Председательствующий по делусудья Набережнева Н.В. | Дело № 33-3392/2023(дело в суде первой инстанции № 2-384/2023)УИД 75RS0031-01-2023-000798-22 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
судей Радюк С.Ю., Чайкиной Е.В.,
при секретаре Бутиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 04 октября 2023 г. гражданское дело по искам заместителя прокурора <адрес> в интересах Цыденовой В. Б., Хасапетян М. И., Спиридоновой Е. Н., Спирёвой Т. М. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки <адрес>, администрации муниципального района «<адрес>», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального района «<адрес>» Антошкина А.В., апелляционному представлению прокурора <адрес> Бронниковой В.Г.
на решение Оловяннинского районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:
«Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах Цыденовой В. Б., Хасапетян М. И., Спиридоновой Е. Н., Спирёвой Т. М. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки <адрес>, администрации муниципального района «<адрес>», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с <Дата> по <Дата>г. в пользу:
Цыденовой В. Б. (паспорт №) в сумме 18055 руб.71 коп.;
Хасапетян М. И. (паспорт №) в сумме 47508 руб. 19 коп.;
Спиридоновой Е. Н. (паспорт №) в сумме 33069 руб. 32 коп.;
Спирёвой Т. М. (паспорт №) в сумме 7797 руб. 80 коп.;
Обязать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «<адрес>» (ИНН 7515008275) произвести Цыденовой В. Б. (паспорт №), ХасапетянМаргарите И. (паспорт №), Спиридоновой Е. Н. (паспорт №), Спирёвой Т. М. (паспорт №) перерасчет и выплатить задолженность недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022гг.
Обязать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН № в дальнейшем производить Цыденовой В. Б.(паспорт №), Хасапетян М. И. (паспорт №), Спиридоновой Е. Н. (паспорт №), Спирёвой Т. М. (паспорт №) начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с <Дата>г.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» (ИНН 7515002604) профинансировать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты Цыденовой В. Б. (паспорт №), Хасапетян М. И. (паспорт №), Спиридоновой Е. Н. (паспорт №), Спирёвой Т. М. (паспорт №) перерасчет и выплатить задолженность недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022гг.в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета <адрес>.
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> к Министерству образования и науки <адрес>, оставить без удовлетворения.
Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) государственную пошлину в бюджет муниципального района «<адрес>» в размере 3328 руб. 62 коп.».
Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора <адрес> в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с исками в интересах Цыденовой В.Б., Хасапетян М.И., Спиридоновой Е.Н., Спирёвой Т.М., в обоснование которых указал на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что истцы работают в МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» в должностях учителей. При этом, в нарушение Единых рекомендаций по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений отдельные виды стимулирующих выплат начисляются и выплачиваются истцам образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку они ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки. Ссылаясь на указанные нарушения трудовых прав, прокурор просил суд взыскать с МБОУ «Ясногорская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с <Дата> по <Дата> в пользу Цыденовой В.Б. 18 053,94 руб., в пользу Хасапетян М.И. 47 508,24 руб., в пользу Спиридоновой Е.Н. 33 069,19 руб., в пользу Спирёвой Т.М. 7 788,59 руб.; обязать МБОУ «Ясногорская СОШ», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «<адрес>» произвести истцам перерасчет и выплатить задолженность недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 гг.; обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» в дальнейшем производить истцам начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с <Дата>; обязать администрацию муниципального района «<адрес>» профинансировать МБОУ «Ясногорская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты истцам в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета <адрес>; обязать Министерство образования и науки <адрес> профинансировать администрацию муниципального района «<адрес>» на указанные цели (т.1 л.д. 3-9, 35-39, 64-73, 103-109).
Определением суда от <Дата> гражданские дела по вышеуказанным искам прокурора объединены в одно производство (т. 1 л.д. 214).
Решением Оловяннинского районного суда <адрес> от <Дата> иск прокурора удовлетворен частично (т.1 л.д. 219-226).
С постановленным решением не согласился ответчик администрация муниципального района «<адрес>», в апелляционной жалобе глава администрации Антошкин А.В. ставит вопрос о его отмене в части отказа в удовлетворении требований прокурора, заявленных к Министерству образования и науки <адрес>, с принятием по делу в указанной части нового решения о возложении на Министерство обязанности по финансированию администрации района. Ссылаясь на положения пункта 1 части 11 статьи 15 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ, указывает на незаконность вывода суда в той части, что Министерство не несет обязательств в рамках данного дела по дополнительному финансированию (субсидиарной ответственности). В данной части отмечает, что выплаты сумм субвенций должны подлежать уточнению в текущем порядке, а также на основании вступивших в законную силу решений суда с учетом фактической нагрузки педагогических работников, и финансироваться субъектом исходя из установленных государственных полномочий. Таким образом, средства на выплаты истцам недоначисленной заработной платы, которые не были изначально предусмотрены при утверждении субвенций на соответствующий финансовый год, поскольку были сформированы только по нормативу 18 часов, должны быть профинансированы Министерством. Обращает внимание, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Отмечает, что возлагая на администрацию обязанность профинансировать образовательное учреждение за счет и в пределах субвенций, выделенных из бюджета <адрес>, суд первой инстанции не учел, что утвержденные субвенции на текущий 2023 финансовый год не предусматривают финансирование выплаты заработной платы педагогическим работникам школы, исходя из фактической учебной нагрузки, а были изначально утверждены Министерством от установленного норматива за ставку 18 часов. Также судом не учтено, что выплаты за 2022 год относятся к расходам завершенного (истекшего) финансового года. Финансирование расходов по решению суда на реализацию государственного полномочия за 2022 г. за счет средств субвенций, выделяемых на текущий 2023 год, является недопустимым, поскольку нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отмечает, что Уставом муниципального района в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ оснований для использования дополнительных, собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных отдельных государственных полномочий, не предусмотрено (т.1 л.д. 235-238).
С решением суда также не согласился прокурор, в апелляционном представлении просит его отменить с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что возлагая на администрацию района обязанность профинансировать образовательное учреждение денежными средствами для выплаты истцам заработной платы, суд первой инстанции в резолютивной части решения указал, что данная обязанность возлагается за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета <адрес>. При этом, в удовлетворении исковых требований, заявленных к Министерству образования и науки <адрес>, о выделении из бюджета <адрес> денежных средств в виде субвенций в бюджет муниципального района, суд отказал, чем допустил явные противоречия, которые фактически ставят под сомнение возможность исполнения судебного акта. Ссылаясь на положения статей 8, 9, 99 Федерального закона от <Дата> № 273-ФЗ, статьи 15 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ, указывает, что финансирование расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников, осуществляется за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам. Согласно положениям статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки <адрес>, именно Министерство обязано предоставить в местный бюджет субвенции, предусмотренные в бюджете края, на обеспечение соответствующих государственных полномочий (т. 1 л.д. 249-253).
В судебное заседание не явились: материальные истцы Цыденова В.Б., Хасапетян М.И., Спиридонова Е.Н., Спирёва Т.М., ответчики МБОУ «Ясногорская СОШ», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района «<адрес>», администрация муниципального района «<адрес>», Министерство образования и науки <адрес>, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
После принятия апелляционного представления к производству суда апелляционной инстанции и до вынесения апелляционного определения от прокурора <адрес> поступило заявление об отказе от апелляционного представления, а также заявления материальных истцов Цыденовой В.Б., Хасапетян М.И., Спиридоновой Е.Н., Спирёвой Т.М. о согласии с отказом прокурора от апелляционного представления.
Обсудив данное заявление, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению. Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
Оснований не принять отказ прокурора от апелляционного представления не имеется, отказ от апелляционного представления совершен в требуемой форме и в предусмотренном статьей 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке, чьих-либо прав не нарушает.
Согласно абзацу 6 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. №16 при отказе прокурора от апелляционного представления, поданного в интересах другого лица, суд апелляционной инстанции продолжает рассмотрение дела, если лицо, в интересах которого подано апелляционное представление, либо его законный или уполномоченный представитель не заявят ходатайство о прекращении апелляционного производства (часть 4 статьи 1, часть 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая согласие материальных истцов с отказом прокурора от апелляционного представления по настоящему делу, судебная коллегия считает возможным принять отказ прокурора <адрес> от апелляционного представления, и прекратить в указанной части апелляционное производство.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы которой в судебном заседании поддержал процессуальный истец прокурор Чадова Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции правильно установлено и из материалов дела следует, что Цыденова В.Б., Хасапетян М.И., Спирёва Т.М. работают в МБОУ «Ясногорская СОШ» учителями начальных классов, Спиридонова Е.Н. воспитателем в группе продленного дня, <Дата> переведена на должность учителя биологии.
Согласно заключенным с материальными истцами Цыденовой В.Б., Хасапетян М.И., Спирёвой Т.М. трудовыми договорами работа в должности учителя начальных классов является основным местом работы.
Согласно заключенному с материальным истцом Спиридоновой Е.Н. трудовому договору работа в должности учителя биологии является основным местом работы.
В соответствии с дополнительными соглашениями, заключенными с Цыденовой В.М. № от <Дата>, Хасапетян М.И. № от <Дата>, Спиридоновой Е.Н. № от <Дата>, Спирёвой Т.М. к трудовому договору, работнику устанавливается должностной оклад в размере 9 471 руб., состоящий из базового оклада 7 497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты компенсационного стимулирующего характера, в том числе за выслугу лет – 25%., северная надбавка и районный коэффициент -70%.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам, квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Положением об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты, установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе надбавки за выслугу лет.
Часть средств на оплату труда, формируемых за счет средств ассигнований бюджета Забайкальского края и бюджета муниципального района «Оловяннинский район» направляется учреждениями на выплаты стимулирующего характера, на обеспечение системы премирования. Объем средств на указанные выплаты определяется в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом эффективности и результативности деятельности учреждения.
Оклады (должностные оклады) педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), повышаются на 25%.
Данная доплата образует новый оклад.
В оклады (должностные оклады) педагогических работников (за исключением руководителей) включается ежемесячная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб.
Стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.
Работникам учреждения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за специфику работы, надбавка за выслугу лет, надбавка молодым специалистам и т.д.
Размеры, условия и порядок выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работникам учреждения утверждается локальным актом в соответствии с нормами действующего законодательства.
Порядок начисления стимулирующей выплаты за стаж работы начисляется, исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.
Надбавка за выслугу лет учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.
Согласно тарификационному списку на 2021-2022 учебные года Цыденовой В.Б. установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 29 часов в неделю, на 2022 в объеме 29 часа в неделю. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 15% надбавки за выслугу лет – 1420,69 руб.
Хасапетян М.И. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 27 часов в неделю, на 2022 в объеме 24 часа в неделю. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9 471 руб., исходя из которого исчисляется размер 25% надбавки за выслугу лет – 2 367,81 руб.
Спиридоновой Е.Н. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 33 часов в неделю, на 2022 в объеме 30 часов в неделю. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9 471 руб., исходя из которого исчисляется размер 25% надбавки за выслугу лет – 2 367,81 руб.
Спирёвой Т.М. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 22 часа в неделю, на 2022 в объеме 32 часа в неделю. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9 471 руб., исходя из которого исчисляется размер 5% надбавки за выслугу лет – 473,56 руб.
Из расчетных листов Хасапетян М.И., Спиридоновой Е. Н. за период с марта 2022 года по март 2023 следует, что надбавка за выслугу лет им начислялась в размере 2 367,81 руб., Цыденовой В.Б. 1 420,69 руб., Спирёвой Т.М. 473,56 руб.
Считая, что надбавка за выслугу лет и квалификационную категорию не должны ограничиваться пределами нормы часов, а должны производиться с учетом объема фактической учебной нагрузки педагога, прокурор обратился в защиту законных интересов Хасапетян М.И., Спиридоновой Е. Н. Цыденовой В.Б., Спирёвой Т.М. в суд.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок начисления надбавки за соответствие занимаемой должности и выслугу лет на ставку заработной платы, установленный Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
Определяя подлежащую взысканию задолженность по заработной плате в пользу Цыденовой В.Б. в размере 18 055,71 руб., в пользу Хасапетян М.И. в размере 47 508,19 руб., в пользу Спиридоновой Е.Н. в размере 33 069,32 руб., в пользу Спирёвой Т.М. в размере 7 797,80 руб., суд опирался на расчет, предоставленный ответчиком МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования».
Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, что не соответствует нормам законодательства и нарушает права истцов, суд удовлетворил требования прокурора и обязал МБОУ «Ясногорская СОШ» производить начисление названных стимулирующих выплат от фактического объема учебной нагрузки, а также о возложении обязанности в дальнейшем производить материальным истцам начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с <Дата>
Суд отказал в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Забайкальского края, поскольку к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Факта ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» не установлено.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика, поскольку суд первой инстанции полно и правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, постановил правомерные выводы, мотивированно приведенные в решении.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что Министерство образования и науки Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 г. №192).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
При рассмотрении дела как в суде первой инстанции, как и в суде апелляционной инстанции фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального округа установлено не было.
Не усматривается такая обязанность из устава МБОУ «Ясногорская СОШ».
Таким образом, правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на ответчика в дальнейшем производить материальным истцам начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 апреля 2023 г.
В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Из содержания статьи 12 указанного Кодекса и вышеприведенной нормы следует, что защите подлежит нарушенное право, а не предполагаемое нарушение. Выбранный истцом способ защиты восстановления нарушенного права направлен на будущее время при отсутствии оснований полагать, что ответчиком - работодателем будут нарушены трудовые права истцов.
Поэтому в приведенной части решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Обоснованно удовлетворив исковые требования о взыскании в пользу материальных истцов задолженности по заработной плате, возложении обязанности на МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» произвести истцам перерасчет оплаты дней отпуска, суд первой инстанции, вопреки положениям статей 21, 22, 114, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправомерно ограничился только указанием на возложение на ответчика обязанности выплатить истцам задолженность по оплате отпусков за период 2021-2022 гг., не разрешив требования истца по существу.
Суду апелляционной инстанции от процессуального истца поступили расчеты задолженности по оплате дней очередных отпусков за период 2021-2022 гг. перед материальными истцами.
Согласно данным расчетам, задолженность по отпускным перед Спирёвой Т.М. составляет 623,33 руб., перед Спиридоновой Е.Н. – 2 637,93 руб., перед Хасапетян М.И. – 2 243,98 руб., перед Цыденовой В.Б. – 980,45 руб.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит изменению в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) путем указания на взыскание с ответчика задолженности по оплате дней отпуска в пользу Спирёвой Т.М. - 623,33 руб., Спиридоновой Е.Н. – 2 637,93 руб., Хасапетян М.И. – 2 243,98 руб., Цыденовой В.Б. – 980,45 руб.
Поскольку изменится общая сумма взыскания, изменению также подлежит размер государственной пошлины, которая, с учетом удовлетворенных исковых требований в большем объеме, будет составлять 3 458,33 руб., исходя из положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ прокурора от апелляционного представления, производство по апелляционному представлению прокурора прекратить.
Решение Оловяннинского районного суда <адрес> от <Дата> в части возложения обязанности на МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района «<адрес>» произвести истцам перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.г., дополнить указание на взыскание с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» в пользу Цыденовой В. Б. (паспорт №) 980 руб. 45 коп., Хасапетян М. И. (паспорт №) 2 243 руб. 98 коп., Спиридоновой Е. Н. (паспорт №) 2 637 руб. 93 коп., Спирёвой Т. М. (паспорт №) 623 руб. 33 коп.
Это же решение в части удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>, действующего в интересах Цыденовой В. Б., Хасапетян М. И., Спиридоновой Е. Н., Спирёвой Т. М. о возложении обязанности на МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» в дальнейшем производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет исходя из фактического объема учебной нагрузки отменить.
В удовлетворении исковых требований в данной части отказать.
Решение в части взыскания государственной пошлины изменить.
Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) государственную пошлину в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 3 458 рублей 33 коп.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Оловяннинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 октября 2023 г.