Решение от 30.10.2023 по делу № 2-910/2023 от 16.06.2023

        УИД 58RS0028-01-2023-001426-80

        № 2-910/2023

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    г. Пенза                                                                                                     «30» октября 2023 г.

    Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

    председательствующего судьи Аброськиной Л.В.

    при секретаре Булановой Д.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области к АО «Регион-продукт» и АО «Силовые системы» о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

    у с т а н о в и л:

        Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области Перекусихин М.В. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что в адрес Управления в 2023 г. неоднократно поступали обращения жителей по <...> на шум в жилых помещениях и на территории жилой застройки, исходящий от работы инженерно-технологического оборудования АО «Регион-продукт», расположенного по адресу: <...>. В марте 2023 г. в адрес Управления поступили обращения жителей жилых домов а и по <...> на круглосуточный шум от инженерно-технологического оборудования АО «Регион-продукт», расположенного вблизи жилых домов по <...> в <...>, что является нарушением действующего санитарного законодательства и создает угрозу здоровью жителей жилых домов. Заявители просили принять меры для устранения нарушений.

        В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений, указанных в обращениях, в соответствии с ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Управлением с привлечением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области», организовано проведение инструментальных исследований шума на территории жилой застройки и в жилых помещениях домов и по <...> в <...>.

        Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» от 04.04.2023 г. № 1.420/4.1-23, эквивалентный уровень звука, измеренный на территории жилой застройки в ночное время по адресу: <...> не соответствует требованиям гл. V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Согласно указанному экспертному заключению в точке № 1 эквивалентный уровень звука составляет 50+1.7 дБа, при допустимой величине не более 45 дБа, в точке № 3 эквивалентный уровень звука составляет 46,7+0,8 дБа, при допустимой величине не более 45 дБа, что не соответствует требованиям п. 14 таб. 5.35 гл. V СанПиН 1.2.3685-21.

        Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» от 04.04.2023 г. № 1.420/4.1-23, эквивалентный и максимальный уровни звука, измеренные в ночное время в жилом помещении (спальная комната на 2-м этаже) в точке № 1 по адресу: <...> не соответствуют требованиям гл. V СанПиН 1.2.3685-21. Согласно указанному экспертному заключению, в жилой комнате (спальная комната на 2-м этаже) в точке № 1 эквивалентный уровень звука составляет 36,2+1,2 дБа, при допустимой величине не более 30 дБа, максимальный уровень звука составляет 46,4+0,8 лБа, при допустимой величине не более 45 дБа, что не соответствует требования п. 5 таб. 5.35 гл. V СанПиН 1.2.3685-21.

        На основании выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 248-ФЗ юридическому лицу – АО «Регион-продукт» объявлено предостережение № 228-Пр/2.2 от 11.04.2023 г. о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором предложено обеспечить выполнение требований санитарного законодательства, а именно, при осуществлении деятельности по адресу: <...>, обеспечить соблюдение требований гигиенических нормативов к уровням шума, установленных СанПиН 1.2.3685-21.

        По информации АО «Регион-продукт» в ответ на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 11.04.2023 г. № 228-Пр/2.2, на территории предприятия проводятся мероприятия по монтажу защитных экранов вокруг источников шума, которые позволят снизить уровни шума на территории жилой застройки до нормативных значений, со сроком окончания работ до 16.05.2023 г.

        18.05.2023 г. в адрес Управления поступило новое обращение по вопросу шума и вибрации от работающего оборудования АО «Регион-продукт» по адресу: <...>.

        В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений, указанных в обращениях, в соответствии с ч. 2 п. 1 ч. 3 ст. 58 Федерального закона № 248-ФЗ Управлением с привлечением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <...>» проведены инструментальные исследования уровней вибрации и шума в жилом помещении и на территории жилого дома <...> при работе оборудования АО «Регион-продукт» по адресу: <...>.

        Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» от 05.06.2023 г. № 1.854/4.1-23, эквивалентный уровень звука, измеренный на территории жилой застройки в ночное время по адресу: <...> не соответствует требованиям гл. V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Согласно указанному экспертному заключению в точке № 1 эквивалентный уровень звука составляет 48,2+0,9 дБа, в точке № 2 эквивалентный уровень звука составляет 48,4+0,9 дБа, при допустимой величине не более 45 дБа, в точке № 3 эквивалентный уровень звука составляет 52,5+0,9 дБа, при допустимой величине не более 45 дБа, что не соответствует требованиям п. 14 таб. 5.35 гл. V СанПиН 1.2.3685-21.

        Указанные факты свидетельствуют о непринятии мер со стороны АО «Регион-продукт» по обеспечению соблюдения требований гигиенических нормативов к уровням шума от эксплуатации оборудования при осуществлении деятельности по адресу: <...>, что приводит к нарушениям обязательных требований санитарного законодательства.

        Результаты рассмотрения обращений и результаты инструментальных исследований шума свидетельствуют о не проведении мероприятий со стороны АО «Регион-продукт», направленных на достижение уровней шума от эксплуатации оборудования при осуществлении деятельности по адресу: <...> на территории жилой застройки по адресу: <...>, и жилом помещении (спальной комнате) <...> в соответствие с требованиями СанПиН (Дата)-21.

        Просил обязать ответчика – АО «Регион-продукт» обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на достижение уровней шума от эксплуатации оборудования при осуществлении деятельности на территории жилой застройки по адресам: <...> жилом помещении (спальной комнате) <...> в соответствии с требованиями п. 14 таб. 5.35, п. 100 СанПиН 1.2.3685-21 и п. 130 СанПиН 2.1.3684-21.

        В последующем от руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области Перекусихина М.В. в суд поступило ходатайство о привлечении в качестве соответчика АО «Силовые системы», а в качестве третьих лиц - Шувалова С.Б., Февралева А.В. и Февралеву К.В., поскольку в ходе подготовки к рассмотрению гражданского дела выяснилось, что по характеру спорных правоотношений дело невозможно рассмотреть без участия соответчика – АО «Силовые системы». Согласно имеющейся в Управлении информации АО «Силовые системы» осуществляют деятельность по производству электроэнергии с помощью газогенераторов и иного оборудования по адресу: <...>. На части земельного участка с кадастровым номером принадлежащем на праве собственности АО «Регион-продукт», на основании договора аренды от 12.09.2022 г. АО «Силовые системы» разместили газогенераторы и иное оборудование, предназначенное, в том числе, для выработки электрической энергии. Оборудование работает в круглосуточном режиме и является источником шума.

        В то же время по адресу: <...> АО «Регион-продукт» осуществляет деятельность по производству сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производству мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения. В процессе деятельности АО «Регион-продукт» использует оборудование, также являющееся источником шума: газовые печи, сушильные аппараты, общеобменную вентиляцию цеха, трубы котельной, оборудование ГРПШ, трансформаторную подстанцию, погрузо-разгрузочную площадку и др.

        На момент проведения замеров шума информация об эксплуатации АО «Силовые системы» по адресу: <...> шумопроизводящего оборудования в Управлении отсутствовала.

    Определить вклад шума от источников АО «Регион-продукт», от источников АО «Силовые системы» в ходе оценки достоверности поступивших сведений невозможно. Превышения эквивалентного уровня звука на территории жилой застройки и в жилых помещениях домов А и по <...> являются результатом деятельности как АО «Регион-продукт», так и деятельности АО «Силовые системы».

        АО «Регион-продукт» и АО «Силовые системы» обязаны соблюдать гигиенические нормативы к уровням шума от эксплуатации оборудования при осуществлении деятельности по адресу: <...>, т.е. общества имеют однородные обязанности по соблюдению прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

        Также в ходе подготовки к рассмотрению гражданского дела выяснилось, что судебное постановление по делу может повлиять на права и законные интересы третьих лиц – Шувалова С.Б., жителя дома <...>, Февралева А.В. и Февралевой К.В., жителей дома <...>. Просил привлечь данных лиц к участию в деле.

        Определением Пензенского районного суда Пензенской области от 20.07.2023 г. в качестве соответчика привлечено АО «Силовые системы», а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, - Шувалов С.Б., Февралев А.В. и Февралева К.В.

        Определением от 04.09.2023 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих исковые требования, привлечены также другие жители и собственники вышеуказанных жилых помещений – Ф.И.О.17, (Дата) года рождения, Ф.И.О.18, (Дата) года рождения, Шувалова С.В., Шувалова С.С., (Дата) года рождения.

        В судебном заседании представитель истца по доверенности Ажнакина О.В. исковые требования уточнила и дополнила, просила обязать ответчиков АО «Регион-продукт» и АО «Силовые системы» обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на достижение уровней шума от эксплуатации оборудования при осуществлении деятельности на земельных участках с кадастровыми номерами на территории жилой застройки по адресу: <...> в жилом помещении (спальной комнате) по адресу: <...> в соответствии с требованиями п. 14 табл. 5.35, п. 100 СанПин 1.2.3685-21, п. 130 СанПин 2.1.3684-21, а именно:

    - разработать проект санитарно-защитной зоны, установленной для промышленной площади по адресу: <...> (земельные участки с кадастровыми номерами 58) с учетом физического воздействия (уровня шума) от всех источников промышленных объектов и производств, расположенных на данных земельных участках, с последующим получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны в установленном законом порядке,

    - выполнить шумозащитные мероприятия, предусмотренные вышеуказанным проектом санитарно-защитной зоны, с подтверждением их эффективности данными натурных исследований и измерений физического воздействия (уровня шума).

        Представитель Ажнакина О.В. дала пояснения аналогичные доводам, указанным в иске, дополнительно указала, что     АО «Регион-продукт» осуществляет деятельность по производству сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производству мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения (ОКВЭД 10.72), на земельных участках с кадастровыми номерами . В процессе деятельности АО «Регион-продукт» использует оборудование, являющееся источником шума: газовые печи (ИШ1, ИШ2), сушильные аппараты СУ-250 (ИШЗ, ИШ4), общеобменную вентиляцию цеха (ИШ5), газовые печи «Fimak» (ИШ6-ИШ8), трубы котельной (ИШ9-ИШ10), оборудование ГРПШ (ИШ11), трансформаторную подстанцию (ИШ12), погрузо-разгрузочную площадку (ИШ13), парковку легкового автотранспорта на 15 м/м (ИШ14), парковку легкового автотранспорта на 8 м/м (ИШ15), проезд мусоровоза (ИШ16).

        Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в редакции от 25.04.2014 №5) предприятие АО «Регион-продукт» отнесено к четвертому классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 100 м.

        Проектной организацией ООО «Альтеза» для АО «Регион-продукт» разработан проект санитарно-защитной зоны с расчетом шумового воздействия от 16 вышеназванных источников шума предприятия. Экспертиза проекта выполнена ООО «<...>».

        18.06.2021 АО «Регион-продукт» получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны . Указанным проектом на основании проведенных расчетов предложено сократить ориентировочный размер санитарно-защитной зоны (100 м) и установить санитарно-защитную зону в размере (направление по румбам):

    С на расстоянии 50 м по границе территории участка под жилую застройку,

    СВ расстоянии 32 м по границе территории участка под жилую застройку и далее по границе предприятия,

    В на расстоянии 22-28 м по границе жилой застройки,

    ЮВ на расстоянии 90 м по границе жилой застройки,

    Ю на расстоянии 100 м,

    ЮЗ на расстоянии 95м по границе жилой застройки,

    3 по границе территории предприятия,

    СЗ на расстоянии 50 м по границе территории участка под жилую застройку.

        В 2022 г. на части земельного участка с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности АО «Регион-продукт», на основании договора аренды от 12.09.2022 АО «Силовые системы» разместило газогенераторы и иное оборудование, предназначенное, в том числе, для выработки электрической энергии. Оборудование работает в круглосуточном режиме и является источником шума.

        Несмотря на увеличение количества источников шума на территории промышленной площадки, влекущих за собой увеличение воздействия на среду обитания и здоровье человека, проектная документация по установлению размера санитарно-защитной зоны АО «Регион-продукт» не корректировалась, санитарно- эпидемиологическое заключение на скорректированный проект санитарно-защитной зоны не оформлялось.

        Имеющаяся проектная документация разработана АО «Регион-продукт» в объеме, не позволяющем в настоящее время дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам, поскольку в расчетах не учтено шумопроизводящее оборудование АО «Силовые системы», не предусмотрены мероприятия по защите населения от суммарного физического воздействия всех источников, расположенных на территории промышленной площадки.

        Размер санитарно-защитной зоны АО «Регион-продукт» установлен без учета физического воздействия источников шума АО «Силовые системы», что не обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, предусмотренных гигиеническими нормативами.

        АО «Силовые системы», являясь источником воздействия на среду обитания, для которого СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, обязано разработать проекториентировочного размера санитарно-защитной зоны.

        Однако, проект санитарно-защитной зоны с расчетом всех имеющихся источников шума на соседнем предприятии для определения суммарного шумового воздействия на границе санитарно-защитной зоны АО «Силовые системы» не разрабатывался, индивидуальная санитарно-защитная зона АО «Силовые системы» не устанавливалась.

        Таким образом, АО «Регион-продукт» и АО «Силовые системы», будучи обязанными соблюдать требования санитарного законодательства при эксплуатации объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в процессе производственной деятельности нарушают требования ст. 11 Федерального закона П52-ФЗ, п. 2.1, п. 3.1, п. 6.1, п. 3.11, п. 3.13СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

        На заявление о том, что АО «Силовые системы» не имеет обязанности разрабатывать проект санитарно-защитной зоны, поскольку п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, предусмотрено установление санитарно-защитных зон в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, указала, что такое заявление считает необоснованным.

        Правила №222 определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

        Управление не заявляло требований об обязании АО «Силовые системы» установить санитарно-защитную зону в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, а просит, в числе прочего, обязать ответчиков разработать проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки по адресу: <...> учетом физического воздействия (уровня шума) от всех источников промышленных объектов и производств, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами , с последующим получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны в установленном законом порядке.

        Требования к проектированию санитарно-защитных зон установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

        Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

        АО «Силовые системы» эксплуатирует единый промышленный объект: газогенераторы, установленные на специально сооруженной забетонированной площадке, подключенные к газораспределительному оборудованию; ветрогенератор и иное оборудование, предназначенное для выработки электрической энергии, то есть эксплуатирует объекты капитального строительства.

        Являясь источником воздействия на среду обитания, для которого СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, АО «Силовые системы» обязано разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для подтверждения безопасности эксплуатации объектов для населения.

        Однако, в нарушение п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проект санитарнозащитной зоны с расчетом всех имеющихся источников шума на соседнем предприятии для определения суммарного шумового воздействия на границе санитарно-защитной зоны АО «Силовые системы» не разрабатывался.

        Осуществляя деятельность по производству электроэнергии в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны, АО «Силовые системы» нарушает требования санитарного законодательства, принятые в целях обеспечения безопасности населения. Бездействие ответчика по разработке проекта санитарно-защитной зоны способствует неконтролируемому физическому воздействию на атмосферный воздух (уровня шума), не позволяет в полной мере отслеживать степень негативного воздействия предприятия на организм человека и среду его обитания в зоне действия промышленного предприятия, тем самым создает потенциальную угрозу причинения вреда человеку и среде его обитания.

        На заявление представителя АО «Регион-продукт» о том, что АО «Регион-продукт» не имеет обязанности разрабатывать новый проект санитарно-защитной зоны, поскольку предприятие не проводило реконструкцию или техническое перевооружение, пояснила, что указанное заявление противоречит требованиям санитарного законодательства, а именно: п. 2.1, п. 3.1, п. 6.1, п. 3.11, п. 3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

        Так, согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитах полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух (п. 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (п. 3.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Управление просит суд, в числе прочего, обязать ответчиков разработать проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки, с последующим получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны в установленном законом порядке.

        Указанное требование заявлено, поскольку в настоящее время АО «Регион- продукт», в нарушение вышеперечисленных требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не имеет проекта санитарно-защитной зоны в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

        В разработанном ООО «Альтеза» проекте не описано и не учтено в расчетах шумопроизводящее оборудование АО «Силовые системы», не предусмотрены мероприятия по защите населения от суммарного физического воздействия всех источников, расположенных на территории промышленной площадки.

        Размер санитарно-защитной зоны АО «Регион-продукт» в настоящее время установлен без учета физического воздействия источников шума АО «Силовые системы», что не обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, предусмотренных гигиеническими нормативами.

        Решение о возникновении и функционировании на земельном участке АО «Силовые системы» с дополнительными источниками шума принято собственником участка - АО «Регион-продукт». Следовательно, АО «Регион-продукт» в целях соблюдения требований санитарного законодательства обязано было разработать новый проект санитарно-защитной зоны с учетом источников шума арендатора либо обязать АО «Силовые системы» разработать проект санитарно-защитной зоны с учетом источников шума арендодателя.

        Представитель ответчика АО «Регион-продукт» по доверенности Дубровина Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на иск, из которого усматривается, что производственная площадка АО «Регион-продукт» расположена по адресу: <...>. Производство осуществляется в производственных зданиях, расположенных на четырех земельных участках с кадастровыми номерами

        Общество осуществляет деятельность по производству снековой продукции. При осуществлении деятельности общество не эксплуатирует оборудование, эксплуатационные параметры которого нарушают требования санитарно-эпидемиологического законодательства, соответственно общество не осуществляет негативных воздействий на среду обитания и здоровье человека.

        На части земельного участка с кадастровым номером , арендуемой АО «Силовые системы», расположено принадлежащее АО «Силовые системы» газогенераторное оборудование, что подтверждается приобщенными к материалам гражданского дела документами, а именно – копиями Контрактов, Спецификаций, деклараций на товар, Актов о приеме-передаче объектов основных средств и инвентарных карточек учета объектов основных средств. Именно это оборудование по заявлению истца является источником шума.

        Также обращает внимание, что согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» от 26.06.2023 г. эквивалентный уровень звука, измеренный на территории жилой застройки вблизи АО «Регион-Продукт» в ночное время при выключенных ГПУ (газопоршневых установках) на территории общества составляет не более 35,0+1,5 дБа, при допустимой величине не более 45 дБа, что соответствует требования п. 5 таб. 5.35 гл. V СанПиН 1.2.3685-21, что подтверждается приобщенным к материалам гражданского дела Протоколом лабораторных исследований (испытаний) и измерений № п1.23.11513 от 26.06.2023 г.

        Указанные факты свидетельствуют об отсутствии каких-либо нарушений обязательных требований санитарного законодательства (гигиенических нормативов к уровням шума от эксплуатации оборудования) со стороны АО «Регион-продукт» при осуществлении своей деятельности по адресу: <...>.

        Исходя из вышеизложенного, АО «Регион-продукт» считает себя ненадлежащим ответчиком ввиду отсутствия каких-либо прав на инженерно-технологическое оборудование, производящее при осуществлении своей деятельности шум на территории жилой застройки вблизи АО «Регион-продукт».

        В судебном заседании представитель Дубровина Е.В. данные доводы поддержала, подтвердила, что до заключения договора аренды земельного участка АО «Силовые системы» никаких жалоб граждан к АО «Регион-продукт» не было. Указала, что в настоящее время один из земельных участок, о котором идет речь в иске, не принадлежит АО «Регион-продукт», но на данном участке не было и нет никакого оборудования и сооружений, производящих шум, принадлежащих АО «Регион-продукт». Не оспаривала, что и у АО «Регион-продукт», и у АО «Силовые системы» один и тот же руководитель, что корректировка проекта санитарно-защитной зоны как до заключения договора с АО «Силовые системы», так и до настоящего времени» не производилась. В связи с жалобами граждан ответчиком предпринимались меры к снижению уровня шума – закуплены и установлены глушители, установлены защитные экраны, демонтирован самый громкий газогенератор и по общим ощущениям стало тише, поэтому полагает, что в настоящее время никаких нарушений не имеется. Не отрицала, что АО «Регион-продукт» работает в круглосуточном режиме, как работает АО «Силовые системы», ей неизвестно. Указала, что на балансе АО «Регион-продукт» имеющееся у АО «Силовые системы» оборудование не стоит, никакого технического перевооружения у АО «Регион-продукт» не было. Деятельность АО «Регион-продукт» не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Санитарно-защитная зона уже установлена и ее поменять невозможно.

        Полагает, что представленные в материалы дела доказательства не представляют возможным выявить, что имеются превышения санитарно-эпидемиологических норм во время работы оборудования, принадлежащего АО «Регион-продукт». Считает, что при выключенном технологическом оборудовании АО «Регион-продукт» и АО «Силовые системы» на территории жилой застройки по адресу: <...> имеется иной источник шума, который не был установлен при проведении экспертизы. Проведенные исследования не могут однозначно установить, что имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологических норм относительно допустимого уровня звукового давления вызваны работой оборудования, принадлежащего АО «Регион-продукт». Обращает внимание, что земельный участок по адресу: <...>А находится в санитарной зоне ЛЭП (в непосредственной близости к ЛЭП), что также может отразиться на показателях уровня шума. Считает, что в процессе судебного разбирательства не было установлено, по каким параметрам ответчики обязаны соблюдать нормы закона. Требование истца об обеспечении организации и проведения мероприятий, направленных на достижение уровней шума от эксплуатации оборудования при осуществлении деятельности на обозначенных истцом земельных участках на территории жилой застройки по адресу: <...> и в жилом помещении (спальной комнате) по адресу: <...>А, АО «Регион-продукт» не может исполнить, так как нарушений материалами дела не установлено. Законодателем установлено, что СЗЗ устанавливается единожды и ее границы не меняются, если нет на то установленных законом указаний. АО «Регион-продукт» разработать новый проект СЗЗ не может, т.к. имеется проект СЗЗ, который получил санэпидзаключение, СЗЗ поставлена на кадастровый учет. Данная информация имеется в свободном доступе на сайте pkk.rosreestr.ru (публичная кадастровая карта). Никаких изменений в используемом оборудовании у АО «Регион-продукт» с момента разработки СЗЗ не произошло.

        В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что была реконструкция или техническое перевооружение промышленных объектов АО «Регион-продукт». С даты разработки проекта СЗЗ и по сей день состав оборудования, подлежащего учету в проекте СЗЗ, остался прежним, иных объектов негативного воздействия, о которых упоминает истец и третьи лица, у АО «Регион-продукт» не добавилось, что подтверждается ранее представленными в материалы дела документами.

        Соответственно у АО «Регион-продукт» нет обязанности вносить корректировки в проект СЗЗ, а, тем более, разрабатывать новый проект СЗЗ.

        Отметила, что разрабатывать проект СЗЗ в соответствии с нормами законодательства должен правообладатель данного источника, а АО «Регион-продукт» не является таковым, правообладатель ГГУ (оборудования) является АО «Силовые системы».

        В соответствии с СанПин 03 п.3.1 разработка проекта СЗЗ обязательна для объектов 1-3 класса опасности. Истцом не представлено доказательств, что деятельность АО «Регион-Продукт» относится к объектам вышеуказанных классов.

            Исполнить требования истца в части выполнения шумозащитных мероприятий, предусмотренных вновь разработанным проектом СЗЗ, также не представляется возможным в виду вышеизложенного, поэтому в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме.

            Представитель АО «Силовые системы» по доверенности Артемов А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Будучи ранее опрошенным в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, поскольку АО «Силовые системы» предприняты меры к снижению уровня шума – возведен железный забор, установлен шумоизоляционный экран, на каждой установке имеется глушитель. Просил учесть, что в результате замеров уровня шума установлено, что на территории жилой застройки превышения уровня шума нет. То, что в жилом помещении <...> выявлено нарушение, не свидетельствует о том, что именно ответчики допустили данное нарушение, поскольку не установлено, что при отключенном оборудовании не имеется посторонних шумов. Вместе с тем не оспаривал, что основным видом деятельности АО «Силовые системы» является производство электроэнергии, дополнительным, в том числе, производство электродвигателей, электрогенераторов и трансформаторов.

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Февралева К.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Ф.И.О.17 и Ф.И.О.18, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, указала, что проживает в своем доме с 2017 г. До февраля 2023 г. никаких жалоб на деятельность АО «Регион-продукт» не было. Потом поочередно на территории АО «Регион-продукт» стали устанавливаться генераторы, сначала один, потом остальные, которых было пять штук. Сначала никаких заборов не было, затем в связи с жалобами граждан был установлен сначала один, затем другой забор. Полагает, что уровень шума, если и снижается, то лишь во время исследований и возможных проверок. В выходные дни и ночное время генераторы включаются на всю мощность, поэтому ничего не поменялось. Указала, что у АО «Силовые системы» периодически меняется количество генераторов, в настоящее время установлены ветряки, поэтому это все создает дополнительный шум. Исследование проводилось тогда, когда оборудования было по минимуму.

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Февралев А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями также согласился, подтвердил пояснения супруги. Дополнительно указал, что спать при открытых окнах невозможно, часто пахнет гарью, но запахи замерить невозможно. Пояснил, что он в числе других жителей встречался с руководителем ответчиков Волковым П.В., который обещал все устранить, но так ничего и не сделал. Обратил внимание, что АО «Силовые системы» занимается продажей оборудования, поэтому периодически данное оборудование тестируется на территории предприятия. Уследить за количеством такого оборудования невозможно. В настоящее время установлены ветряки, которые также создают шум.

        Третьи лица Шувалов С.Б., Шувалова С.В., Шувалова С.С. и Ф.И.О.17 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своими заявлениями просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

        Представитель третьих лиц – Февралева А.В., Февралевой К.В., Шувалова С.Б. по доверенности и ордеру адвокат Сумка Г.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, указал, что в результате превышения уровня шума нарушаются права граждан, которые не могут спокойно спать, затруднено обучение детей, из-за постоянной стрессовой ситуации люди болеют. Считает, что обе организации являются надлежащими ответчиками, поскольку именно АО «Регион-продукт» отдало в аренду часть земельного участка, пустило на свою территорию АО «Силовые системы».

        Представитель третьих лиц – Февралева А.В., Февралевой К.В., Шувалова С.Б. по доверенности Яшин М.М. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, указал, что ответчики, достоверно зная о законодательно установленных ограничениях, получив предписания из Управления Роспотребнадзора и представления прокуратуры, продолжали нарушать закон так, что пришлось даже обращаться в суд с иском. Указал, что в материалах дела имеется несколько заключений экспертов, доказывающих превышение допустимого уровня шума в жилых помещениях, принадлежащих третьим лица. Имеются доказательства того, что ответственными за эти нарушения являются АО «Силовые системы», которому принадлежат газогенераторы, и АО «Регион-продукт», которое допустило хозяйственную деятельность АО «Силовые системы» на своей территории. В нарушение ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила, ответчики, достоверно зная о нарушении, подтверждая это в ходе встреч с жителями <...>, несмотря на привлечение АО «Регион-продукт» к административной ответственности, продолжили свою противоправную деятельность.

        Свидетель Ф.И.О.7 в судебном заседании пояснила, что Февралевы – ее соседи, она проживает по <...>, в непосредственной близости от территории АО «Регион-продукт». АО «Силовые системы» появилось на этой территории в феврале 2023 г. Именно с этого времени появился сильный шум. Особенно громко шумит по ночам и по выходным дням, допускаются выбросы, которые невозможно зафиксировать, но от всего этого у нее погибают куры.

         Выслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела и допросив свидетеля, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований.

        В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

        Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливают, в числе прочего, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов (п. 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03); предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

        Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

        Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

        Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитах полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух (п. 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (п. 3.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

            Размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта (п. 3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Судом установлено, что АО «Регион-продукт» () было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 04.02.2005 г., единственным акционером является Волков П.В., он же является генеральным директором АО (т. 1 л.д. 31-40).

                АО «Регион-продукт» осуществляет деятельность по производству сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производству мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения (ОКВЭД 10.72), на земельных участках с кадастровыми номерами . В процессе деятельности АО «Регион-продукт» использует оборудование, являющееся источником шума: газовые печи (ИШ1, ИШ2), сушильные аппараты СУ-250 (ИШЗ, ИШ4), общеобменную вентиляцию цеха (ИШ5), газовые печи «Fimak» (ИШ6-ИШ8), трубы котельной (ИШ9-ИШ10), оборудование ГРПШ (ИШ11), трансформаторную подстанцию (ИШ12), погрузо-разгрузочную площадку (ИШ13), парковку легкового автотранспорта на 15 м/м (ИШ14), парковку легкового автотранспорта на 8 м/м (ИШ15), проезд мусоровоза (ИШ16).

        Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в редакции от 25.04.2014 №5) предприятие АО «Регион-продукт» отнесено к четвертому классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 100 м.

        Проектной организацией ООО «Альтеза» для АО «Регион-продукт» разработан проект санитарно-защитной зоны с расчетом шумового воздействия от 16 вышеназванных источников шума предприятия. Экспертиза проекта выполнена ООО «Экспертный центр Эра».

        18.06.2021 АО «Регион-продукт» получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны №58.02.02.000.Т.000252.06.21. Указанным проектом на основании проведенных расчетов предложено сократить ориентировочный размер санитарно-защитной зоны (100 м) и установить санитарно-защитную зону в размере (направление по румбам):

    С на расстоянии 50 м по границе территории участка под жилую застройку,

    СВ расстоянии 32 м по границе территории участка под жилую застройку и далее по границе предприятия,

    В на расстоянии 22-28 м по границе жилой застройки,

    ЮВ на расстоянии 90 м по границе жилой застройки,

    Ю на расстоянии 100 м,

    ЮЗ на расстоянии 95м по границе жилой застройки,

    3 по границе территории предприятия,

    СЗ на расстоянии 50 м по границе территории участка под жилую застройку.

        Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что сведения о АО «Силовые системы» внесены 22.11.2021 г., единственным акционером является Ф.И.О.8, он же является генеральным директором АО.

        В соответствии с договором аренды земельного участка от 12.09.2022 г. АО «Регион-продукт» (арендодатель) и АО «Силовые системы» (арендатор) заключили договор о нижеследующем: арендодатель передает арендатору в аренду (временное владение и пользование) часть земельного участка площадью 1590 кв.м, в границах земельного участка общей площадью 17 976 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <...>, находящегося в собственности арендодателя. Часть земельного участка предоставляется для размещения газогенераторов (т. 1 л.д. 88-93).

        Имеющиеся в материалах гражданского дела копии инвентарных карточек и иной документации на газогенераторы подтверждают, что они принадлежат АО «Силовые системы» (т. 1 л.д. 94-181).

            Таким образом, судом установлено, что в 2022 г. на части земельного участка с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности АО «Регион-продукт», на основании договора аренды от 12.09.2022г. АО «Силовые системы» разместило газогенераторы и иное оборудование, предназначенное, в том числе, для выработки электрической энергии. Оборудование работает в круглосуточном режиме и является источником шума.

        Однако, несмотря на увеличение количества источников шума на территории промышленной площадки, влекущих за собой увеличение воздействия на среду обитания и здоровье человека, проектная документация по установлению размера санитарно-защитной зоны АО «Регион-продукт» не корректировалась, санитарно- эпидемиологическое заключение на скорректированный проект санитарно-защитной зоны не оформлялось.

        Имеющаяся проектная документация разработана АО «Регион-продукт» в объеме, не позволяющем в настоящее время дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам, поскольку в расчетах не учтено шумопроизводящее оборудование АО «Силовые системы», не предусмотрены мероприятия по защите населения от суммарного физического воздействия всех источников, расположенных на территории промышленной площадки.

        Размер санитарно-защитной зоны АО «Регион-продукт» установлен без учета физического воздействия источников шума АО «Силовые системы», что не обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, предусмотренных гигиеническими нормативами.

        АО «Силовые системы», являясь источником воздействия на среду обитания, для которого СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, обязано разработать проекториентировочного размера санитарно-защитной зоны.

        Однако, проект санитарно-защитной зоны с расчетом всех имеющихся источников шума на соседнем предприятии для определения суммарного шумового воздействия на границе санитарно-защитной зоны АО «Силовые системы» не разрабатывался, индивидуальная санитарно-защитная зона АО «Силовые системы» не устанавливалась.

        Таким образом, АО «Регион-продукт», АО «Силовые системы», будучи обязанными соблюдать требования санитарного законодательства при эксплуатации объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в процессе производственной деятельности нарушают требования ст. 11 Федерального закона П52-ФЗ, п. 2.1, п. 3.1, п. 6.1, п. 3.11, п. 3.13СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

        В материалах гражданского дела имеются многочисленные обращения граждан – жителей <...> в различные инстанции по поводу нарушения их прав в связи с превышением допустимого уровня шума (т. 1 л.д. 11, 12, т.2 л.д. 32, 33, 39-42, 45, 64-66), а также ответы из данных организаций (т. 1 л.д. 59-61, 218-219, т. 2 л.д. 20, 21-22, 23, 25об-26, 26об-27, 27об, 28, 31, 34-38, 43-44, 47, 48, 49, 50, 69-70).

        В связи с обращениями граждан на нарушение своих прав, 11 апреля 2023 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в отношении АО «Регион-продукт» было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 228-Пр/2.2, из которого следует, что при осуществлении деятельности АО «Регион-продукт» уровень шума на территории жилого <...> в жилом помещении жилого <...> не соответствует требованиям п. 100, табл. 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» для ночного времени (т.1 л.д. 23-24).

        Генеральный директор АО «Регион-продукт» Волков П.В., не оспаривая данное предостережение, 02.05.2023 г. сообщил, что Обществом принято решение о проведении комплекса мероприятий, направленного на соблюдение требований гигиенических нормативов к уровню шума, а именно, на территории предприятия вокруг источника шума монтируется защитный экран, позволяющий снизить шум до уровня, не превышающего требования к уровню шума на территории жилой застройки и проникающего в жилые помещения домов и по <...> в <...>. Монтаж защитного экрана планируется осуществить в срок до 16.05.2023 г. (т. 1 л.д. 26).

        Однако после этого 17.05.2023 г. истцу поступила новая жалоба от Шувалова С.Б., где указано, что предприятие добавило еще несколько генераторов и шум стал другой (т. 1 л.д. 27).

        После этого 02.06.2023 г. в ходе инструментального исследования вибрации в жилых помещениях и уровней шума в дневное и ночное время в жилых помещениях и на территории жилой застройки по адресу: <...> было установлено, что территория жилой застройки по адресу: <...>, по эквивалентному уровню измеренного в ночное время, не соответствует требованиям главы V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», что было отражено в экспертном заключении от 05.06.2023 г. (т. 1 л.д. 29, 30).

        Из постановления заместителя прокурора Пензенского района от 27.06.2023 г. следует, что в отношении генерального директора АО «Силовые системы» Волкова П.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно в превышении уровней физического воздействия на человека. С данным нарушением Волков П.В. был согласен, о чем собственноручно указал в данном постановлении (т. 1 л.д. 55-56).

        В материалах гражданского дела имеется также объяснение генерального директора АО «Силовые системы» Волкова П.В. от 27.06.2023 г., из которого следует, что на основании договора аренды от 12.09.2022 г. АО «Силовые системы» осуществляется размещение газогенераторов, работающих в круглосуточном режиме. В результате замеров установлено, что уровень шума превышает допустимый в соответствии с СанПин 1.2.3685-21. В целях приведения параметров окружающей среды в соответствие с требованиями нормативных документов вокруг генераторов установлены ограждающие экраны из профлиста, однако в полном объеме данное решение проблему не устранило. В настоящее время вопросы снижения уровня шума прорабатываются дополнительно (т 1 л.д. 68).

        Согласно экспертным заключениям от 01.08.2023 г., территория жилой застройки по адресу: <...> (в точках № 11 и № 12 по эквивалентному уровню звука), <...> (в точке по эквивалентному уровню звука), 72а ( в точках № 8 и № 9 по эквивалентному уровню звука), 68 (в точках № 4, № 5, № 6 по эквивалентному уровню звука), а также жилые помещения по адресу: <...> (детская комната, жилое помещение в точках № 1, № 2, № 3 по эквивалентному уровню звука), д. 25б (жилая комната на частоте 250 Гц и по эквивалентному уровню звука), измеренных в ночное время, не соответствует требованиям главы V, табл. 5.35 СанПиН(Дата)-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (т. 1 л.д. 220-232).

        В материалах гражданского дела имеются также предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований -Пр/2.2 и -Пр/2.2, вынесенные истцом 09.08.2023 г. в отношении АО «Регион-продукт» и АО «Силовые системы» (т. 2 л.д. 16-17, 18-19).

        Согласно постановлению и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Пензенского района Пензенской области от 15 августа 2023 г. АО «Регион-продукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п 1 ст. 9.1 Закона Пензенской области № 1506-ЗПО от 02.04.2009 г. (КоАП Пензенской области) с назначением наказания в виде предупреждения (т. 2 л.д. 60-63).

        Представитель ответчика АО «Регион-продукт» Дубровина Е.В. в судебном заседании пояснила, что с данным постановлением не согласна, намерена его обжаловать. В последующем указала, что данное постановление не обжаловано и вступило в законную силу.

        Определением Пензенского районного суда от 14.09.2023 г. было дано поручение специалистам ГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» провести измерение уровней шума на территории жилой застройки <...> и <...>, в ночное время (т. 2 л.д. 96-99).

        Согласно экспертному заключению .1 от 12.10.2023 г. территория жилой застройки по адресу: <...> по параметрам шума (уровням звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, эквивалентному и максимальному уровням звука) измеренных в ночное время, соответствует требованиям главы V, таблица 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

        Согласно экспертному заключению .1 от 12.10.2023 г. жилое помещение по адресу: <...> по параметрам шума (в спальной комнате в точке № 1 на частотах 4000Гц, 8000Гц и эквивалентный уровень звука, в точке № 3 на частотах 4000 Гц, 8000 Гц), измеренных в ночное время, не соответствует требованиям главы V, таблица 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

        В судебном заседании в качестве специалиста был опрошен заместитель главного врача по санитарно-эпидемиологическим вопросам и СГМ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» Ф.И.О.9, который суду пояснил, что на территории АО «Регион-продукт» и АО «Силовые системы» был впервые. Было установлено, что на территории промзоны АО «Регион-продукт» было размещено оборудование АО «Силовые системы» - четыре газогенератора и два контейнера, где расположено это оборудование. На момент замеров работало только три генератора, пятого вообще не было. По его просьбе был включен четвертый генератор, но он работал на холостом ходу. При исследовании моделировали 4 режима – когда работало оборудование двух АО, когда работало оборудование только АО «Регион-продукт», когда работало оборудование только АО «Силовые системы», когда было выключено оборудование и АО «Регион-продукт», и АО «Силовые системы». В ходе замеров было установлено, что в <...> на втором этаже, расположенном выше заборов, в ходе работы оборудования двух предприятий уровень звука превышает допустимые нормы. На территории жилой застройки превышения уровня звука не выявлено, поскольку территории жилых домов огорожены заборами.

        В судебном заседании 27 октября 2023 г. в качестве специалиста была опрошена инженер 1 категории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» Ф.И.О.10, которая пояснила суду, что в ее должностные обязанности входит проведение экспертиз проектов санитарно-защитных зон. Указала, что АО «Регион-продукт» ранее разработало проект санитарно-защитной зоны, поставило на кадастровый учет саму санитарно-защитную зону. Но если они пускают к себе на территорию земельного участка арендаторов под какое-то производство, связанному в шумом и воздействием на воздух) то АО «Регион-продукт» должно разработать новый проект санитарно-защитной зоны с учетом данного оборудования, поскольку это может быть источником вибрации и электромагнитных излучений. По договоренности между собой такой проект может разработать и АО «Силовые системы» с учетом имеющегося оборудования.

        При таких обстоятельствах у суда не имеется сомнений, что исковые требования, заявленные Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области являются обоснованными, направленными на защиту интересов граждан, проживающих на близлежащих земельных участках.

        Рассматривая довод представителя АО «Силовые системы», что данная организация не имеет обязанности разрабатывать проект санитарно-защитной зоны, поскольку п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, предусмотрено установление санитарно-защитных зон в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, суд пришел к выводу, что данный довод нельзя признать обоснованным.

        Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

        Истец не заявлял требований об обязании ответчиков установить санитарно-защитную зону в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, а просит, в числе прочего, лишь обязать ответчиков разработать проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки по адресу: <...> учетом физического воздействия (уровня шума) от всех источников промышленных объектов и производств, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами , с последующим получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны в установленном законом порядке.

        При этом, требования к проектированию санитарно-защитных зон установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

        Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

        АО «Силовые системы» эксплуатирует единый промышленный объект: газогенераторы, установленные на специально сооруженной забетонированной площадке, подключенные к газораспределительному оборудованию; ветрогенератор и иное оборудование, предназначенное для выработки электрической энергии, то есть, эксплуатирует объекты капитального строительства.

        Являясь источником воздействия на среду обитания, для которого СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, АО «Силовые системы» обязано разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для подтверждения безопасности эксплуатации объектов для населения.

        Однако, в нарушение п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проект санитарнозащитной зоны с расчетом всех имеющихся источников шума на соседнем предприятии для определения суммарного шумового воздействия на границе санитарно-защитной зоны АО «Силовые системы» не разрабатывался.

        Осуществляя деятельность по производству электроэнергии в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны, АО «Силовые системы» нарушает требования санитарного законодательства, принятые в целях обеспечения безопасности населения. Бездействие ответчика по разработке проекта санитарно-защитной зоны способствует неконтролируемому физическому воздействию на атмосферный воздух (уровня шума), не позволяет в полной мере отслеживать степень негативного воздействия предприятия на организм человека и среду его обитания в зоне действия промышленного предприятия, тем самым создает потенциальную угрозу причинения вреда человеку и среде его обитания.

        Довод представителя АО «Регион-продукт» о том, что АО «Регион-продукт» не имеет обязанности разрабатывать новый проект санитарно-защитной зоны, поскольку предприятие не проводило реконструкцию или техническое перевооружение, суд также находит неубедительный, противоречащим требованиям санитарного законодательства, а именно: п. 2.1, п. 3.1, п. 6.1, п. 3.11, п. 3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

        Так, согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитах полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух (п. 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (п. 3.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

        Истец заявил, в числе прочего, требование о возложении обязанности на ответчиков разработать проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки, с последующим получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны в установленном законом порядке.

        Указанное требование заявлено, поскольку в настоящее время АО «Регион- продукт», в нарушение вышеперечисленных требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не имеет проекта санитарно-защитной зоны в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

        В разработанном ООО «Альтеза» проекте не описано и не учтено в расчетах шумопроизводящее оборудование АО «Силовые системы», не предусмотрены мероприятия по защите населения от суммарного физического воздействия всех источников, расположенных на территории промышленной площадки.

        Размер санитарно-защитной зоны АО «Регион-продукт» в настоящее время установлен без учета физического воздействия источников шума АО «Силовые системы», что не обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, предусмотренных гигиеническими нормативами.

        Решение о возникновении и функционировании на земельном участке 58:24:0292101:2171 АО «Силовые системы» с дополнительными источниками шума принято собственником участка - АО «Регион-продукт». Следовательно, АО «Регион-продукт» в целях соблюдения требований санитарного законодательства обязано было разработать новый проект санитарно-защитной зоны с учетом источников шума арендатора либо обязать АО «Силовые системы» разработать проект санитарно-защитной зоны с учетом источников шума арендодателя.

        Рассматривая довод ответчиков, что представленные доказательства не представляют возможным выявить, что имеются превышения санитарно-эпидемиологических норм во время работы оборудования, принадлежащего каждому из ответчиков, суд также находит его неубедительным, не подтвержденным какими-либо доказательствами.

        Исходя из представленных доказательств, суд пришел к выводу, что жилое помещение по адресу: <...> по параметрам шума, измеренных в ночное время, не соответствует требованиям главы V, таблица 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», что свидетельствует о нарушении прав граждан.

        То обстоятельство, что территория жилой застройки по адресу: <...> по параметрам шума, измеренных в ночное время, соответствует требованиям главы V, таблица 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», не свидетельствует о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку данные измерения производились конкретно 06.10.2023 г. При этом у АО «Силовые системы» в тот период работали четыре генератора, один из них – на холостом ходу.

        Вместе с тем, третьи лица Февралевы в судебном заседании пояснили, что в последующем на земельном участке АО «Регион-продукт» были установлены ветрогенераторы, что является дополнительным источником шума. Данное обстоятельство было подтверждено как фотоматериалом, так и не оспаривалось представителями ответчиков.

        В судебном заседании были просмотрены видеозаписи, представленные третьими лицами, позволяющие прийти к выводу, что с территории предприятия ответчика в ночное время доносится постоянный гул.

        Поскольку судом было установлено, что права граждан нарушены в результате производственной деятельности ответчиков, перечень мероприятий, направленных на достижение уровней шума от эксплуатации оборудования при осуществлении деятельности на вышеуказанных земельных участках можно определить лишь в ходе разработки проекта санитарно-защитной зоны с учетом физического воздействия (уровня шума) от всех источников промышленных объектов и производств, расположенных на данных земельных участках, с последующим получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны в установленном законом порядке, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

    р е ш и л:

        ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░-░░░░░░░» ░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░-░░░░░░░» (<...>) ░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░» <...> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ ░░░░░░: <...> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 14 ░░░░. 5.35, ░. 100 ░░░░░░ 1.2.3685-21, ░. 130 ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░ ░░░░░░:

    - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...> (░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░,

    - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░).

        ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                                                ░.░. ░░░░░░░░░░

    ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░ 2023 ░.

    ░░░░░:

2-910/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области
Ответчики
АО "Силовые системы"
АО "РЕГИОН-ПРОДУКТ"
Другие
Шувалова Светлана Владимировна
ДУБРОВИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Шувалова София Сергеевна
Февралева Кристина Владмиировна
Февралева Кристина Владимировна
Сумка Георгий Геннадьевич
Артемов Артем Михайлович
Информация скрыта
Яшин Михаил Михайлович
Февралев Алексей Владимирович
Шувалов Сергей Борисович
Суд
Пензенский районный суд Пензенской области
Судья
Аброськина Людмила Викторовна
Дело на сайте суда
penzensky.pnz.sudrf.ru
16.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2023Подготовка дела (собеседование)
05.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2023Судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
19.04.2024Судебное заседание
01.07.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее