Решение по делу № 2-113/2015 (2-2275/2014;) от 21.10.2014

дело № 2- 113/2015 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2015 г. г.Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Е.Е.Игошиной

при секретаре Беловой Э.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василенко В.П. к администрации Тамбовского района и администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района о признании права собственности на дом и земельный участок

УСТАНОВИЛ:

Василенко В.П. обратилась в Тамбовский районный суд к ответчикам с иском о признании права собственности на дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований она указала, что зарегистрирована по адресу: <адрес>, и за ней закреплен земельный участок площадью <данные изъяты>, на основании записи в похозяйственной книги. Поскольку дом и квартира, в котором она проживала, пришли в ветхое состояние, в 1994г. она на данном участке построила деревянный дом, площадью <данные изъяты>, в котором и стала жить постоянно. Дом никак юридически не был оформлен, но перед его строительством она получила разрешение руководства лесхоза, на территории которого в то время располагался поселок Березка. Однако при оформлении документов на землю, в администрации района ей сообщили, что дом является самовольной постройкой, причем земельный участок и дом расположены на территории запретного района войсковой части. Однако полагает отказ администрации в формировании участка незаконным, поскольку войсковая часть расформирована, а Постановление Правительства, установившее указанные запретные районы отменено и в настоящее время законодательно не закреплено понятие «запретного района». Поэтому просит признать за ней право собственности на вышеуказанные дом и земельный участок.

В судебном заседании Василенко В.П. и ее представитель Мжельский Н.А.. исковые требования поддержали и пояснили, что глава Новолядинского сельского совета в 1994г. устно разрешил истице пользоваться земельным участком недалеко от многоквартирного жилого дома, где она проживала, и построить там дом. Однако никаких документов при этом ей не выдавалось и официальных решений относительно этого не принималось. В 2014г. ее многоквартирный дом <адрес>, в котором она была прописана, был расселен, ей предоставлена новая квартира в п. Н.Ляда, но она до настоящего времени проживает в построенном ею доме <адрес>, поэтому просит признать на него право собственности.

Представители ответчика администрации Тамбовского района по доверенности Попова Е.Н. и Пашина Е.В. в суде исковые требования Василенко В.П. не признали и пояснили, что у истицы отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешительная документация на строительство дома. Кроме того, п. Березка согласно постановлению администрации Тамбовской области от 6.08.2012г. №56 полностью находится в запретном районе действующей войсковой части <адрес>, которая сейчас является базой ракетного топлива, и строительство в указанном месте не допускается.

Представитель ответчика глава администрации Новолядинского сельского совета Акимов Д.Н. в судебном заседании пояснил, что в 2014г. происходило переселение граждан из аварийных многоквартирных домов в новые дома в <адрес>. В <адрес> у каждого многоквартирного дома были придомовые участки, по 2-3 сотки у каждого жителя, которые ими пользовались по своему усмотрению. Некоторые граждане на этих участках построили жилые дома. При этом документов на землю и разрешений на строительство не выдавалось, они пользовались участками на основании устного разрешения главного лесничего. Строение, возведенное Василенко, является самовольным, однако ему был присвоен адрес для того, чтобы доставлять почтовую корреспонденцию.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве соответчика администрации Тамбовской области в судебное заседание не явился, просив о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных отзывах (л.д.89-90 и 92-94) указал, что исковые требования не признают, поскольку понятие «запретного района» законодателем не исключено, а заменено понятием «запретная зона», которая устанавливается на расстояние не более чем 3км от внешнего ограждения территории военного объекта, и в пределах этой зоны запрещается строительство объектов капитального строительства. Таким образом, правовых оснований для признания права собственности за Василенко В.П. на объекты недвижимости не имеется.

К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление строительства и архитектуры Тамбовской области, которое в соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 12.08.2013г. №861 «О порядке рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территории запретных районов Тамбовской области» рассматривает вопрос о возможности размещения объектов недвижимости на территории запретного района.

Представитель управления по доверенности Филатов А.А. в суде пояснил, что до мая 2014г. Управление действительно разрешало вопросы относительно возможности строительства на территориях запретных районов. После принятия Постановления Правительства от 14.05.2014г. все функции были переданы Министерству обороны РФ и в связи с этим их деятельность в этом направлении прекратилась.

К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство обороны Российской Федерации, представитель которого будучи надлежаще извещенным о слушании дела, в суд не явился.

Суд, выслушав стороны, представителей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Исходя из положений Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года "О земельной реформе", Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г., статей 7,30,31,61 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР от 15 марта 1991 года N891-1 "О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР", Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», для приобретения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на земельный участок заинтересованное лицо должно было обратиться в соответствующую администрацию по месту нахождения земельного участка с заявлением и получить правоустанавливающий документ на земельный участок с приложением документа о границах такого земельного участка.

Из смысла вышеуказанных норм законов следует, что предоставление земельного участка на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования подразумевает принятие органом власти соответствующего решения в виде акта, свидетельства или другого документа, удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

В судебном заседании было установлено, что Василенко В.П. проживала, была зарегистрирована и нее имя открыт лицевой счет в похозяйственной книги Новолядинского поссовета, по адресу: <адрес>.

Как утверждает истица, глава сельского совета разрешил ей пользоваться земельным участком и построить на нем жилой дом недалеко от многоквартирного дома, в котором она проживала. В 1994г. дом ею был построен, и она перешла в него жить. На основании постановления главы Новолядинского поссовета от 28.03.2014г. №85 указанному строению присвоен адрес: <адрес>.

В связи с этим Василенко В.П. полагает, что получила указанный участок в постоянное (бессрочное) пользование.

Однако никаких документов о предоставлении участка и разрешении строительства жилого дома органами власти не принималось и ей не выдавалось.

Согласно записи в похозяйственней книги Новолядинского поссовета (л.д.97-103) за Василенко В.П. числится хозяйство по адресу: <адрес>, в пользовании у нее находится земельный участок площадью <данные изъяты> по данному адресу. Лицевой счет на домовладение <адрес> не открывался. Документов, на основании которых внесена запись о пользовании указанным земельным участком, также не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Таким образом спорный земельный участок по адресу: <адрес> на каком-либо законном основании Василенко В.П. не предоставлялся и право собственности за ней на него в настоящее время не может быть признано.

Кроме того, по правилам пункта 2 статьи 31 ЗК РФ выбор земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с ч. 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Согласно ответу прокуратуры Тамбовского района от 29.01.2014г. поселок Березка полностью расположен в запретном районе военного объекта базы войсковой части55443, на основании постановления администрации Тамбовской области от 6.08.2012г. №56.

Пункт 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ предусматривает, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.

Пунктом 7 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства предусмотрено установление запретных и иных зон с особыми условиями использования земель.

Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 N 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.

Аналогичные понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 (вступившим в силу с 15.05.2014г).

Запретная зона и запретный район военного объекта базы войсковой части55443 (42765) установлены постановлением администрации Тамбовской области от 6.08.2012г. №56 на основании пункта 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.

Согласно указанному постановлению администрации в отношении объектов базы войсковой части55443(42765), установлена запретная зона в размере 400 м и запретный район в размере 3 км.

Действительно, в настоящий момент постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 было отменено и вместо него принято постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", предусматривающее межевание и последующий кадастровый учет запретных зон, зон охраняемых военных объектов и охранных зон военных объектов.

Вместе с тем принятое постановление не содержит указаний на отмену ранее установленных границ запретных территорий. Пунктом 3 постановления Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации предписано осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель в соответствии в постановлением в срок до 31 декабря 2015 г. До указанного срока действуют ранее введенные ограничения.

Кроме того, в настоящее время действует и не утратил свою силу Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495), согласно п.2 Приложения N 5 к которому вокруг объектов, расположенных вне территории воинской части, по согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации запретные зоны или районы.

Запретная зона включает территорию, непосредственно примыкающую к территории военного объекта. Ширина запретной зоны от внешнего ограждения военного объекта устанавливается в зависимости от типа и назначения объекта (арсенал, база, склад) и составляет 100-400 метров. Запретный район шириной не менее 3 километров от внешнего ограждения территории военного объекта устанавливается только для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 на территории запретной зоны, (установленной в соответствии с п. 7 данного постановления на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра) запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Аналогичное правило было установлено пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.

Поскольку спорный земельный участок расположен в границах запретной зоны военного объекта, он не может быть предоставлен в собственность.

Помимо иска о признании права собственности на земельный участок Василенко В.П. заявлено требование о признании права собственности на жилой дом, находящийся на данном участке.

Возведенное Василенко В.П. строение является самовольной постройкой, поскольку в соответствии с ч.1 ст.222 ГК РФ создано на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, без получения на это необходимых разрешений.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. (ч.2 ст.222 ГК РФ)

Согласно ч.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Поскольку земельный участок, на котором находится самовольно возведённый Василенко В.П. жилой дом, ей на праве в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании не предоставлялся, разрешение на его строительство не выдавалось, то требование о признании права собственности на указанное строение в силу ст. 222 ГК РФ удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Василенко В.П. в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на дом и земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение изготовлено 13.03.2015г.

Судья

Верно. Судья: Е.Е. Игошина

2-113/2015 (2-2275/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Василенко В.П.
Ответчики
Администрация Тамбовского района
Администрация Новолядинского сельского совета
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Дело на сайте суда
sud22.tmb.sudrf.ru
21.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2014Передача материалов судье
22.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.11.2014Предварительное судебное заседание
02.12.2014Предварительное судебное заседание
18.12.2014Предварительное судебное заседание
14.01.2015Судебное заседание
11.02.2015Судебное заседание
10.03.2015Судебное заседание
13.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2015Дело оформлено
18.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2015Дело передано в архив
10.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее