САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-4894/202478RS0018-01-2022-000493-80 | Судья: Тонконог Е.Б. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 11 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Селезневой Е.Н. |
судей | Барминой Е.А. |
Орловой Т.А. | |
при секретаре | Беребневе В.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №... по апелляционной жалобе Ольховик Л. А. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Ольховик Л. А. к <адрес> СПб, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ Городская поликлиника №... о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи СЕ.ой Е.Н., выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Ольховик Л.А. обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №...», администрации <адрес> Санкт-Петербурга, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, в котором просила признать решение об обеспечении ее лекарственным препаратом «Соматулин Аутожель» вместо Сандостатин ЛАР (Окреотид) незаконным, обязать ответчика отменить решение, взыскать с СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №...» компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что <...>, причинило моральный вред.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении исковых требований Ольховик Л.А. к Санкт-Петербургскому ГБУЗ «Городская поликлиника №...», администрации <адрес> Санкт-Петербурга, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об оспаривании решения врачебной комиссии отказано.
Не согласившись с указанным решением, истцом подана апелляционная жалоба, в которой она полагает решение суда подлежащим отмене, просит вынести решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Ольховик Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №...» - Салапина А.В. в судебное заседание явилась, против доводов апелляционной жалобы возражала.
Представители ответчиков администрации <адрес> Санкт-Петербурга, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, третьего лица Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела с доказательствами невозможности участия в рассмотрении дела не представили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу №... на Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга возложена обязанность организовать обеспечение Ольховик Л.А. лекарственным препаратом Сандостатин (международное наименование Окреотид) по медицинским показаниям.
Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга представлены копия письма ООО «Новартис Ф.» от <дата>, из которого следует, что компанией принято решение о приостановлении поставок в отношении лекарственного препарата Сандостатин ЛАР, а также копия письма от <дата> о том, что Сандостатин ЛАР не поставляется на территорию Российской Федерации.
<дата> письмом Главного эндокринолога Комитета по здравоохранению Санкт-Петербургу Халимова Ю.Ш. в адрес районных эндокринологов сообщено о прекращении поставок Сандостатина ЛАР, в связи с чем необходимо рассмотреть и обсудить вопрос с пациентами о замене препарата на Соматулин Аутожель через врачебную комиссию.
В протоколе решения врачебной комиссии СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №...» №... от <дата> указано, что истица получает Сандостатин ЛАР однократно в 28 дней в связи с выявленной в 2008 году <...>. Указанный протокол был направлен в Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Согласно протоколу решения врачебной комиссии СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №...» от <дата> указано, что Ольховик Л.А. заявила о несогласии на замену препарата и настаивает на получении для продолжения лечения оригинального препарата, в связи с чем постановлено решить вопрос об обеспечении окреотидом (торговое наименование Сандостатин ЛАР).
Письмом Главного эндокринолога Комитета по здравоохранению Санкт-Петербургу Халимова Ю.Ш. от <дата> сообщено о том, что перевод с препаратов окреотида пролонгированного действия на ланреотид, учитывая сопоставимость этих препаратов по эффективности и безопасности согласно данным проведенных клинических исследований возможен, должен проводиться в соответствии с инструкцией к препарату и не требует стационарного этапа лечения либо специального дообследования за исключением последующего рутинного контроля за эффективностью и безопасностью терапии.
Протоколом решения врачебной комиссии СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №...» №... от <дата> постановлено решить вопрос обеспечения Ольховик Л.А. окреотидом (торговое наименование Сандостатин ЛАР) без перерывов за счет бюджетных средств.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что вопрос назначения того или иного лекарственного препарата является исключительной компетенцией лечащего врача, истцу назначен лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием ланреотид, а «Сандостатин Лар» и «Соматулин Аутожель» являются торговыми наименованиями, указанный лекарственный препарат включен в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от <дата> №...-<адрес> по здравоохранению Санкт-Петербурга представлены государственные контракты от <дата> №... и от <дата> №... на поставку ланреотида с торговым наименованием «Соматулин Аутожель» для обеспечения пациентов в 2021 году. При этом имеются письма поставщика ООО "Новартис Ф." о приостановлении поставок в Российскую Федерацию. С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что решением врачебной комиссии права Ольховик Л.А. не были нарушены, поскольку комиссия действовала в соответствии с рекомендациями главного эндокринолога, принятие решения не повлекло замену препарата, истец фактически продолжала обеспечиваться прежним препаратом без перерыва; необходимость замены препарата была вызвана обстоятельствами, которые не зависели от ответчиков. Кроме того, само по себе действие по замене препарата не произошло, так как действующее вещество ланреотид в каждом препарате совпадает. Ввиду отсутствия виновных действий ответчиков суд не усмотрел законных оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Проверяя законность принятого по делу решения с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного решения суда.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от <дата> № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от <дата> №... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.
В соответствии с пунктом 1.3-1. «Положения о Комитете по здравоохранению», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №..., Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление централизованных закупок в случаях, определенных Правительством Санкт-Петербурга. Одной из основных задач Комитета является, согласно п.2.1 Положения, реализация государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.
В силу пункта 3.7 Положения Комитет организует оказание населению Санкт-Петербурга обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Согласно пункту 3.8 Положения Комитет организует в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной в пункте 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от <дата> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 13 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно п.п. 4.7 Приказа Минздравсоцразвития России от <дата> №...н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» к компетенции врачебной комиссии относится принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
В соответствии со ст.29 Федерального закона от <дата> №...-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категорий заболеваний, которые утверждены данным постановлением.
Указанным постановлением своевременная оплата лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, контроль за их наличием в аптечных учреждениях лекарственных средств, возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №... «О Комитете по здравоохранению» в данном случае является ответчик Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст.77-1 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» мера социальной поддержки, предусмотренная в п.1 ст.78 настоящего Кодекса, предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, при амбулаторном лечении диабета.
В соответствии со ст.78 Социального кодекса Санкт-Петербурга истец обладает правом на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми населению бесплатно (за счет средств бюджета Санкт- Петербурга в размере их полной стоимости) по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении, перечень которых в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливается в территориальной программе.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработана в соответствии со ст.ст. 16 и 81 Закона №...-фз, статьей 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от <дата> №...-фз в целях обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в Санкт-Петербурге гражданам, имеющим право на бесплатное получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лекарственный препарат ланреотид включен в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (приложение 2 к Территориальной программе).
Также лекарственный препарат ланреотид включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от <дата> №...-р.
Комитетом по здравоохранению СПб представлены государственные контракты от <дата> №... и от <дата> №... на поставку ланреотида с торговым наименованием «Соматулин Аутожель» для обеспечения пациентов в 2021 году. При этом имеются письма поставщика ООО "Новартис Ф." о приостановлении поставок в РФ.
В частности, <дата> ООО «Новартис Ф.» письмом уведомило Комитет о принятии решения о приостановлении поставок и коммерческих активностей в отношении лекарственного препарата.
ООО «Новартис Ф.» входит в группу компаний Новартис, которая, в свою очередь, включает в себя в том числе компанию Новартис Ф. Ш. АГ (держатель регистрационного удостоверения лекарственного удостоверения лекарственного препарата по торговому наименованию «Сандостатин ЛАР») и компанию Сандоз ГмбХ (производитель лекарственного препарата по ТН «Сандостатин ЛАР»).
ООО «Новартис Ф.» является единственным уполномоченным импортером лекарственного препарата, а также уполномочено представлять интересы держателя регистрационного удостоверения лекарственного препарата «Сандостатин ЛАР» компании Новартис Ф. Ш. АГ в Российской Федерации (Приложение 2).
<дата> ООО «Новартис Ф.» в ответ на запрос Комитета о возможности/невозможности ввоза лекарственного препарата на территорию России, о перспективах поставок лекарственного препарата, о возможных вариантах закупки лекарственного препарата сообщило, что в связи с изменениями в производственном процессе лекарственного препарата, связанными с переходом на новый растворитель при его производстве, Компания подавала обращения в Министерство здравоохранения Российской Федерации на корректировку регистрационного досье, на которые в 2012 и 2014 года получены отказы на основании замечания к расчетной формуле, используемой производителем для количественных методов анализа, в 2020 году было вновь опубликовано замечание к расчетной формуле, в связи с чем заявление Компании на регистрацию нового растворителя было аннулировано.
Поскольку производство старого растворителя полностью прекращено в 2020 году, а также в связи с невозможностью получить одобрение нового растворителя, производство лекарственного препарата для России было прекращено.
В целях обеспечения пациентов лекарственным препаратом и надлежащего исполнения решения Куйбышевского районного суда от <дата> по делу №... об обязании обеспечить Ольховик Л.А. лекарственным препаратом, Комитет письмом от <дата> №... обратился в Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава об информировании рассмотрении вопроса регистрации лекарственного препарата в комплекте с новым растворителем; возможности получения разрешения Минздрава на ввоз лекарственного препарата как незарегистрированного (в случае отсутствия регистрации лекарственного препарата).
Минздрав в ответном письме от <дата> №... сообщил об отсутствии информации о внесении изменений в регистрационное удостоверение лекарственного препарата (Приложение 5).
Далее, в связи с признанием аукционов на закупку лекарственного препарата «Октреотид» в форме выпуска микросферы для приготовления суспензии для внутримышечного введения под торговым наименованием «Сандостатин ЛАР» не состоявшимися, Комитет повторно обратился в Минздрав с вопросом о возможности/невозможности закупить лекарственный препарат как незарегистрированный на территории Российской Федерации, а также с вопросом будет ли Минздравом выдано разрешение на ввоз лекарственного препарата по жизненным показаниям конкретному пациенту в соответствии с установленным действующим законодательством порядке.
Минздрав, рассмотрев повторное обращение Комитета, сообщил о том, что лекарственный препарат является зарегистрированным, внесенным в Государственный реестр лекарственных средств. В отношении ввоза зарегистрированных лекарственных средств в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ввозимые в Российскую Федерацию лекарственные средства должны содержаться в ГРЛС.
В связи с необходимостью исполнения судебных решений, в частности решения Куйбышевского районного суда от <дата> по делу №... об обязании Комитета обеспечить Ольховик Л.А. лекарственным препаратом, а также поступление в Комитет требования судебного пристава-исполнителя о немедленном исполнении указанного решения суда Комитет обратился в Компанию об информировании о вводе лекарственного препарата в гражданский оборот на территории Российской Федерации и исключении его из ГРЛС.
Рассмотрев обращение Комитета, Компания сообщила, что в связи с невозможностью регистрации расчетной формулы используемой производителем для всего мира, а также полном переходе производителя на новый растворитель, который не зарегистрирован в Российской Федерации, производство лекарственного препарата для реализации российской рынке прекращено, ввод лекарственного препарата в гражданский оборот на территории России в 2022 году не представляется возможным.
<дата> лекарственный препарат исключен из ГРЛС. Кроме этого, вопрос обеспечения Ольховик Л.А. лекарственным препаратом рассмотрен по ее обращению прокуратурой Санкт-Петербурга с участием представителя Компании (единственный производитель лекарственного препарата), по результатам которого <дата> установлено, что законные основания для ввоза на территорию России лекарственного препарата отсутствуют по причине наличия действующего регистрационного удостоверения на «Сандостатин ЛАР» с неактуальной формулой растворителя. В случае ввоза лекарственного препарата на территорию РФ с новым растворителем, действия Компании будет нарушать об административных правонарушениях Российской Федерации и квалифицированы по части 2 статьи 6.33 данного кодекса.
Учитывая изложенное, организация обеспечения Ольховик Л.А. лекарственным препаратом, начиная с момента вынесения судебного решения и по настоящее время, не прекращалась.
Комитет во исполнение решения Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу №... заключил контракт №... от <дата> на поставку лекарственного препарата для обеспечения пациентов лекарственным препаратом.
В 2021 году Ольховик Л.А. обеспечивалась препаратом в рамках данного контракта. С целью исполнения решения суда в 2021 году Комитет размещал аукционы на поставку лекарственного препарата: <дата> №..., <дата> №.... Аукционы признаны не состоявшимися в связи с отсутствием заявок поставщиков.
В целях организации обеспечения пациентов лекарственным препаратом в 2022-2023 годах Комитет заключил контракты на поставку незарегистрированного лекарственного препарата «Сандостатин ЛАР» для обеспечения Ольховик Л.А. (№... от <дата> (Приложение 15), №... от <дата>.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Иные доводы, указанные в апелляционной жалобе, не содержат юридически значимых для дела обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции, основаны на неправильной оценке обстоятельств дела, фактически выражают субъективную точку зрения истца о том, как должно быть рассмотрено настоящее дело, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. Суд исследовал все представленные в материалы дела доказательства отдельно и в совокупности, результаты оценки доказательств подробно и мотивированно приведены в тексте оспариваемого решения. Выводы суда согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подпись) (подпись)
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.