Дело № 2-648/2018 |
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2018 года |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль «09» апреля 2018 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Потаповой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларионовой Татьяны Юрьевны к Управлению Судебного департамента в Ярославской области, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях о возложении обязанности передать жилое помещение, прекращении права собственности, признании права собственности на квартиру,
установил:
25.05.2004 Постановлением Государственной думы Ярославской области четвертого созыва №74 Ларионова Татьяна Юрьевна назначена на 3-летний срок полномочий мировым судьей судебного участка №2 Тутаевского района Ярославской области (л.д. 44).
09.09.2004 решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Тутаевского муниципального округа Ларионова Т.Ю. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях за №1380, а для внеочередного получения жилой площади как мировой судья – за №325 (л.д. 50).
19.10.2004 распоряжением главы Тутаевского муниципального округа №151 утверждено вышеуказанное решение общественной комиссии по жилищным вопросам.
22.06.2007 Постановлением Государственной думы Ярославской области четвертого созыва №170 Ларионова Т.Ю. назначена на 5-летний срок полномочий мировым судьей судебного участка №2 Тутаевского района Ярославской области.
30.06.2010 решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Ярославской области Ларионова Т.Ю. поставлена на очередь судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (л.д. 150-153).
26.06.2012 Постановлением Государственной думы Ярославской области пятого созыва №112 Ларионова Т.Ю. назначена на 5-летний срок полномочий мировым судьей судебного участка №2 Тутаевского района Ярославской области.
22.04.2013 Указом Президента РФ №393 Ларионова Т.Ю. назначена судьей Тутаевского городского суда Ярославской области.
22.10.2015 Указом Президента РФ №531 Ларионова Т.Ю. назначена заместителем председателя Тутаевского городского суда Ярославской области.
02.03.2017 на заседании жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Ярославской области принято решение считать заместителя председателя Тутаевского городского суда Ярославской области Ларионову Т.Ю. нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты постановки ее на учет в Администрации города Тутаева. Нуждаемость составляет с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь – не менее 16,8 кв.м, то есть в виде однокомнатной квартиры (л.д. 220-221).
30.06.2017 на заседании жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Ярославской области принято решение о распределении выделенных Судебным департаментом на 2017 год денежных средств на приобретение жилья судьям: для приобретения служебного жилья Ларионовой Т.Ю. на состав семьи <данные изъяты> выделено <данные изъяты> руб. на приобретение в <адрес> жилого помещения не менее 16,8 кв.м. в виде однокомнатной квартиры.
07.09.2017 между Управлением Судебного департамента в Ярославской области (покупатель) и ФИО12 (продавец) заключен Государственный контракт №20/2 купли-продажи квартиры (л.д. 77-84). Согласно контракту предметом купли-продажи являлась однокомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) (далее по тексту – Квартира №25). Согласно п. 3.2. контракта, стоимость Квартиры №25 составила <данные изъяты> руб.
11.09.2017 на основании указанного контракта в ЕГРН внесены записи:
- № - о регистрации права собственности Российской Федерации на Квартиру №25;
- № – о регистрации права оперативного управления Управления Судебного департамента в Ярославской области на Квартиру №25.
Ларионова Татьяна Юрьевна обратилась в Тутаевский городской суд Ярославской области с иском к Управлению Судебного департамента в Ярославской области, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях. Просила признать за истцом право собственности на Квартиру №25, прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Управления Судебного департамента в Ярославской области на Квартиру №25, обязать Управление Судебного департамента в Ярославской области передать Квартиру №25 истцу.
В обоснование исковых требований ссылалась на вышеизложенные обстоятельства. Также указала, что с момента постановки в 2004 году на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ч. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" подлежала обеспечению жилым помещением в течение 6 месяцев. При этом жилое помещение подлежало передаче ей в собственность бесплатно. Управлением Судебного департамента в <адрес> для истца приобретена Квартира №25, однако, до настоящего времени указанная квартира истцу не передана. Так как правоотношения, связанные с обеспечением судьи жилым помещением возникли в момент постановки на учет – 09.09.2004 - истец имеет право на приобретение Квартиры №25 в собственность бесплатно. Право на приобретение квартиры в собственность бесплатно не было реализовано истцом с 2004 года не по ее вине.
Определением Ярославского областного суда от 09.02.2018 (л.д. 241) дело по иску Ларионовой Т.Ю. передано на рассмотрение Ярославского районного суда Ярославской области на основании п. 4 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ в связи с невозможностью рассмотрения дела в Тутаевском городском суде Ярославской области.
В судебном заседании Ларионова Т.Ю. исковые требования поддержала по указанным основаниям. Пояснила, что до настоящего времени стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель Управления Судебного департамента в Ярославской области по доверенности – Бурова Н.Ю. считала иск не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что основания для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в настоящее время отсутствуют. Квартира №25 приобреталась для истца, ответчик не оспаривает право истца на получение Квартиры №25, но считает, что спорная квартира должна быть передана истцу не в собственность, а на условиях служебного найма. В настоящее время статус служебного жилого помещения Квартире №25 еще не присвоен. Ответчик планирует оформить в отношении Квартиры №25 статус служебной, передать истцу в качестве служебного жилого помещения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Ларионов Вячеслав Николаевич, действующий также в качестве законного представителя третьего лица – Ларионовой Анны Вячеславовны, считал иск подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание не явились: представитель Межрегионального территориального управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области, Управление Росреестра по Ярославской области, Крылова Е.В. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Ларионова Т.Ю. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004 году, с тех пор состоит на учете до настоящего времени. Решения о постановке Ларионовой Т.Ю. на учет не оспаривались, Ларионова Т.Ю. с такого учета не снята; из позиции ответчика следует, что основания для снятия Ларионовой Т.Ю. с учета отсутствуют.
Суд соглашается с доводами истца о том, что правоотношения, связанные с обеспечением судьи жилым помещением, возникли в 2004 году. В тот период времени п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривал, что «местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно».
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" изложен в новой редакции, которая вступила в силу с 01.01.2005 года. Данная редакция стала предусматривать, что «Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации…»
Постановлением Правительства РФ от 06.12.2005 N 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году" было установлено, что ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Постановлениями от 17 июля 2006 года N 440 и от 23 февраля 2007 года N 126 Правительство Российской Федерации пролонгировало действие данной нормы на 2006 и 2007 годы.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Конституционным судом РФ указано, что федеральный законодатель - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П указано, что статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118, 119, 120, 121, 122 и 124), с тем чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранять доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому. Данное требование прямо закреплено в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", согласно части 4 статьи 5 которого во взаимосвязи с его статьей 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально-бытового обеспечения. Из этого исходит и Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", положения которого, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничение или снижение уровня установленных ими гарантий, к числу которых федеральный законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением. Финансирование судов не может произвольно определяться по усмотрению законодательной или исполнительной власти, поскольку необходимые расходы федерального бюджета на суды защищены непосредственно самой Конституцией Российской Федерации и не могут быть ниже такого уровня, который обеспечивал бы выполнение ее требований. Неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса.
21.03.2008 принято Постановление Правительства РФ N192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями", действующее по настоящее время. Пунктом 1 указанного постановления установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. В п. 2 Постановления указано, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Таким образом, на момент возникновения правоотношений по обеспечению Ларионовой Т.Ю. жилым помещением последняя имела право на приобретение квартиры за счет средств федерального бюджета в собственность бесплатно. Вступившими в силу в более поздние периоды нормативными актами (Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 06.12.2005 N 737, Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 N192) гарантии материального обеспечения судьи были снижены, в связи с чем, с учетом выводов Постановления Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П, действие указанных нормативных актов не распространяется на отношения по обеспечению истца жилым помещением.
В нарушение п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П федеральный законодатель не установил надлежащим образом порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такой порядок в настоящий момент отсутствует: Постановление Правительства РФ N192 от 21.03.2008 не устанавливает такой порядок, так как порядок должен быть определен законодателем, которым Правительства РФ не является. Из Постановления Правительства РФ N192 от 21.03.2008 следует, что оно является временной мерой - до внесения соответствующих изменений в законодательство. Кроме того, данное Постановление, как прямо в нем указано, распространяется только на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. В соответствии с п. 3 ст. 157 ГК РФ, если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия невыгодно, то условие признается наступившим.
Соответственно, не установление Российской Федерацией (в лице законодательных органов) порядка обеспечения жилыми помещениями судей, имеющих с 2004 года право на получение жилого помещения в собственность, не может явиться основанием для возникновения у Российской Федерации преимущества в виде сохранения права собственности на жилое помещение. В силу п.1, 2 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Учитывая, что Квартира №25 приобреталась специально для предоставления истцу, отсутствуют иные судьи, подлежащие обеспечению жилыми помещениями в <адрес> (л.д. 87-93), Управление Судебного департамента в Ярославской области обязанность по передаче Квартиры №25 истцу не оспаривает, суд считает возможным на основании ст. 12 ГК РФ применить такие способы защиты права как присуждение к исполнению обязанности в натуре (путем передачи Квартиры №25), признание права.
Признание права собственности истца на Квартиру №25 влечет, соответственно, прекращение права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Управления Судебного департамента в Ярославской области на спорную квартиру.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать право собственности Ларионовой Татьяны Юрьевны на квартиру по адресу: <адрес> (кадастровый номер №).
Прекратить зарегистрированные в ЕГРН 11.09.2017 право собственности Российской Федерации (запись №) и право оперативного управления Управления Судебного департамента в Ярославской области (запись №) на квартиру по адресу: <адрес> (кадастровый номер №).
Обязать Управление Судебного департамента в Ярославской области передать квартиру по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) Ларионовой Татьяне Юрьевне.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.