УИД 33RS0015-01-2023-003107-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2024 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Филинова Е.А.,
при секретаре судебного заседания Мартынчук Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района в интересах Кулягина Кирилла Михайловича к Министерству здравоохранения Владимирской области и ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
заочным решением Петушинского районного суда Владимирской области от 14.12.2021 на Департамент здравоохранения Владимирской области возложена обязанность организовать обеспечение Кулягина Кирилла Михайловича, * года рождения, лекарственными препаратами: Валацикловир 1000, Вифенд 400, Адваграф, Ципрофлоксацин 500, Урсофальк 250 в количестве, необходимом для лечения заболевания «*» по медицинским (жизненным) показания на основании заключения ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 18.06.2020. С Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Кулягина Кирилла Михайловича взыскано возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 12 343 рублей за счет средств бюджета Владимирской области.
Прокурор Петушинского района, действующий в интересах Кулягина Кирилла Михайловича, обратился с иском к Министерству здравоохранения Владимирской области и ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 тыс. рублей.
В обоснование указано на результаты проведенной проверки, в ходе которой выявлено необеспечение ребенка-инвалида Кулягина К.М. лекарственными препаратами, необходимость их приобретения за счет собственных средств, в связи с чем жизнь и здоровья истцы были поставлены в опасность, чем ему причинен моральный вред.
Прокурор Парипа А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Кулягин К.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска.
Представители Министерства здравоохранения Владимирской области, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг и сфере здравоохранения Владимирской области», ООО «Медилон-Фармимекс» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства здравоохранения Владимирской области в отзыве полагал заявленную сумму завышенной и просил в удовлетворении иска отказать.
Дело в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции РФ в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пункты 1 и 3 статьи 1).
В силу статей 10 и 19 данного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются гражданину, в том числе предоставлением гарантированного объема медицинской помощи, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с частью 3 статьи 80 указанного закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Положениями ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 года №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета (далее - Положение).
Согласно пункту 1 данного Положения им устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).
В силу подпункта 2.1 пункта 2 указанного Положения бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Так, в разделах Перечня № 890 «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано - «все лекарственные средства».
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Указом Губернатора Владимирской области от 05.12.2022 № 242 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области согласно которому Министерство здравоохранения Владимирской области, являясь правопреемником Департамента здравоохранения Владимирской области, осуществляет полномочия по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; организует предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункты 2.1., 2.2., 2.11., 2.15 Положения).
Из вышеприведенных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание лицам, страдающим определенными заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами.
Организация такого обеспечения на территории Владимирской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Владимирской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному и своевременному обеспечению определенной категории лиц теми лекарственными препаратами, которые им назначены лечебными учреждениями.
Непринятие таких мер либо ненадлежащее исполнение обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим соответствующими заболеваниями и лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме.
Из материалов дела следует, что Кулягин К.М., 2002 г.р., является инвалидом 2 группы, что подтверждено справкой МСЭ-2019 № 1109883 от 23.12.2020, а также страдает заболеванием «*», которое включено в |Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет».
Согласно заключению ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 18.06.2020 Кулягину К.М. по жизненным показаниям назначены препараты: ципрофлоксацин 500 мг, адваграф, валацикловир 1000 мг, вифенд 400 мг, урсольфак 250 мг.
Лекарственный препарат ципрофлоксацин входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
Из представленных ООО «Медилон-Фармимекс» сведений следует, что препарат вифенд был выдан Кулягину К.М. 01.04.2021 на основании рецепта от 28.01.2021, более не выдавался. На отсроченном обслуживании находятся препараты: валацикловир, рецепт 1721 7102607, 1721 7100549; ципрофлоксацин, рецепт 1721 7102603, 1721 7100547; адваграф, рецепт 1721 7100548; урсофальк, рецепт 1721 7100551. Препараты по данным рецептам не выданы.
Кулягин К.М. ввиду необеспечения его препаратами валацикловир, ципрофлоксацин, которые ему жизненно необходимы для лечения имеющегося заболевания, был вынужден его приобрести за счет собственных средств на сумму 12 343 рублей.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу заочным решением Петушинского районного суда Владимирской области от 14.12.2021, которым на Департамент здравоохранения Владимирской области возложена обязанность организовать обеспечение Кулягина Кирилла Михайловича, 07.07.2002 года рождения, лекарственными препаратами: Валацикловир 1000, Вифенд 400, Адваграф, Ципрофлоксацин 500, Урсофальк 250 в количестве, необходимом для лечения заболевания «острый лимфообразный лейкоз» по медицинским (жизненным) показания на основании заключения ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 18.06.2020. С Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Кулягина Кирилла Михайловича взыскано возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 12 343 рублей за счет средств бюджета Владимирской области.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми лекарственными препаратами нарушило права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, поставило под угрозу жизнь и здоровье ребенка-инвалида, суд полагает, что в данном случае Кулягину К.М. причинены нравственные страдания, в связи с чем заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда обоснованными.
С учетом обстоятельств дела и принципа разумности, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей, поскольку отсутствие своевременного обеспечения истца указанным выше лекарственными препаратами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерством здравоохранения Владимирской области. При определении данной суммы суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и характер нарушенных прав, а также индивидуальные особенности Кулягина К.М., его возраст, тяжесть заболевания, нуждаемость в значительном количестве жизненно важных лекарственных препаратов, необходимость их приобретения за счет собственных средств по причине их необеспечения со стороны Министерстве здравоохранения Владимирской области.
При этом, данная обязанность в силу закона лежит на органе власти субъекта РФ - Министерстве здравоохранения Владимирской области, в связи с чем обязанность по исполнению решения должна быть возложена судом на него. Оснований для удовлетворения иска к ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» не имеется.
Довод Министерства здравоохранения Владимирской области о необходимости рассмотрения настоящих требований в порядке, предусмотренном КАС РФ, подлежит отклонению как основанный на неверном понимании норм процессуального права.
С учетом изложенного суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в вышеназванной сумме компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Петушинского района в интересах Кулягина Кирилла Михайловича (паспорт *) удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) в пользу Кулягина Кирилла Михайловича компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В удовлетворении требований к ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Филинов
Решение в окончательной форме изготовлено 22.05.2024.
Судья Е.А. Филинов