в соответствии с которым рыночная стоимость жилых помещений по <адрес> по состоянию на 16.09.2022 составляет 2 340 000 руб. (комната 2) и 2 120 000 руб. (комната 1). Также, по ходатайству истца определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «АСТ-экспертиза» № от ДД.ММ.ГГГГ выкупная стоимость жилого помещения по адресу <адрес> составляет 1 288 640 руб., комната 1 – 1 168 500 руб.
Заключение судебной экспертизы сторонами не оспорено.
Разрешая спор, суд, руководствуясь статьями 1, 6, 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 56.6, 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Обзоре судебной практики N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, установив, что жилой дом, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее истцу, признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу, земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, и жилые помещения в нем изъяты администрацией для муниципальных нужд, приходит к выводу, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, на основании изложенных выше норм вправе требовать выкуп такого помещения.
Однако, частью 8.2 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2, которая вступила в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона, с 28 декабря 2019 г. В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. По материалам дела, рассмотренного ВС РФ, право собственности на жилое помещение, находящееся в доме, признанном аварийным в 2012 году и включенном в адресную программу, у истца (собственника) возникло в 2018 году, то есть до введения в действие части 8.2. При этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования на отношения, возникшие до его вступления в силу, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к рассматриваемому жилищному спору.
Из указанных норм права следует вывод, что частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ было установлено правило, в соответствии с которым граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (за исключением приобретения в порядке наследования), имеют право на выплату возмещения в размере не более стоимости приобретения ими такого жилого помещения. При этом, данное правило действует только в тех случаях, если приобретение права собственности на жилое помещение в аварийном доме произошло после 28 декабря 2019 г.
Таким образом, учитывая приобретение истцом жилых помещений по договору купли-продажи после 28.12.2019, она вправе получить выкупную стоимость за принадлежащие ей жилые помещения в размере 750 000 руб. При этом, ответчиком данное право истца не оспаривается, в связи с чем, заявленные исковые требования Лукьяновой Е.В. о взыскании рыночной стоимости за изымаемые жилые помещения не подлежат удовлетворению. Соответственно, требования о возмещении судебных расходов в связи с отказом в удовлетворении исковых требований суд также отклоняет.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Лукьяновой Е. В. в удовлетворении исковых требований о взыскании выкупной стоимости жилого помещения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 02.04.2024.
Председательствующий: (подпись) И.Г.Мухина
Копия верна. Судья: И.Г.Мухина
Подлинный документ подшит в деле № 2-80/2023 Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области.