Судья Кустова Е.С. |
№ 33а-1732/2020 10RS0017-01-2020-000171-51 2а-254/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июня 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.
судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 12 марта 2020 г. по административному исковому заявлению Чернова С. А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 28 июля 2016 г. Чернов С.А. обратился в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от 05 сентября 2016 г. комитет сообщил о публикации извещения о предоставлении участка, письмами от 18 октября и 09 ноября 2016 г. отказал в предварительном согласовании по мотивам поступления заявки от других граждан о намерении участвовать в аукционе. До настоящего времени земельный участок не сформирован, аукцион на право заключения договора аренды не проведен. Административный истец просил признать бездействие административного ответчика незаконным, устранить нарушение его прав путем обязания Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия сформировать участок, поставить его на государственный кадастровый учет и провести аукцион.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что законность решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не является предметом иска. Неотмененное решение о проведении аукциона административным ответчиком не исполнено. Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка в адрес административного истца не направлялось, что препятствовало ему самостоятельно инициировать процедуру постановки участка на кадастровый учет.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Нилова С.И. выразила согласие с решением суда, пояснив, что испрашиваемый для личного подсобного хозяйства участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в суд не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что 28 июля 2016 г. Чернов С.А. обратился в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: (...), в аренду на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Письмом от 05 сентября 2016 г. Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок сообщил Чернову С.А. о публикации извещения о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Письмами от 18 октября и 09 ноября 2016 г. Чернову С.А. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотивам поступления заявки иных граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже испрашиваемого участка. При этом административному истцу было сообщено, что после обеспечения образования участка и его постановки на государственный кадастровый учет комитетом будет принято решение о проведении аукциона.
Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в данных письмах не содержалось.
До настоящего времени земельный участок административным ответчиком не образован, решение о проведении либо об отказе в проведении аукциона не принято.
Постановляя решение об оставлении исковых требований без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из пропуска предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения за защитой нарушенного права, исчисленного судом с момента, когда ЧерновуС.А. стало известно о принятии комитетом 18 октября и 09 ноября 2016 г. решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, суд не усмотрел незаконного бездействия со стороны государственного органа.
Однако данные выводы судебная коллегия находит ошибочными.
На основании ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Под основанием иска понимаются фактические обстоятельства, на которых истец основывает свои требования к ответчику, под предметом иска – материально-правовое требование истца к ответчику.
Как следует из административного иска, письменных и устных объяснений административного истца, предметом заявленного им иска является требование о признании незаконным длящегося бездействия административного ответчика и его правопредшественника. Законность решений от 18 октября и 09 ноября 2016 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка предметом спора не является.
Упомянутое бездействие носит длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании его незаконным может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа государственной власти сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности, на что указано в ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ.
Следовательно, срок обращения административного истца в суд не пропущен.
Необоснованным является и вывод суда первой инстанции об отсутствии со стороны административного ответчика неправомерного бездействия.
Исходя из пп. 2 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления со дня опубликования извещения заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе комитет был обязан после принятия решения об отказе Чернову С.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка обеспечить образование испрашиваемого земельного участка и принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Организация проведения торгов осуществляется в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 39.18 ЗК РФ.
Согласно п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке: подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории; обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке; осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории; принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
Изложенное свидетельствует о том, что после принятия решения об отказе ЧерновуС.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка комитет был обязан после проведения работ по формированию земельного участка и осуществления его кадастрового учета принять решение о проведении аукциона.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, которому переданы функции по проведению государственной политики в сфере приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия; в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На запрос суда апелляционной инстанции Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, являющееся правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, сообщило, что до настоящего времени испрашиваемый Черновым С.А. земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, свободен от прав третьих лиц.
При таких обстоятельствах следует признать, что административный ответчик длительное время без законных к тому оснований не предпринимал мер, направленных на проведение аукциона.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы административного ответчика о несоответствии целей использования испрашиваемого участка территориальному зонированию территории.
В соответствии с п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Поскольку из содержания отказа в предварительном согласовании следует, что нахождение испрашиваемого участка в зоне застройки индивидуальными жилыми домами не явилось основанием для его принятия, и, как следствие, для бездействия по непроведению аукциона, суд лишен возможности дать ему правовую оценку при рассмотрении настоящего дела.
Административному истцу о наличии обстоятельств, препятствующих формированию участка и проведению в его отношении аукциона, не сообщалось, что, исходя из принципа правовой определенности деятельности органов публичной власти, давало ему основания полагать, что такой аукцион состоится и соответствующим образом планировать свои дальнейшие действия.
По изложенным мотивам судебная коллегия отменяет постановленное по делу решение в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального и процессуального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ) и принимает новое решение о частичном удовлетворении административного иска.
Оспариваемое бездействие административного ответчика следует признать незаконным и возложить на министерство обязанность рассмотреть вопрос об образовании земельного участка и проведении в его отношении аукциона по существу.
При этом судебной коллегией не предрешается вопрос о возможности проведения такого аукциона в случае, если в ходе исполнения настоящего судебного постановления министерством будут выявлены основания для отказа в его проведении.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска и апелляционной жалобы в сумме 450 руб.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 12 марта 2020 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (ранее – Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок), выразившееся в необеспечении образования земельного участка и непроведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей личного подсобного хозяйства по заявлению Чернова С. А. от 28 июля 2016 г.
Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность при отсутствии иных оснований для отказа рассмотреть вопрос о формировании земельного участка по заявлению Чернова С. А. от 28июля 2016 г. и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей личного подсобного хозяйства.
Об исполнении решения суда сообщить суду и административному истцу в течение тридцати дней со дня получения апелляционного определения.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Чернова С. А. расходы по уплате государственной пошлины 450 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи