Дело № 2а-3704/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
при секретаре Филипповой У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
<...> г. административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России и фельдшеру филиала «Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Пономаренко В.И. о признании незаконными действий (бездействия),
установил:
ФИО2 обратился с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе выдать медицинское заключение на получение дополнительных посылок и передач с возложением обязанности выдать такое медицинское заключение.
В обоснование указал, что в связи с имеющимися хроническими заболеваниями вправе рассчитывать на получение дополнительной передачи с диетическими продуктами питания и медикаментами, о чем он просил в заявлении от <...> г. со ссылкой на рекомендации врача- Действия административных ответчиков по отказу в выдаче медицинского заключения, изложенные в письме от <...> г., полагает незаконными, поэтому просит восстановить нарушенное право путем возложения обязанности выдать подобное заключение.
По определениям суда к участию в деле административными ответчиками привлечены: 1 марта 2022 года – ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России; 31 марта 2022 года – ФСИН России и ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, заинтересованным лицом – УФСИН России по Республике Коми; 7 сентября 2022 года – филиала «Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Пономаренко В.И.
Административный истец, административные ответчики и заинтересованное лицо в суд своих представителей не направили.
Согласно статье 150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ФИО2 отбывал уголовное наказание в ФКУ-31 УФСИН России по РК со <...> г..
По состоянию на <...> г. у ФИО2 имелись следующие заболевания: .
<...> г. административный истец обратился с заявлением о дополнительной посылке с продуктами (фрукты, овощи, сухофрукты) в связи с имеющимися заболеваниями.
На обращение осужденного в выдаче медицинского заключения <...> г. отказано в письме ....а филиала Пономаренко В.И.
Изложенное подтвердилось исследованными в суде доказательствами и не оспорено сторонами.
Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 90 УИК РФ больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением.
В части 3 статьи 82 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, которые действовали в период правоотношений сторон административного спора (далее - Правила) содержатся положения об особенностях исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении инвалидов, которые включены в отдельный раздел XXVIII «Особенности содержания осужденных, являющихся инвалидами».
В соответствии с пунктом 104 Правил больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемом в соответствии с заключением врачебной комиссии или лечащего врача медицинского подразделения УИС.
В силу части 6 статьи 99 УИК РФ осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, не совершеннолетним осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Согласно статье 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 205 от 11 апреля 2005 года утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также нормы питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время.
Приказом Министерства юстиции от 26 февраля 2016 года № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» установлена повышенная норма питания для осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами I и II групп, содержащихся в учреждениях ФСИН, на мирное время согласно приложению № 4.
Кроме того, приказом Минюста России от 17 сентября 2018 года № 189 установлены повышенные нормы питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осуждённых, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
На получение дополнительных посылок и передач осужденные имеют право также по иным основаниям, в частности, в порядке поощрения за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы (статьи 113 и 114 УИК РФ).
Соответственно, законодателем определено, что для представления осужденному права на получение дополнительных посылок и передач является наличие у него потребности особым образом поддерживать здоровье в связи с имеющимися заболеваниями.
Вместе с тем, в связи с имеющимися у осужденного заболеваниями он должен быть обеспечен питанием по повышенной норме и в этой части действия исправительного учреждения не оспаривал.
В заключении комиссионной экспертизы по делу .... указано, что за период медицинского наблюдения ФИО2 в исправительных учреждениях не выявлено объективных признаков ухудшения состояния здоровья, которое могло бы быть связано с какими-либо дефектами оказания медицинской помощи, а его состояние здоровья в динамике соответствует характеру имеющихся у него заболеваний, вред здоровью ему причинен не был, соответственно нет убедительного свидетельства тому, что административный истец нуждался в получении дополнительных посылок и передач.
Так как медицинские показания для получения дополнительных продуктовых посылок и передач у ФИО2 отсутствовали, его права отказом в получении таких посылок не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения его требований о признании незаконными действий (бездействия) и восстановлении права путем возложения обязанности выдать медицинское заключение не имеется.
Руководствуясь статьями 219 и 227.1 КАС РФ, суд
решил:
Оставить без удовлетворения административное исковое заявление ФИО2 к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России и филиала «Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Пономаренко В.И. о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе выдать медицинское заключение на получение дополнительных посылок и передач с восстановлением нарушенного права и возложением обязанности выдать такое заключение.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми путём подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-
Мотивированное решение составлено 12 октября 2022 года.
Судья- М.О. Никулин