Решение по делу № 2а-3108/2021 от 28.05.2021

Дело № 2а-3108/2021                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                  30 августа 2021 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Белоусовой О.С., с участием заместителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Стерликова Е.В., помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Шевелёва И.С., представителей ответчиков Долговой Е.А., Бахваловой Е.А., представителя заинтересованного лица – Кузьмина И.А., при секретаре Феллер В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании бездействий незаконными, обязании совершить определенные действий.

В обоснование заявленных требований указав, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка реализации Министерством природных ресурсов Хабаровского края и Управлением лесами Правительства Хабаровского края переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по разработке лесного плана Хабаровского края и лесохозяйственных регламентов лесничеств Хабаровского края, а также охране объектов животного мира, в том числе по ведению Красной книги Хабаровского края. Министерство осуществляет в пределах установленной компетенции переданные Хабаровскому краю полномочия Российской Федерации, в том числе в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания. В ходе проверки установлено, что Министерством не ведется государственный учет, государственный кадастр и государственный мониторинг объектов животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края. Основным признаком государственного мониторинга является регулярность проводимых наблюдений за всеми объектами животного мира, занесенных или рекомендуемых к занесению в Красную книгу. Министерством в нарушение ст. 12, ч.1 ст. 15 Федерального закона № 52-ФЗ, п.3.3.15 Положения о Министерстве, п.п. 2, 9 Положения о Красной книге края эффективные мероприятия по сбору и анализу данных об объектах животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, организации системного государственного мониторинга не проводятся; обязанность по внесению предложений по специальным мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания особых защитных участков леса (ОЗУ) с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких растений, животных, в том числе Амурского тигра не исполнена. Управление лесами является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных правоотношений, организует разработку и утверждение лесного плана, утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на территории края. По информации Управления лесами места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных на территории Хабаровского края не выделены, ОЗУ не проектировались, в лесохозяйственные регламенты лесничеств не вносились. Проверкой Управления лесами края установлено, что действующие лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края в разделе «3.2. Ограничения по видам особо защитных участков лесов» не содержат перечень кварталов и выделов, а также их частей, отнесенных к ОЗУ. Отсутствие сведений об ОЗУ в лесном плане Хабаровского края и лесохозяйственных регламентах лесничеств Хабаровского края способствует осуществлению хозяйственной деятельности, несущей угрозу популяции объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края. Ненадлежащая организация работы региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений, создает угрозу уничтожения животных, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, Красную книгу Российской Федерации и среды их обитания при проведении лесохозяйственных мероприятий и использовании лесов, что противоречит целям ведения Красной книги Хабаровского края о сохранении биологического разнообразия Хабаровского края, принципам Федерального закона «О животном мире», «Об охране окружающей среды», что недопустимо. Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края в части непринятия мер по надлежащей организации работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края; обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обеспечить надлежащую организацию работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского кая, в том числе Амурского тигра, находящихся на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с периодичностью, структурой, качеством и площадью среды их обитания путем организации проведения регулярных наблюдений не реже 1 раза в год за всеми вышеуказанными объектами животного мира; обеспечить надлежащую организацию работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра, по всем муниципальным районам края, с периодичностью, структурой, качеством и площадью среды их обитания путем организации проведения регулярных наблюдений не реже 1 раза в год за всеми вышеуказанными объектами животного мира; обеспечить надлежащую организацию работ при разработке и внесении предложений Комиссии по редким и находящимся по угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края, по мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, диких животных, в том числе Амурского тигра; обеспечить надлежащую организацию работ при разработке и внесении предложений Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края, по мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории всех лесничеств Хабаровского края, с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, диких животных, в том числе Амурского тигра; обеспечить надлежащую организацию работ по подсчету численности Амурского тигра на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества; обеспечить надлежащую организацию работ по подсчету численности Амурского тигра по всем муниципальным районам Хабаровского края; обеспечить надлежащую организацию работ по выполнению научных исследований современного состояния объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, на систематической основе на территории Дурминского участкового лесничества Оборсккого лесничества; обеспечить надлежащую организацию работ по выполнению научных исследований современного состояния объектов растительного и животного мира, внесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, на систематической основе по всем муниципальным районам Хабаровского края; обеспечить передачу Управлению лесами Правительства Хабаровского края результатов работ в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с указанием конкретной местности, отвечающей данным критериям; обеспечить передачу Управлению лесами Правительства Хабаровского края результатов работ в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории Хабаровского края, с указанием конкретной территории, отвечающей данным критериям. Обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по разработке предложений к решению о выделении ОЗУ, в том числе с выделением мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с тестовым и графическим описанием местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; организовать работу по разработке предложений к решению о выделении ОЗУ, в том числе с выделением мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных на всей территории Хабаровского края, с текстовым и графическим описанием местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; организовать работу по проектированию ОЗУ на территории Дурминско-участкового лесничества Оборского лесничества, в том числе на основании результатов работ Министерства природных ресурсов Хабаровского края в виде предложений о необходимости создания ОЗУ, с указанием конкретной территории Хабаровского края, отвечающей данным критериям; организовать работу по проектированию ОЗУ на территории всех лесничеств Хабаровского края, в том числе на основании результатов работ Министерства природных ресурсов Хабаровского края в виде предложений о необходимости создания ОЗУ, с указанием конкретной территории Хабаровского края, отвечающей данным критериям; обеспечить направление вышеуказанных предложений в том числе по территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, в уполномоченный в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации орган для принятия решения о выделении ОЗУ с текстовым и графическим описанием местоположения границ таких земель; внести в лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края, в том числе Оборского лесничества, вышеуказанные сведения об ОЗУ с текстовым и графическим описанием местоположения границ таких земель.

В процессе рассмотрения административного дела, прокурор неоднократно уточнял и дополнял исковые требования. В окончательной редакции просит: признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края в части непринятия мер к надлежащей организации работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края. Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края со дня вступления решения суда в законную силу: обеспечить надлежащую организацию работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра, по всем муниципальным районам края, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, с периодичностью, структурой, качеством и площадью среды их обитания путем организации проведения регулярных наблюдений не реже 1 раза в 3 года за всем объектами животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края; 2) разработать и внести предложения в Комиссию по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края, в рамках принимаемых мер по охране объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, о необходимости создания ОЗУ на территории всех лесничеств Хабаровского края, за исключением лесничеств, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, диких животных, в том числе Амурского тигра; 3) обеспечить передачу в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации результаты работ проведенного государственного мониторинга за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра. Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 6 месяцев после получения первых результатов о государственном мониторинге за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра: 1) принять решение о выделении, проектировании и установлении границ ОЗУ на территории всех лесничеств Хабаровского края (за исключением лесничеств, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения), являющихся местами обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра. Обязать Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края в срок не позднее 6 месяцев со дня фактической реализации Федеральным агентством лесного хозяйства полномочий по выделению, проектированию и установлению границ ОЗУ: 1) выделить и установить границы ОЗУ, закрепив их на местности, а именно на территории всех лесничеств Хабаровского края (за исключением лесничеств, расположенных на особо охраняемых природных территорий федерального значения) являющихся местами обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра; 2) внести в лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края (за исключением лесничеств, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения) являющихся местами обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра, сведения об ОЗУ с текстовым и графическим описанием местоположения границ таких земель; 3) внести в государственный лесной реестр документированную информацию об ОЗУ с указанием их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 4) внести в лесной план Хабаровского края информацию по выделенным и запроектированным ОЗУ.

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Пасифик Майнинг», Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Росприроднадзор, Росприроднадзор по Дальневосточному Федеральному округу, Федеральное агентство лесного хозяйства.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего административного ответчика Управление лесами Правительства Хабаровского края надлежащим Комитетом лесного хозяйства правительства Хабаровского края. К участию в деле привлечены административными соответчиками Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, заинтересованным лицом ОАО «Исток».

В судебное заседание не явились представители административных ответчиков Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства лесного хозяйства, представитель заинтересованного лица ОАО «Исток», Росприроднадзор, Росприроднадзор по Дальневосточному Федеральному округу. Руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании заместитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры ФИО3, помощник прокурора ФИО10 поддержали требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений и дополнений в редакции на дату рассмотрения административного дела. Дополнительно ФИО3 пояснил, что нарушения установлены материалами дела, решение должно быть исполнено немедленно по вступлению в силу.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края – ФИО4, требования прокурора не признала, пояснив, что на территории Хабаровского края имеются особо охраняемые природные территории федерального значения, на территории которых Министерство не должно осуществлять мониторинг и государственный учет объектов животного мира. Порядком ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии российской Федерации от 22.12.2011 № 963, установлена периодичность формирования данных государственного мониторинга и государственного учета в отношении объектов животного мира, установлен срок – не реже одного раза в три года. Проведение государственного учета и мониторинга краснокнижных животных, производится в соответствии с законодательством. Требования по возложению на Министерство обязанности по организации работ при разработке и внесении предложений Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грабов Хабаровского края в виде предложения по созданию ОЗУ не соответствуют полномочиям Министерства, а также компетенции Комиссии. В соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению учета амурского тигра, сплошной учет амурского тигра проводится один раз в 10 лет. Кроме того, в соответствии с абзацем 8 Методических рекомендаций, решение о проведении сплошного учета принимается Министерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с Росприроднадзором, а выборочный учет (программа мониторинга) проводится ежегодно под руководством Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Росприроднадзора. Данными методическими рекомендациями установлены модельные участки, на территории которых и осуществляется мониторинг, однако требуют проведения мониторинга на территории всего края. Неверная ссылка и на возложения обязанности по выполнению научных исследований, поскольку такие исследования относятся к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Решение суда будет неисполнимым, поскольку установление обязанности проводить действия один раз в три года, будет являться обязанностью бессрочной, что приведет к нарушению принципов исполнимости решения. Кроме того, никаких нарушений действующего законодательства в действиях административного ответчика не имеется, прокурор ссылается на рекомендательный характер Методики, что основано на ошибочном толковании норм материального права, учитывая, что Методика является официальным и обязательным к исполнению нормативным правовым актом. Требования прокурора не конкретизированы, не исполнимы, противоречат действующему регулированию возникших правоотношений, при том, что мониторинг по амурскому тигру проводится ежегодно. При этом, заключаются контракты, которые исполняются, проводится огромная работа. По животному и растительному миру, требования не конкретизированы, непонятно, какие нарушения допущены административным ответчиком в данной части. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края – ФИО5, исковые требования не признала, пояснив, что какие-либо нарушения административным ответчиком не допущено, указание на то, что в будущем при условии наличия обстоятельств, ответчик не будет исполнять положения действующего законодательства, несостоятельны. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица ООО «Пасифик Майнинг» - ФИО6, полагая требования прокурора необоснованными, пояснил, что никаких нарушений природоохранного законодательства административными ответчиками не допущено. Поддерживает позицию, изложенную административными ответчиками.

Согласно письменного отзыва, Департамент лесного хозяйства указывает, что вопросы организации работ по мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации не входят в компетенцию Рослесхоза. Полагает обоснованными требования прокурора.

Письменные возражения Минприроды России указывают на несогласие с заявленными прокурором требованиями.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из содержания части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействий) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действие (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с пунктом 9 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится в том числе, проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.

Выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, согласно части 7 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В силу п. 5.4.4., 5.4.12 Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства принимает решения об отнесении лесов к защитным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов; осуществляет проектирование особо защитных участков лесов.

В соответствии с пунктом 3.24 Положения о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 № 162-пр, Комитет организует разработку и утверждение лесного плана края, организует разработку и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на землях лесного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 91, пунктом 4 части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, в государственном лестном реестре содержится документированная информация в том числе, об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий.

Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации, где определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (ст. 85, 86 ЛК РФ).

Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 № 162-пр, Комитет лесного хозяйства является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных правоотношений, организует разработку и утверждение лесного плана, утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на территории края, а в силу п. 3.26, 3.29 Положения осуществляет в пределах компетенции края рассмотрение и согласование отнесения лесов к эксплуатационным и резервным лесам, установления и изменения их границ, отнесения лесов к ценным лесам, выделения особо защитных участков лесов и установления их границ, а также осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории края, осуществляет государственный учет лесных участков.

В силу статьи 12 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ к основным принципам государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения среды его обитания, относятся: обеспечение устойчивого существования и использования животного мира, поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания, при том, что согласно части 1 статьи 15 названного Федерального закона государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за объектами животного мира, их распространением, численностью, физическим состоянием, а также структурой, качеством и площадью среды их обитания. Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного использования из обитания.

Полномочия по ведению государственного учета численности объектов животного мира, согласно статьи 6 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ, а также государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации являются переданными от Российской Федерации органам исполнительной власти субъекта.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 22.12.2011 № 963 утвержден Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, согласно пункту 5 которого ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира осуществляется в отношении охотничьих ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации.

Государственный учет объектов животного мира, в соответствии с пунктом 1 Порядка ведения государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира, представляет собой комплекс регулярно проводимых мероприятий, необходимых для получения информации о видовом разнообразии объектов животного мира, численности и распространении объектов животного мира с целью наблюдения за изменениями состояния объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с пунктами 10, 11 Порядка ведения государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, природоохранные учреждения при ведении государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира взаимодействуют в федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, научными и общественными организациями, пользователями животным миром. Мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии – по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

Исходя из п.п.13, 15 Порядка, государственный мониторинг объектов животного мира состоит из регулярно обновляемых сведений и параметрах состояния объектов животного мира, среды их обитания и их динамики. Данные государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира хранятся на бумажном и электронных носителях.

В соответствии с пунктом 16, 16.2 Порядка ведения государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, данные государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга представляются на бумажном и электронных носителях с указанием количества предоставляемых документов и файлов, их имен (названий), размеров, даты их актуализации, в том числе: уполномоченными органами субъектов Российской Федерации - в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в отношении охотничьих ресурсов ежегодно до 15 мая, иных объектов животного мира - до 1 августа не реже одного раза в три года.

Статьей 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, ведение которой по субъектам относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.10.2006 N 157-пр (ред. от 20.08.2015) утверждены Положения о порядке ведения Красной книги Хабаровского края, согласно пунктов 4 и 5 которого, Министерство природных ресурсов Хабаровского края:

- проводит работу по занесению в Красную книгу Хабаровского края (исключению из нее) того или иного объекта животного или растительного мира, об изменении категории его статуса, за исключением объектов, включенных в Красную книгу Российской Федерации и находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по представлению комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края (далее также - Комиссия) и по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

- осуществляет подготовку к изданию и организует издание Красной книги Хабаровского края, отдельных публикаций на ее основе;

- для оперативного планирования мероприятий по сохранению и восстановлению объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, своевременного информирования граждан и организаций о наличии особо охраняемых на территории Хабаровского края объектов животного и растительного мира в периоды между изданиями Красной книги Хабаровского края обеспечивает подготовку и распространение перечней (списков) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края (исключенных из нее);

- обеспечивает в пределах компетенции разработку мер по охране объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, кроме объектов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, включая организацию особо охраняемых природных территорий регионального значения (заказников, природных парков, памятников природы и т.д.);

- организует работу по подготовке рукописи Красной книги Хабаровского края.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.03.2019 N 106-пр (ред. от 30.07.2021) "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края" (с изм. и доп., вступившими в силу с 02.08.2021) министерство природных ресурсов Хабаровского края является правопреемником главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в части полномочий в области использования и охраны участков недр местного значения, в том числе по правам и обязательствам, возникшим на основании решений судов и в результате производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно пункта 1.1. Положения, министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Хабаровского края (далее также - край), осуществляющим функции по выработке краевой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов), охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в области обращения с отходами, организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, социально-экономического развития проживающих в крае коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее также - коренные малочисленные народы Севера), а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти края.

(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 02.09.2019 N 344-пр, от 24.08.2020 N 355-пр).

Министерство осуществляет в пределах установленной компетенции переданные краю полномочия Российской Федерации в области водных, лесных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В силу п. 2.1. Положения, комплексное государственное управление природными ресурсами в крае, в том числе в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, развития ресурсных и охотничьего промыслов в крае, а также охраной окружающей среды и особо охраняемыми природными территориями регионального значения в соответствии с законодательством. При этом, к полномочиям Министерства относится организация ведения Красной книги Хабаровского края в порядке, установленном законодательством.

Для решения вопросов, связанных с ведением Красной книги Хабаровского края, а также обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и научно-исследовательских организаций создается комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края.

Согласно пункта 6, 7, 8, 9, 10, 11 Положения, Комиссия осуществляет подготовку и обоснование предложений по определению критериев занесения, очередности расположения видов (подвидов, популяций) объектов животного и растительного мира, установлению правил составления листов Красной книги Хабаровского края, сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, включая разработку мероприятий по искусственному разведению этих объектов в неволе или в культуре.

Научное обеспечение ведения Красной книги Хабаровского края осуществляется организациями, определяемыми в установленном порядке министерством природных ресурсов Хабаровского края, из числа научно-исследовательских организаций и вузов, осуществляющих исследовательскую деятельность по изучению и разработке мер охраны объектов животного и растительного мира (далее - ведущие организации).

Ведущие организации проводят сбор, анализ, обобщение и хранение научной информации по объектам животного и растительного мира, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Хабаровского края, за исключением объектов, включенных в Красную книгу Российской Федерации и находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, создают и пополняют банки данных по указанным объектам и передают соответствующие материалы в министерство природных ресурсов Хабаровского края. Сбор данных о распространении, местах обитания, образе жизни, биологии, численности, лимитирующих факторах, принятых и необходимых мерах по охране и восстановлению объектов животного и растительного мира, об изменении условий их обитания осуществляется организациями и гражданами, связанными по роду своей деятельности с изучением и охраной объектов животного и растительного мира. Сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, занесенных или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Хабаровского края (исключению из нее), обеспечивается в результате проведения необходимых обследований с использованием данных мониторинга состояния объектов животного и растительного мира.

Осуществление мероприятий по сохранению объектов животного и растительного мира и мест их обитания проводят граждане и организации, деятельность которых связана с изучением, охраной, восстановлением и использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, а также органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.

В силу п. 17 Положения, издание Красной книги Хабаровского края осуществляется по мере изменения экологической ситуации в Хабаровском крае и поступления новых данных об объектах животного и растительного мира, но не реже одного раза в 10 лет.

Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 07.06.1995 N 224 (ред. от 28.09.2020) "Об учреждении и обеспечении работы по ведению Красной книги Хабаровского края" определено, что комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края (далее - комиссия) является коллегиальным совещательным органом при министерстве природных ресурсов Хабаровского края и в её задачи входят: рассмотрение предложений о занесении в Красную книгу Хабаровского края, об исключении из нее и о переводе из одной категории в другую включенных в нее видов животных, растений и грибов; рассмотрение материалов об оценке состояния объектов животного и растительного мира, грибов, обитающих (произрастающих) на территории Хабаровского края;рассмотрение программ, правил, рекомендаций и методических материалов по охране, воспроизводству, использованию и изучению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, а также по совершенствованию ведения Красной книги Хабаровского края; подготовка предложений о занесении в Красную книгу Российской Федерации, об исключении из нее и о переводе из одной категории в другую включенных в нее видов животных, растений и грибов; принятие решений и рекомендаций по другим вопросам, входящим в компетенцию комиссии.

Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 01.09.2020 N 439-р "О составе комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края" утвержден состав данной комиссии.

Перечень объектов растительного и животного мира, утвержден Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ -пр и в данный перечень входят более 150 видов, подвидов животных и более 300 видов растений, распространенных по всей территории Хабаровского края, в том числе в пункт 14 раздела 1 включен Амурский тигр.

Как следует из материалов дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка реализации Министерством природных ресурсов Хабаровского края полномочий по ведению Красной книги Хабаровского края.

Требованием от ДД.ММ.ГГГГ , Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор предложил представить документальную информацию в истребуемые документы административным ответчиком представлены ДД.ММ.ГГГГ в ответе .

ДД.ММ.ГГГГ Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о животном мире, ведении Красной книги Хабаровского края» на имя и.о.министра природных ресурсов Хабаровского края ФИО7, рассмотренного Министерством природных ресурсов, на что дан ответ ДД.ММ.ГГГГ с разъяснением о ведении работы в данном направлении на регулярной и постоянной основе.

Требования прокурора по обеспечению надлежащей организации работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью амурского тигра, путем организации регулярных наблюдений не реже 1 раза в три года и по всем муниципальным районам Хабаровского края (исключая особо охраняемые природные территории федерального значения) противоречат нормативно установленному сроку и периодичности проведения и закрепленной за административным ответчиком территории проведения мониторинга, а вопреки утверждению прокурора принятие решений об организации таких мероприятий не относится к компетенции Министерства природных ресурсов субъекта, учитывая, что в настоящее время действует Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , согласно пункту 11 которого мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками и только при их отсутствии по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

Для определения и унификации порядка организации и проведения государственного учета амурского тигра в Российской Федерации в естественной среде обитания, а также осуществления долгосрочного мониторинга подвида на федеральном и региональном уровнях на основе апробированных в предыдущие годы методов учета и мониторинга разработаны и утверждены Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 63 Методические рекомендации по проведению и организации учета амурского тигра в Российской Федерации.

Данные Методические рекомендации предусматривают проведение ежегодного мониторинга на модельных площадках и одного сплошного учета тигров каждые 10 лет, соответственно, отсутствуют основания для того, чтобы применять иной срок мониторинга в отношении амурского тигра.

Доводы прокурора о том, что Методические рекомендации носят рекомендательный характер, суд находит несостоятельными, учитывая, что административный ответчик обязан в своей деятельность руководствоваться данными Методическими рекомендациями, при том, что к компетенции административного ответчика не относится принятие решений по сплошному учету амурского тигра.

Доводы прокурора о том, что Министерством природных ресурсов Хабаровского края не проводятся эффективные мероприятия по сбору и анализу данных об объектах животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения дела, опровергаются представленными многочисленными контактами, с предметом исполнения, относящимся именно к мониторингу объектов животного мира, осуществляемому ежегодно.

Какой – либо конкретизации какие именно меры являются по мнению прокурора, не достаточно эффективными либо неэффективными, материалы дела не содержат, утверждение является субъективным и не основано на нормах действующего законодательства, которое административным ответчиком не нарушается.

Указание на то, что необходимо проводить мониторинг более установленного методическими рекомендациями, по существу, относятся к изменению существующих нормативных положений, что не подлежит обсуждению в рамках рассматриваемого дела.

В обоснование заявленных требований, прокурор указывает на нарушения, допущенные в части мониторинга амурского тигра, что также не нашло своего подтверждения.

Обращаясь в суд с требованием о проведении сплошного мониторинга, прокурором не обоснована необходимость такого мониторинга ранее установленного срока и в районах, где амурский тигр не обитает, при том, что участки и маршруты, на которых проводится государственный учет и государственный мониторинг численности амурского тигра, установлен пунктом 2.1 части 2 и Приложением 13 Методических рекомендации, в силу которых для проведения учета в пределах Хабаровского края выделены 5 модельных участков, охватывающих все типы местообитания тигра, и модельные участки включают как особо охраняемые природные территории, так и территории общего пользования.

Учитываются также положения п.2.1 Методических рекомендаций, которым установлено, что введение новых модельных участков для целей государственного учета допускается только по решению рабочей группы, которая таких решений на дату рассмотрения дела не принимала, при том, что к компетенции административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края, данные вопросы не отнесены.

В процессе рассмотрения дела установлено, что Министерство природных ресурсов участвовало в проведении сплошного учета амурского тигра на территории Хабаровского края в зимний период 2014-2015 г. и соответственно, следующий сплошной учет запланирован Минприроды России на период 2025-2026 гг. и оснований для его принудительного изменения, суд не усматривает.

Выборочный учет амурского тигра на модельном участке «Ботчинский заповедник» осуществляет дирекция Ботчинского заповедника, на модельных участках «большехехцирский заповедник» и «Тигровый дом» - федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края», Министерство природных ресурсов Хабаровского края проводит мониторинг амурского тигра на модельных участках «Хор» и «Матийский заказник», что следует из представленных контактов на ежегодное проведение работ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, имеющихся в материалах дела, в 2020 г. заключался контакт от ДД.ММ.ГГГГ, а проведение работ подтверждено соответствующими актами.

Ошибочность утверждения прокурора о несоответствии деятельности Министерства природных ресурсов научным подходам в части государственного мониторинга амурского тигра на территории Хабаровского края, подтверждается и Дальневосточным филиалом Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всеросссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора ФИО8», который в письме от ДД.ММ.ГГГГ отмечал отсутствие необходимости в ежегодных учетах амурского тигра, как крупного хищника, численность которого не подвержена резким колебаниям в относительно небольшой временной период, и достаточность площади модельных участков, на которых проводятся наблюдения за тигром, для получения репрезентативной информации, с указанием отсутствия необходимости для введения новых модельных участков.

Таким образом, отсутствуют основания для того, чтобы прийти к выводу о ненадлежащем государственном мониторинге амурского тигра на территории Хабаровского края, учитывая, что данный мониторинг административным ответчиком проводится, периодичность его не превышает установленную законодательно, места мониторинга охвачены местами обитания амурского тигра, на всех пяти модельных участках, предусмотренных Методическими рекомендациями, охватывая четыре муниципальных района Хабаровского края, отчеты по результатам мониторинга подтверждают данную деятельность.

Следует учитывать, что информация представленная прокурором, опровергает его доводы об отсутствии мониторинга, поскольку прокурором приводятся сведения о численности амурского тигра, его популяции, о рожденных тигрятах, о путях миграции и расселения за последние 10 лет, что свидетельствует о наличии учетных данных вида краснокнижного животного, следовательно, о надлежащей организации работ по государственному мониторингу за популяцией амурского тигра на территории Хабаровского края.

При этом, суд соглашается с позицией административных ответчиков, что в части животного мира, требования прокурора не конкретизированы, что лишает возможность суда оценить действия административного ответчика в целях установления нарушений в его действий действующего природоохранного законодательства.

Общие формулировки искового заявления, отсутствие конкретизации нарушений по объектам животного мира, не позволяют оценить действия ответчика с учетом положений статьи 227 КАС РФ, в том числе, установить совокупность критериев для признания действий либо бездействий ответчика противоречащих законодательству и нарушающих права и законные интересы, в данном случае, неопределенного круга лиц.

Кроме того, систематически вносятся изменения в Красную книгу Хабаровского края, что также подтверждено материалами дела, при том, что законодательно не определены критерии эффективности мероприятий по сбору и анализу данных об объектах животного мира.

Доводы прокурора о том, что системный государственный мониторинг в отношении объектов животного мира административным ответчиком не проводится, также не нашли своего подтверждения, учитывая, что представленные ответчиком доказательства свидетельствуют об обратном, а прокурором не указаны конкретные нарушения, допущенные ответчиком и в отношении каких объектов животного мира.

Так, исходя из указанного выше Порядка, периодичность формирования данных государственного мониторинга в окончательной форме для их последующей передачи в уполномоченный федеральный орган установлена не реже одного раза в три года, а работа по сбору и анализу данных о краснокнижных животных является комплексным мероприятием, данные собираются из многочисленных источников, по результатам составляется Перечень, который 1 раз в три года представляется в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ- Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации подтверждено направление данных государственного мониторинга за 2015-2017 г.г.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации административным ответчиком направлены данные государственного мониторинга объектов животного мира за период 2018-2020 г.г. с приложением Перечня видов объектов животного мира, обитающих на территории Хабаровского края, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края, Отчета о научно-исследовательской работе по теме: «Создание банка данных по объектам животного мира, обитающим на территории Хабаровского края, за исключением охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов и объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края, и разработка предложений по занесению объектов животного мира в Красную книгу Хабаровского края».

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения ежегодных работ по учету объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, специалистами охотничьих хозяйств и Министерства природных ресурсов Хабаровского края на основании приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета» при прохождении маршрутов, на учетном листе отмечаются все виды животных (их следы), встреченных ими в ходе проведения работы, в том числе занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края, в период 2016 – 2020 г.г. проведены работы по обследованию территории в Тугуро-Чумиканском, Вяземском, Бикинском, Солнечном, Хабаровском муниципальных районах Хабаровского края на предмет наличия в их границах ценных и исчезающих видов животных и растений в целях придания статуса особо охраняемой природной территории краевого значения, расширения границ ООПТ, что подтверждается материалами комплексного экологического обследования, госконтактами от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , письмом заданием министерства от ДД.ММ.ГГГГ- контрактом от ДД.ММ.ГГГГ , контрактом от ДД.ММ.ГГГГ .

Предметом государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ является оказание услуг по созданию банка данных по объектам животного мира, обитающим на территории Хабаровского края, за исключением охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов и объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края, и разработке предложений по занесению объектов животного мира в Красную книгу Хабаровского края. Техническим заданием к контракту предусмотрены, в том числе, сбор сведений о состоянии среды обитания объектов животного мира, сбор, обобщение и анализ информации о состоянии объектов животного мира на территории Хабаровского края, характеристике флоры и растительности, сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения объектах животного и растительного мира, суммарных сведений о разнообразии.

В период с 2016 по 2020 г.г., ежегодно специалисты Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук совместно со специалистами природоохранных и научных учреждений проводили исследования, наблюдения, обобщения научных данных о видовом разнообразии редких животных и растений, обитающих на территории Хабаровского края, о чем публиковалась информация в научных изданиях: в 2016 г. – Вестник Дальневосточного отделения РАН; в 2019 – Вестник Северо-Восточного научного центра ДО РАН; 2020 <адрес> наука. Данные об опубликовании представлены административному ответчику и использовались им в государственном учете, что соответствует положениями пунктом 9 и 10 Положения о порядке ведения Красной книги Хабаровского края.

Результатом анализа, обобщения и сбора информации, явилось издание Красной книги Хабаровского края в новой редакции на основании госконтракта от ДД.ММ.ГГГГ и акта сдачи-приемки работ, где приведены современные сведения о категориях редкости, распространении, местах обитания, биологии, численности, лимитирующих факторах и угрозах, принятых и необходимых мерах охраны 238 видов покрытосеменных, 3 – голосеменных, 24- папоротникообразных, 2 – плауновидных, 7 – моховидных, 20- лишайников, 16- грибов, а также 161 вида животных, в том числе мелкопитающих – 30, птиц – 82, пресмыкающихся – 6, земноводных – 2, рыб – 9, кольчатых червей – 2, моллюсков – 15, членистоногих – 15 видов. Кроме того, по результатам многолетних исследований проведены исключения и включения в Красную книгу Хабаровского края объектов растительного и животного мира.

Вопреки доводам прокурора, ответчиком Министерством природных ресурсов Хабаровского края проводятся работы по мониторингу, анализу, обобщению собранных данных о растительном и животном мире, проводится работа по исключению и включению в Красную книгу Хабаровского края соответствующей информации по результатам данной работы, что осуществляется систематически, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края, оформила решение, которым в связи с отсутствием методик ведения государственного мониторинга, рекомендовала административному ответчику проводить государственный мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных по муниципальным районам, на которые приходятся их ареалы обитания в соответствии с Красной книгой Хабаровского края, в рамках научного подхода.

Требования прокурора об обязании ответчика проводить мониторинг по каждому виду объекту животного мира во всех муниципальных районах Хабаровского края, в том числе вне ареалов их обитания, необоснованы, учитывая, что данные требования противоречат научным рекомендациям и подходам учета для видов или груп видов объектов животного мира.

Обсуждая вопрос об обязанностях ответчика по внесению предложений по специальным мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания особых защитных участков леса (ОЗУ) с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких растений, животных, в том числе Амурского тигра, судом учитывается, что данная обязанность должна, по смыслу положений КАС РФ, быть четко регламентирована, а ответчиком действующее законодательство должно нарушаться, чего также не установлено при рассмотрении дела.

В части требований прокурора об обязании Министерства природных ресурсов разработать и внести предложения в Комиссию по редким и находящимся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов Хабаровского края о необходимости создания особо охраняемых участков лесов на территории всех лесничеств края, установлено, данные требования также необоснованны.

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ , направленного в адрес управления лесами Правительства Хабаровского края, в нем содержатся предложения об учете мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, приведенных в Красной книге Хабаровского края, при проектировании ОЗУ в рамках проведения лесоустроительных работ на землях лесного фонда в границах Хабаровского края, с приведением ссылки на публикацию мест обитания (ареалов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

Отсутствие бездействий в указанной части, подтверждается и дополнительными письмами административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , что исключает суждение о нарушениях, допущенных в указанной части должностными лицами административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края.

Суд также отмечает, что доводы прокурора о невыполнении административным ответчиком обязанности по представлению сведений по государственному мониторингу объектов животного мира в Министерство природы России, опровергаются материалами дела, из которых следует, что соответствующие сведения направлялись письмами от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ-, ДД.ММ.ГГГГ и согласно установленной периодичности.

Разрешая требования к ответчику Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, судом учитывается, что требования прокурора основаны на нарушениях, которые возможно, будут допущены данным ответчиком на будущее время при условии, если Министерство природных ресурсов Хабаровского края устранит допущенные, по мнению прокурора, нарушения, что не отвечает положениям статьи 227 КАС РФ, которая законодательно определяет основания при соблюдении совокупности которых возможно признание действий либо бездействий должностных лиц не соответствующих действующему законодательству.

Представленные многочисленные решения по искам прокурора о возложении на комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края обязанность организовать проведение лесоустройства, не свидетельствуют о нарушениях, на которые ссылается прокурор, учитывая, что данные обязанности не являлись предметом рассмотрения судебными инстанциями, а понятия лесоустройство и проведение работ по ОЗУ не равнозначны как по объему, так и по содержанию, при том, что действующее законодательство, как указывалось выше, разграничивает в том числе, полномочия субъектов, исключая из их полномочий данные работы.

Доводы прокурора о ненадлежащей организации работы регионального органа исполнительной власти в области лесных отношений, также являются не конкретизированными, учитывая, что конкретные нарушения в работе комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, не выявлены прокурором, который ссылается на общие положений и принципы действующего природоохранного законодательства, которое не предъявляет обязательных требований к действиям регионального органа исполнительной власти, а регулирует общие вопросы и направления при регулировании природоохранных отношений.

Суд также соглашается с позицией названного ответчика о том, что требования об обязании Комитета по управлению лесами совершить определенные действия, опосредованы и обусловлены выполнением иного ответчика действий, что недопустимо по смыслу оценки действий административного ответчика положениями статьи 227 КАС РФ, предусматривающих совокупность условий при которых возможно признать действия (бездействие) органов исполнительной власти, государственной власти противоречащих действующему законодательству.

При этом, суд находит несостоятельной ссылку на установленные факты нарушений отдельными юридическими лицами природоохранного законодательства, учитывая, что отсутствует причинно-следственная связь между действиями административных ответчиков и лиц, осуществляющих и ведущих хозяйственную деятельность с нарушением действующего законодательства, что подлежит квалификации конкретно по каждому случаю нарушений и не связано с периодичностью мониторинга либо иными нарушениями, на которые ссылается прокурор.

Не подлежат также правовой оценки в рамках рассматриваемого дела государственные контракты, заключенные административным ответчиком с хозяйствующими субъектами, содержание отдельных пунктов и соответствие их действующему законодательству.

Иных требований к указанному ответчику, с учетом уточнений административного искового заявления, прокурором не заявляется.

Вместе с тем, проверяя доводы прокурора о ненадлежащем исполнении Комитетом по управлению лесами возложенных на него полномочий, суд не усматривает каких-либо нарушений действующего законодательства применительно к необходимости проектирования ОЗУ, учитывая, что органы государственной власти субъектов согласно п. 7 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ проводят на землях лесного фонда лесоустройство, но за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ, то есть, за исключением проектирования лесничеств и проектирования ОЗУ (п.1 ч.1 ст 68, п.2 ч.1 ст.68 ЛК РФ).

Ссылаясь на многочисленные решения, обязывающие Комитет по управлению лесами проводить лесоустройство, прокурор данные положения закона, разграничивающих компетенцию не учитывает, при том, что судебные решения суждений по данному вопросу не содержат.

Не подлежат также удовлетворению требования прокурора, заявленные к Федеральному агентству лесного хозяйства, при условии отсутствия в материалах дела сведений о ненадлежащем исполнении указанным административным ответчиком своих полномочий, что влекло бы за собой возложение на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения, при том, что заявленные требования также обусловлены выполнением действий иными ответчиками, т.е. событие, связанное с возможным нарушением действующего законодательства административным ответчиком в будущем, не наступило.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

     руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ

Судья                             Белоусова О.С.

2а-3108/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Федеральное агенство лесного хозяйства
Министерство Природных ресурсов Хабаровского края
Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края
Управление лесами Правительства Хабаровского края
Другие
ООО "Пасифик Майнинг"
Росприроднадзор
Росприроднадзор по Дальневосточному федеральному округу
ОАО Исток
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Белоусова Оксана Сергеевна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
28.05.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2021Подготовка дела (собеседование)
08.07.2021Подготовка дела (собеседование)
08.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2021Судебное заседание
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее