Дело № 2а-425/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 декабря 2019 года пос. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Рогачевой А.М., при помощнике судьи Артисовой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Устьянского района Щелокова А.Г., административного ответчика Никонова С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Вельского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц к Никонову С.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
установил:
прокурор Вельского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Никонову С.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами. В обоснование иска прокурор указал, что Никонов С.А. имеет действующее водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «...» при наличии у него медицинского противопоказания- диагноза «...», отсутствии стойкой ремиссии и специального лечения. Управление транспортным средством лицом, больным ..., создает реальную угрозу участникам дорожного движения, в том числе пешеходам.
В судебном заседании помощник прокурора Щелоков А.Г. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что Никонов С.А. состоит в ... кабинете ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» на диспансерном наблюдении с диагнозом «...» с 2018 года, подтверждения наличия у него стойкой ремиссии по данному заболеванию не имеет.
Ответчик Никонов С.А. с иском не согласился, пояснил, что он прошел курс лечения в ГБУЗ «Вельская ЦРБ», с учета не снят. Также он встал на учет по месту своего жительства в ГБУЗ «Устьянская ЦРБ» по решению суда, так как вновь был привлечен к административной ответственности за употребление ... без назначения врача.
Заинтересованное лицо - оГИБДД ОМВД России по Вельскому району в Архангельской области просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений против удовлетворения иска не предоставили.
На основании ст.150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Суд, заслушав административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поскольку возникший спор затрагивает интересы неопределенного круга лиц, участвующих в дорожном движении, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"), ст. 1 которого предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В силу ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно ст. 8 "Конвенции о дорожном движении" (заключенной в г. Вене 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Одним из условий допуска лица к управлению транспортным средством согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" является отсутствие у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения согласно ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" заключается, в том числе, в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
В силу п.п. 1 и 4 ст. 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно п. 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377, установлено, что управление транспортным средством категории "B", "C" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Согласно приказу Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" снятие с диспансерного учета производится в случае стойкой ремиссии (выздоровления). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии с приложением к данному приказу в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Срок профилактического наблюдения лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств - 1 год.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасного дорожного движении, в ходе которой установлено, что Никонов С.А., имеющий действующее водительское удостоверение на право управления транспортными средствами, имеет медицинское противопоказание к управлению транспортными средствами.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела.
Так, на основании материалов дела судом установлено, что Никонов С.А., 22 ... года рождения, имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения N ..., выданного ...г. Отделом ГИБДД ОМВД России Вельскому району Архангельской области, по категории ... что подтверждается карточкой операций с водительским удостоверением.
Согласно предоставленному в дело постановлению мирового судьи судебного участка № 3 Вельского судебного района Архангельской области от ...г. Никонов С.А. привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ- потребление ... без назначения врача, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей, возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления постановления в законную силу пройти в ГБУЗ АО «Вельская центральная районная больница» диагностику на предмет наличия или отсутствия заболевания «...», при наличии этого заболевания пройти курс лечения в связи с потреблением ... без назначения врача.
По информации ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» от 10 сентября 2019 г. ..., от 1 октября 2019 г. ... Никонов С.А. обратился на прием к врачу ... ...г., установлен диагноз: «...», прошел курс назначенного амбулаторного лечения, состоит на диспансерном наблюдении у врача .... Данное заболевание является противопоказанием к вождению транспортных средств, стойкая ремиссия не достигнута.
Как следует из информации ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» от 3 декабря 2019 г. ..., Никонов С.А., будучи не снятым с диспансерного наблюдения у врача ... ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ», вновь обратился на прием в наркологический кабинет 14 ноября 2019 г. для прохождения диагностики по решению суда от 22 октября 2019 г., как лицо, совершившее потребление ... без назначения врача. Диагностика от 14 ноября 2019 г. отрицательная, Никонов С.А. взят в группу риска сроком на 1 год. Заключение: ....
В течение 2017-2018 г.г. Никонов С.А. неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения в РФ, что свидетельствует о том, что он является активным участником дорожного движения.
Имеющееся у Никонова С.А. заболевание «...» включено в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604, а именно в п. 7 раздела ...».
В нарушение ч.1 ст.62 КАС РФ Никонов С.А. каких-либо доказательств, опровергающих медицинские сведения о наличии у него указанного выше заболевания или подтверждающих наличие состояния стойкой ремиссии (выздоровления), не представил.
Суд, руководствуясь указанными выше нормами Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, приходит к выводу, что нахождение ответчика на учете по поводу имеющегося у него заболевания исключает возможность его допуска к управлению транспортными средствами.
Имеющееся у Никонова С.А. заболевание - «...», согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, безусловно свидетельствует об угрозе безопасности дорожному движению, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества как самого административного ответчика, так и других граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
С учетом изложенного действие права на управление транспортными средствами у ответчика должно быть прекращено до установления у него стойкой ремиссии по имеющемуся заболеванию.
Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 2 ст. 61.1 БК РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в сумме 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ... ░.░., ░░░░░░░░ ..., ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «...», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2018 ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2028 ░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2019 ░.