Судья Фигин А.Е. Дело № 33-15366/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2018г. Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Леонтенковой Е.А., Жилкина А.М.,
при секретаре судебного заседания Манакиной И. С.,
с участием истца Братанова В.В., представителя ответчика Администрации Турбанского сельсовета Борисова А.В., представителя ответчика администрации Спасского муниципального района Нижегородской области Кудисовой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Братанова Валерия Владимировича,
на решение Спасского районного суда Нижегородской области от 16 октября 2018 года
гражданское дело по иску Братанова Валерия Владимировича к Главе местного самоуправления Спасского муниципального района о восстановлении в очереди, предоставлении ему благоустроенной квартиры и взыскании компенсации морального вреда, и к Администрации Турбанского сельского совета Спасского муниципального района и Администрации Спасского муниципального района о предоставлении ему благоустроенной квартиры и взыскания компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Леонтенковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Братанов В.В. обратился в суд с иском, указав, что с 24.06.2000г. по 12.04.2002г. он проходил службу в Вооруженных Силах РФ, был участником боевых действий, имеет льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 года «О ветеранах». Истец утверждает, что в мае 2002 г. встал на очередь на улучшение жилищных условий в Администрации Турбанского сельсовета Спасского района.
По вине работников Турбанского сельсовета Братанов В. В. в 2002 году не внесен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением главы местного самоуправления Спасского муниципального района Братанв В.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не с 2002 г., а лишь с 2008г. Братанов В.В. считает, что он был лишен жилья по вине главы местного самоуправления Спасского муниципального района.
На основании изложенного Братанов В.В. просил обязать Главу местного самоуправления Спасского муниципального района, Администрацию Турбанского сельского совета Спасского муниципального района, Администрацию Спасского муниципального района восстановить в очереди и предоставить благоустроенную квартиру в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик Глава местного самоуправления Спасского муниципального района Хашкин Ф.Б. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Главы местного самоуправления Спасского муниципального района Бацина Н. М. с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель ответчика Администрации Спасского муниципального района Кудисова Т.В. исковые требования истца не признала. Пояснила, что истец в марте 2008г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ будет обеспечен жилым помещением в порядке очередности.
Представитель ответчика Администрации Турбанского сельского совета Спасского муниципального района глава администрации Борисов А.В., с исковыми требованиями не согласился.
Определением Спасского районного суда Нижегородской области от 16 октября 2018 года прекращено производство по исковым требованиям Братанова В.В. к Администрации Турбанского сельского совета Спасского муниципального района и Администрации Спасского муниципального района о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.
Решением Спасского районного суда Нижегородской области от 16 октября 2018 года Братанову В.В. отказано в удовлетворении исковых требований к Главе местного самоуправления Спасского муниципального района о восстановлении его в очереди и в предоставлении ему благоустроенной квартиры и взыскания компенсации морального вреда, и к Администрации Турбанского сельского совета Спасского муниципального района и Администрации Спасского муниципального района в предоставлении ему благоустроенной квартиры и взыскания компенсации морального вреда.
В апелляционной жалобе Братанова В.В. содержится требование об отмене решения как незаконного и необоснованного. Заявитель жалобы полагает, что с учетом постановки Братанова В. В. в очередь на получения жилья в 2002 году, ему не предоставлена в срок квартира по Федеральному закону «О ветеранах».
В суде апелляционной инстанции истец Братанов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Турбанского сельсовета Борисов А.В., действующий на основании решения, представитель ответчика администрации Спасского муниципального района Нижегородской области Кудисова Т.В., действующая на основании доверенности, с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции глава местного самоуправления Спасского муниципального района Хашкин Ф.Б., не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки в судебное заседание не известил.
В соответствии со ст.167, 327 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл.39 ГПК РФ, с учетом положений ч.1, 2 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем один раз.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с п. 1 названной статьи полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Механизм предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета регулируется Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.
В силу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ (далее -ЖК РФ) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Согласно ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
К вопросам местного значения, согласно ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Братанов В.В. на основании удостоверения БК № выданного военным комиссариатом Чувашской республики от 13.10.2004г., имеет права и льготы мер социальной поддержки ветеранов боевых действий в соответствии Федеральным законом "О ветеранах".
Истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> 17.09.2002г., снят с регистрационного учета с 24.09.2002г., вновь зарегистрирован по выше указанному адресу с 25.09.2005 года. Данный факт установлен вступившим в законную силу решением Спасского районного суда Нижегородской области от 10.12.2013г. по иску Братанова В.В. к Администрации Турбанского сельского совета Спасского муниципального района и Администрации Спасского муниципального района о восстановлении его, как ветерана боевых действий, в очереди на улучшение жилищных условий с 31.05.2002г.
Данным решением было установлено, что на основании распоряжения главы местного самоуправления Спасского муниципального района от 11.03.2008г. за № 34-р Братанов В.В., как участник боевых действий был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с пп.2 п.1 ст. 51 ЖК РФ с 11.03.2008г. и включен в сводный список граждан, вставших на учет, которые имеют право на государственную финансовую поддержку путем предоставления из федерального бюджета субсидии на приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных № 5-ФЗ от 12.01.1995г.
Братанов В.В. состоит на учете в Администрации Спасского муниципального района Нижегородской области в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и по состоянию на 15.10.2018г. находится под №117.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Братанов В.В., состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 11.03.2008г., фактически ставит вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Вместе с тем, статья 57 ЖК РФ не предусматривает предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке гражданам, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с наличием у них статуса ветерана боевых действий.
Сам по себе факт формирования списка ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях и вставших на учет после 1 января 2005 года, прав и законных интересов Братанова В.В. на обеспечение его жилым помещением за счет средств федерального бюджета, не нарушает.
Оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить истца жилым помещением во внеочередном порядке судебная коллегия не усматривает, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии у истца права на внеочередное предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, последним не представлено.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.
Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что он встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2002г., не нашла своего подтверждения в материалах дела. Кроме того, вступившим в законную силу решением Спасского районного суда Нижегородской области от 10.12.2013г. установлены обстоятельства постановки Братанова В. В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в надлежащем органе с 2008 года, что в силу ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение в настоящем споре.
Довод апелляционной жалобы о том, что Братанову В.В. не предоставлена квартира по Федеральному закону «О ветеранах» отклоняется судебной коллегией, поскольку в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации
Следовательно, истец будет обеспечен жилым помещением в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в порядке очередности.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении, и направлены на переоценку доказательств, содержащихся в материалах дела и выводов суда, оснований к которой у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку правила оценки доказательств, установленные ст. 67 ГПК РФ судом первой инстанции соблюдены в полном объеме.
Таким образом, правовых оснований для отмены либо изменения состоявшегося решения апелляционная жалоба не содержит. Выводы подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Основания к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░