11RS0016-01-2019-000858-39
дело №2-605/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 7 августа 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Дергач В. Т. к Долгодворовой Н. В. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Дергач В.Т. обратился в суд с исковым заявлением к Долгодворовой Н.В. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 130 922 рублей 39 копеек, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей и расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, в размере 4118 рублей 45 копеек. В обоснование исковых требований указано, что 07.02.2019 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства «Форд Фокус» с государственным регистрационным номером №, под управлением Дергач В.Т. и автомобиля «Ниссан Кашкай» с государственным регистрационным знаком №, под управлением Долгодворовой Н.В., в результате которого автомобиль истца получил механические повреждения. На месте дорожно-транспортного происшествия сторонами составлен европротокол. Гражданская ответственность истца застрахована в АО «СК Гайде», куда истец обратился с заявлением о выплате страхового возмещения. АО «СК Гайде» произвела истцу выплату страхового возмещения в размере 65 988 рублей 61 копейки. Ссылаясь на то, что сумма ущерба гораздо выше, чем страховое возмещение, Дергач В.Т. полагал, что сумма ущерба в размере 130 922 рублей 39 копеек, непокрытая страховым возмещением, подлежит взысканию с ответчика как с причинителя вреда.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 16.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования огтносительно предмета спора, привлечено АО «Страховая компания Гайде».
Истец Дергач В.Т. и его представитель Максаков Г.С., действующий на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Долгодворова Н.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив представителя Комарову Е.В., действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании с требованиями не согласилась, полагала их необоснованными, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства предельная сумма возмещения по страховым случаям, оформленным в упрощенном порядке, составляет 100 000 рублей.
Третье лицо АО «Страховая компания Гайде», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суд не известило. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец является собственником автомобиля «Форд Фокус» с регистрационным знаком №.
Из материалов дела следует, что 07.02.2019 в 08 часов 55 минут у пешеходного перехода в районе «Автограни» по Сысольскому шоссе в г. Сыктывкаре произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля «Форд Фокус» с государственным регистрационным номером № под управлением Дергач В.Т. и автомобиля «Ниссан Кашкай» с государственным регистрационным знаком №, под управлением Долгодворовой Н.В.
Участники дорожно-транспортного происшествия оформили документы без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Свою вину в совершении дорожно-транспортного происшествия Долгодворова Н.В. признала.
Как следует из материалов дела автомобиль «Форд Фокус», принадлежащий Дергач В.Т., застрахован в АО «СК Гайде» по страховому полису. Гражданская ответственность владельца транспортного средства «Ниссан Кашкай» на момент дорожно-транспортного происшествия была застрахована в АО «Альфа Страхование».
Из заявления о прямом возмещении убытков по договору обязательного страхования гражданской ответственности от 07.02.2019 следует, что Дергач В.Т. обратился в страховую компанию АО «СК Гайде» за страховой выплатой.
Из экспертного заключения №19021300164 от 25.02.2019, выполненного ООО «Русоценка» следует, что стоимость ремонта автомобиля, принадлежащего Дергач В.Т. составляет 65 000 рублей.
Лицами, участвующими в дела, не оспаривалось, что 28.02.2019 АО «СК Гайде» произведена выплата страхового возмещения в размере 65 988 рублей 61 копейки.
Ссылаясь на недостаточность страхового возмещения для восстановления транспортного средства, Дергач В.Т. полагал, что ущерб, в размере, превышающем сумму страхового возмещения, подлежит взысканию с виновника дорожно-транспортного происшествия, что явилось поводом обращения в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме.
В соответствии со ст. 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
В соответствии с частью 1 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать, в том числе, риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Согласно части 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Статьей 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлен механизм оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, которое в силу пункта 1 данной статьи осуществляется в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" данного пункта; б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с данным Федеральным законом; в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
Согласно п. 4 ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей.
Само по себе оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции направлено на ускорение процесса оформления таких документов водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств и освобождения проезжей части для дальнейшего движения транспортных средств.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 25.05.2017 № 1058-О и № 1059-О, такой механизм оформления документов о дорожно-транспортном происшествии является более оперативным способом защиты прав потерпевших, который, исходя из требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, учитывает вместе с тем необходимость обеспечения баланса экономических интересов всех участвующих в страховом правоотношении лиц и предотвращения противоправных схем разрешения соответствующих споров.
В определении № 117-О от 13.02.2018 Конституционный Суд отметил, что, оформляя документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, причинитель вреда и потерпевший достигают тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, которое причитается потерпевшему при данном способе оформления документов о дорожно-транспортном происшествии. Соответственно, потерпевший, заполняя бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений и, следовательно, связанных с этим претензий к причинителю вреда.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (статья 421 ГК РФ, пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).
При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
Материалами дела подтверждено, что дорожно-транспортное происшествие 07.02.2019 оформлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в порядке статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Дергач В.Т. в судебном заседании не оспаривалось, что страховая компания обязанность по выплате ему страхового возмещения исполнила.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 931, статьей 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также руководящими разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 58, исходит из того, что истец, получивший страховую выплату не вправе предъявлять дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей.
Необходимо отметить, что, как указывалось выше, оформив документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, Дергач В.Т. и Долгодворова Н.В. достигли тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, в том числе о размере страхового возмещения и о лице, виновном в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, а равно потерпевший не вправе в дальнейшем ссылаться на недостаточность выплаченного страховой компанией страхового возмещения, и предъявления требований к причинителю вреда о взыскании материального ущерба в размере, превышающем страховую выплату, равно как и причинитель вреда не вправе в дальнейшем оспаривать свою вину в произошедшем дорожно-транспортном происшествии.
Иное противоречило бы принципу упрощенного механизма оформления дорожно-транспортного происшествия, установленного ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Учитывая выводы, к которым суд пришел выше, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, не имеется.
С учетом положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ не подлежат удовлетворению и требования о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 130 922 ░░░░░░ 39 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 8 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░