Дело №5-260/2021
76RS0008-01-2021-000420-87
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Переславль-Залесский 12 апреля 2021 г.
Судья Переславского районного суда Ярославской области Шашкин Д.А., с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» по доверенности Гришан Е.Н. и Баранова В.В., представителя Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Переславскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Ярославской области Лисецкой М.В., при секретаре Кузьминой О.Б., рассмотрев дело в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Переславская центральная районная больница» о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Протоколом об административном правонарушении №9 от 16.02.2021 г. в отношении ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения в срок до 01.01.2021 г. пунктов 1-3, 6, 12-34, 36-47, 49, 51-56 предписания №6/1/6 от 07.02.2020 г. Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Переславскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности в принадлежащих ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» помещениях стационара №1, детского отделения, поликлиники, стационара №2, гинекологии, акушерского отделения по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.42а.
Протоколом об административном правонарушении №8 от 16.02.2021 г. в отношении ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения в срок до 01.01.2021 г. пунктов 1, 2, 3, 4 предписания №1/1/1 от 07.02.2020 г. Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Переславскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности в принадлежащих ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» помещениях стоматологического отделения по адресу: г. Переславль-Залесский, ул. Менделеева, д.40.
Протоколом об административном правонарушении №12 от 16.02.2021 г. в отношении ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения в срок до 01.01.2021 г. пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 предписания №5/1/5 от 07.02.2020 г. Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Переславскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности в принадлежащих ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» помещениях Берендеевской участковой больницы по адресу: Переславский район, пос. Берендеево, пер. Клубный, д.10.
Протоколом об административном правонарушении №13 от 16.02.2021 г. в отношении ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения в срок до 01.01.2021 г. пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 предписания №3/1/3 от 07.02.2020 г. Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Переславскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности в принадлежащих ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» помещениях Кубринской участковой больницы по адресу: Переславский район, пос. Кубринск, ул. Советская, д.7.
Протоколом об административном правонарушении №8 от 15.03.2021 г. в отношении ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения в срок до 01.01.2021 г. пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 13 предписания №4/1/4 от 11.02.2020 г. Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Переславскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности в принадлежащих ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» помещениях Купанской участковой больницы по адресу: Переславский район, с. Купанское, пер. Больничный, д.1.
В соответствии с определением судьи Переславского районного суда от 16.03.2021 г. данные дела на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ рассматриваются в одном производстве.
В судебном заседании представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Переславскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Ярославской области Лисецкая М.В. требование о привлечении к административной ответственности поддержала. Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» по доверенности Гришан Е.Н. вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что у юридического лица отсутствовала возможность для полного исполнения предписания, поскольку ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» является бюджетной организацией и на момент вынесения предписания средствами для устранения нарушений не располагало. У больницы имеется кредиторская задолженность в размере 30 млн. рублей, финансовое положение не позволяет выполнять работы в полном объеме. Руководством учреждения в Департаменте здравоохранения неоднократно запрашивались средства на проведение противопожарных мероприятий, однако решение о предоставлении дополнительной субсидии было принято только в конце 2020 г., в связи с чем сроков для выполнения предписаний не хватило, к тому же средства были предоставлены не в полном объеме. Кроме этого, необходимо было исполнить требования в период пандемии коронавирусной инфекции, многие предприятия до середины года приостанавливали свою работу, поэтому они не смогли заключить контракты. Представитель ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» по доверенности Баранов В.В. дополнил, что в 2020-2021 году в связи с введением режима повышенной готовности из-за распространения эпидемии учреждением был произведен капитальный ремонт бывшего детского отделения, которое переоборудовано в ковидное отделение, что потребовало значительный финансовых вложений и рабочих ресурсов. После оборудования ковидного отделения у них освободились рабочие силы и они приступили к устранению тех нарушений, которые не требовали дополнительного финансирования, в том числе на втором этаже стационара были установлены двери, обработаны косоуры у лестниц, были расширены дверные проемы на входе в поликлинику. Кроме этого, была заказана и подготовлена проектная документация на установку противопожарной сигнализации в стоматологическом отделении и роддоме.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, судья пришел к следующему.
Частью 14 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из содержания данной нормы следует, что с объективной стороны данное административное правонарушение выражается в виновном бездействии лица по устранению требований пожарной безопасности, которые такому лицу предъявляет должностное лицо органа государственного пожарного надзора в форме предписания, исполняя государственную функцию в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора, в силу которого согласно положений ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о предотвращении угрозы возникновения пожара. При этом согласно положениям ст.ст.34, 37 того же Федерального закона №69-ФЗ граждане и организации должны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Причем из содержания 14 ст.19.5 КоАП РФ также непосредственно следует, что она является бланкетной (отсылочной), и отсылает к требований пожарной безопасности, устранения нарушения которых предписывается органом государственного пожарного надзора, и содержащихся в Федеральном законе от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» и иных подзаконных нормативно - правовых актах в сфере пожарной безопасности, предъявляющими как общие требования к обеспечению пожарной безопасности, так и специальные. В связи с чем для установления объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.4 КоАП РФ, необходимо установить конкретные требования пожарной безопасности и какими нормативно-правовыми актами они предусмотрены, которые по предписанию органа государственного пожарного надзора требовалось устранить и виновным лицом устранены в установленный предписанием срок не были. Причем установлению подлежит не только сам факт неисполнения предписания органа государственного пожарного надзора, но и законность и обоснованность предъявлявшийся в предписании требований.
Копиями предписаний №6/1/6, №1/1/1, №5/1/5, №3/1/3 от 07.02.2020 г. и №4/1/4 от 11.02.2020 г. подтверждено, что проведенной в период с 13.01.2020 по 07.02.2020 г. в отношении ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» проверкой были выявлены нарушения данным лицом в принадлежащих ему помещениях структурных подразделений стационара 1, детского отделения, поликлиники, стационара 2, гинекологии и акушерского отделения по адресу: г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.42а, стоматологического отделения по адресу: г. Переславль-Залесский, ул. Менделеева, д.40, Берендеевской участковой больницы по адресу: Переславский район, пос. Берендеево, пер. Клубный, д.10, Кубринской участковой больницы по адресу: Переславский район, пос. Кубринск, ул. Советская, д.7 и Купанской участковой больницы по адресу: Переславский район, с. Купанское, пер. Больничный, д.1, имеются нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем предписывалось в срок до 01.01.2021 г. устранить выявленные нарушения. В данных предписаниях указано, что они были получены представителем ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» по доверенности – заместителем главного врача по хозяйственным вопросам <С.> в день вынесения. Факт получения предписаний, характер указанных в них нарушений требований пожарной безопасности и обязанность по их устранению ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» не оспаривались и не обжаловались.
Отметками в тех же предписаниях, протоколами об административных правонарушениях №№ 8, 9, 12, 13 от 16.02.2021 г., а также №10 от 15.03.2021 г., с которым представитель ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» согласился, актами проверок, которыми зафиксированы результаты обследования помещений ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» на предмет исполнения указанных предписаний и соблюдения требований пожарной безопасности, зафиксировано неисполнение указанных предписаний в полном объеме, в частности:
- согласно акту проверки №8 от 16.02.2021 г. в помещениях стационара №1, детского отделения, поликлиники, стационара №2 (роддом и женская консультация), в здании стационара неврологии и детской поликлиники по адресу: г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.42а, имеет место неисполнение пунктов 1-3, 6, 12-34, 36-47, 49, 51-56 предписания №6/1/6 от 07.02.2020 г. (л.д. 5-12);
- согласно акту проверки №7 от 16.02.2021 г. в помещениях стоматологического отделения по адресу: г. Переславль-Залесский, ул. Менделеева, д.40 имеет место неисполнение пунктов 1, 2, 3, 4 предписания №1/1/1 от 07.02.2020 г. (л.д. 39-40);
- согласно акту проверки №6 от 16.02.2021 г. в помещениях Берендеевской участковой больницы по адресу: Переславский район, пос. Берендеево, пер. Клубный, д.10 имеет место неисполнение пунктов 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10 предписания №5/1/5 от 07.02.2020 г. (л.д. 69-70);
- согласно акту проверки №4 от 16.02.2021 г. в помещениях Кубринской участковой больницы по адресу: Переславский район, пос. Кубринск, ул. Советская, д.7 имеет место неисполнение пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 предписания №3/1/3 от 07.02.2020 г. (л.д. 103-104);
- согласно акту проверки № от 16.02.2021 г. в помещениях Купанской участковой больницы по адресу: Переславский район, с. Купанское, пер. Больничный, д.1 имеет место неисполнение пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 13 предписания №4/1/4 от 11.02.2020 г. (л.д. 156-158).
Из указанных актов проверок их буквального содержания следует, что были выявлены, чем подтверждалось наличие в указанных помещениях ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» таких нарушений требований пожарной безопасности и неисполнение пунктов указанных предписаний органа пожарного надзора, как:
1) пожарные шкафы не соответствуют требованиям норм по пожарной безопасности в подвале стационара №1, на 1-м этаже стационара №1 (отсоединены рукава ПШ 13, 14, не полностью укомплектованы), на 2-м этаже стационара №1 в кардиологическом отделении, на 3-м этаже стационара №1 в гинекологическом и терапевтическом отделении, на 4-м этаже стационара № 1 в хирургическом и гнойном отделении, в подвале поликлиники (не укомплектованы и не соответствуют требованиям норм по пожарной безопасности), в Берендеевской больнице, в Кубринской больнице, чем нарушены: п.57 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; нормы пожарной безопасности НПБ 151-2000; ГОСТ Р 12.4.026-2001; ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункты 1, 12, 18, 25, 26, 34 предписания 6/1/6, пункт 4 предписания 5/1/5, пункт 4 предписания 3/1/3);
2) допускается устройство генераторной в складских помещениях в подвале стационара №1, чем нарушены: ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6, п.7 ст.84 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.5.1.4 свода правил СП 4.13130.2013 (пункт 2 предписания 6/1/6);
3) установки автоматической пожарной сигнализации (АУПС) и система оповещения людей о пожаре (СОУЭ) отсутствует, либо находится в нерабочем состоянии: в подвале под детским отделением; на техническом этаже стационара №1; в подвале поликлиники; в помещениях 1-го, 2-го, 3-го и технического этажей поликлиники; в стационаре №2 (стерилизационная), в помещениях подвала, в статическом отделе, в чердачном помещении стационара неврологии и детской поликлиники; в помещении стоматологии; в пищеблоке Берендеевской больницы; в прачечной и гараже Кубринской больницы; в помещениях подвала и чердака Купанской больницы, а также система оповещения людей о пожаре не в полном объеме (отсутствуют световые оповещатели на эвакуационных выходах) на 1-м этаже стационара №1, в Купанской больнице, чем нарушены: п.4 НПБ 110-03 и НПБ 104-03; п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.А4 прил.А свода правил СП 6.13130.2009 (пункты 3, 13, 32, 33, 36, 47, 53 предписания 6/1/6, пункт 1 предписания 1/1/1, пункт 7 предписания 5/1/5, пункты 7, 8 предписания 3/1/3, пункты 2, 4 предписания 4/1/4);
4) отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре на 2-м этаже детского отделении, на всех этажах в поликлинике, 1-м этаже стационара 2 (роддом и женская консультация), 1-м этаже Купанской больницы, либо не соответствуют ГОСТ планы эвакуации на 1-м этаже детского отделения и на 1-м этаже стационара №1 (не указаны места расположения огнетушителей), на 1-м этаже детского отделения, отделении стоматологии, в Берендеевской больнице, либо планы эвакуации имеются в недостаточном количестве на 1-м и 2-м этажах Кубринской больницы, на 2-м этаже Купанской больницы чем нарушены: п.7 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункты 6, 16, 42 предписания 6/1/6, пункт 4 предписания 1/1/1, пункт 3 предписания 5/1/5, пункт 12 предписания 6/1/6, пункт 9 предписания 4/1/4);
5) освещение на путях эвакуации не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности на 1-м, 2-м, 3-м, 4-м, 5-м этажах стационара №1, в поликлинике, в стационаре №2, в стационаре неврологии и детской поликлинике, в отделении стоматологии, чем нарушены: п.п.33, 43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СНиП 23.05; п.6.22 СНиП 21.01.97 (пункты 14, 22, 24, 28, 31, 39, 46, 55 предписания 6/1/6, пункт 2 предписания 1/1/1);
6) в помещении с приемно-контрольным прибором АУПС отсутствует аварийное освещение, включающееся автоматически при отключении основного освещения на 1-м, 2-м, 3-м, 4-м, 5-м этажах стационара №1, в поликлинике, в стационаре №2, в стационаре неврологии и детской поликлиники, в отделении стоматологии, Берендеевской больнице, Кубринской больнице, Купанской больнице, чем нарушены: ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.13.14.13 свода правил СП 5.13130.2009 (пункты 17, 21, 23, 27, 30, 38, 45, 54 предписания 6/1/6, пункт 4 предписания 3/1/3, пункт 3 предписания 1/1/1, пункт 5 предписания 5/1/5, пункт 2 предписания 3/1/3, пункт 5 предписания 4/1/4);
7) автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты выполнены кабелем, не сохраняющим работоспособность в условиях пожара в течении времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону) в поликлинике, в стационаре №2, в Берендеевской больнице, в Кубринской больнице, в Купанской больнице, чем нарушены: НПБ 110-03 и НПБ 104-03; п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; п.4.8 свода правил СП 6.13130.2013; ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункты 37, 44 предписания 6/1/6, пункт 6 предписания 5/1/5, пункт 1 предписания 3/1/3, пункт 1 предписания 4/1/4);
8) высота дверей на путях эвакуации не соответствует требованиям (менее 1,9 м.) на 1-м этаже стационара 1 (у рентгенкабинета), чем нарушены: ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.2.5 свода правил СП 1.13130.2009 (пункт 15 предписания 6/1/6);
9) на путях эвакуации не соблюдаются проектные решения и требования по пожарной безопасности на 2-м этаже стационара №1 (сняты двери коридора), чем нарушены: ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6, ч.ч.6 и 18 ст.134 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.33 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; п.4.3.3 свода правил СП 1.13130.2009 (пункт 19 предписания 6/1/6);
10) на путях эвакуации в устроены помещения регистратуры, чем нарушены: п.33 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6, ч.ч.6 и 18 ст.134 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п.7.1 и 6.25 СНиП 21-01-97* (пункт 41 предписания 6/1/6);
11) часть дымовых пожарных извещателей автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) установлена на расстоянии менее 50 см. от электросветильников на 2-м этаже стационара №1 в кардиологическом отделении, чем нарушены: НПБ 110-03; п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.13.3.6 СП 5.13130.2009 (пункт 20 предписания 6/1/6);
12) пожарные краны не соответствуют требованиям норм по пожарной безопасности, чем нарушены: п.57 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; нормы пожарной безопасности НПБ 151-2000; ГОСТ Р 12.4.026-2001; ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункты 29, 40 предписания 6/1/6);
13) двери выхода открываются не по направлению движения в поликлинике (из дневного стационара) и в стационаре неврологии и детской поликлиники (эвакуационный выход напротив подвала), в Купанской больнице (двери выходов) чем нарушены: ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.2.6 свода правил СП 1.13130.2009 (пункты 43, 52 предписания 6/1/6, пункт 13 предписания 4/1/4);
14) не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения стационара №2, в стационаре и пищеблоке Берендеевской больницы, Кубринской больницы, Купанской больницы, чем нарушен п.21 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 (пункт 51 предписания 6/1/6, пункты 2, 8 предписания 5/1/5, пункт 10 предписания 3/1/3, пункт 6 предписания 4/1/4);
15) косоуры лестниц выполнены с ненормативным пределом огнестойкости в здании стационара неврологии и детской поликлиники, чем нарушены: ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6, ч.1 ст.57 таб.21 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункты 56 предписания 6/1/6);
16) нарушен защитный слой штукатурки на потолке подвала Берендеевской больницы, чем нарушен: п.21 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 (пункт 1 предписания 5/1/5);
17) не проведены эксплуатационные испытания на водоотдачу внутреннего противопожарного водоснабжения в Кубринской, Берендеевской и Купанской больницах, чем нарушены п.55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; ст.ст.4 и 6 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; нормы пожарной безопасности НПБ 151-2000; ГОСТ Р 12.4.026-2001 (пункт 3 предписания 3/1/3, пункт 10 предписания 5/1/5, пункт 7 предписания 4/1/4);
18) не предоставлены сертификаты на отделочные материалы на путях эвакуации в Кубринской больнице (стены и полы на путях эвакуации 1-го и 2-го этажей), а также в Купанской больнице (полы на путях эвакуации 2-го этажа) чем нарушены: п.33 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; п.п.7.1 и 6.25 СНиП 21-01-97*, ч.ч.6 и 18 ст.134 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; (пункт 6 предписания 3/1/3, пункт 10 предписания 4/1/4);
19) выход из подвала не изолирован от общей лестничной клетки противопожарной преградой 1-го типа (вход в подвал совмещен с лестничной клеткой) в Купанской больнице, чем нарушены: п.23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; п.6.9 СНиП 21-01-97* (пункт 12 предписания 4/1/4).
Наличие на момент проверок и перечисленных в актах проверок указанных нарушений требований пожарной безопасности в принадлежащих ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» помещениях представителем ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» в суде не оспаривается, доказательств обратного не предоставлялось как на стадии составления протоколов об административных правонарушениях, так не представлено таковых и в суд при рассмотрении данного дела по существу.
Тем не менее, по нижеследующим неисполненным пунктам предписаний, которые соответственно нашли свое отражение в актах проверок и в протоколах об административных правонарушениях, судья не считает обоснованным и доказанным следующие нарушения требований пожарной безопасности и неисполнение требований предписаний.
Так, по пунктам 1, 12, 18, 25, 26, 34 предписания 6/1/6, пункту 4 предписания 5/1/5, пункту 4 предписания 3/1/3 (п.1 приведенного выше описания) соответственно актам проверок буквально из текста характера нарушений требований пожарной безопасности следует, что характер данного нарушения не раскрыт и неясно и не конкретизировано в чем выражается несоответствие пожарных шкафов и каких именно требованиям пожарной безопасности, то есть имеет ли место неправильное размещение шкафов или имеются недостатки их конструкции и какие именно, не конкретизировано, в чем выражается неукомплектованность пожарных шкафов, то есть неясно какого оборудования и в каких конкретно пожарных шкафах не достает, а также неясно и не конкретизировано в чем выражается несоответствие пожарных шкафов и каких именно требованиям пожарной безопасности, то есть имеет ли место неправильное размещение шкафов или имеются недостатки их конструкции и какие именно. В силу данных неясностей нет в актах проверок и протоколах об административных правонарушениях указаний и на то, какие конкретно требования к пожарным шкафам и их комплектации нарушены, а именно суждение о несоответствии пожарных щитов требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001 выполнено без учета того, что ГОСТ Р 12.4.026-2001 утратил силу с 1 марта 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 10.06.2016 N 614-ст., которым введен в действие ГОСТ 12.4.026-2015, а вывод о нарушении требований НПБ 151-2000 сделан без указания перечисленных в данных нормативно-правовых актах пунктов, содержащих конкретные требования к пожарным щитам и их комплектации, содержащиеся в ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона №123-Ф3 положения носят общий характер о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности и исполнения подзаконных нормативно-правовых актов, содержащих такие требования пожарной безопасности, а п.57 Правил противопожарного режима в РФ предписывает лишь обязанность обеспечивать укомплектованность пожарных кранов. В связи с этим неясно, что контрено требовалось выполнить в соответствии с указанными пунктами предписаний, каково состояние пожарных шкафов в настоящее время и действительно ли имеет место нарушение и каких именно норм пожарной безопасности.
По пункту 2 предписания 6/1/6 (п.2 приведенного выше описания) в акте проверки и протоколе об административном правонарушении нет достоверного указания на то, какими конкретно нормативно - правовыми актами не допускается размещение в подвале стационара №1 генераторной в складских помещений. В частности содержащиеся в ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона №123-Ф3 положения носят общий характер о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности и исполнения подзаконных нормативно-правовых актов, содержащих такие требования пожарной безопасности. Статья 84 того же ФЗ не имеет пункта 7, сама по себе касается требований пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, ее часть 7 содержит требование о необходимости работы системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей, а ее же пункт 7 части 1 касается иных способов обеспечения эвакуации людей при пожаре. Пункт 5.1.4 свода правил СП 4.13130.2013 не допускает размещение помещения складского назначения категорий В1 - В3 по пожарной опасности, кроме помещений, входящих в состав общественных учреждений и организаций по процессу деятельности, а также в подвальных и цокольных этажах зданий всех классов функциональной пожарной опасности не допускается размещение складских помещений категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, помещения категорий А и Б также не допускается размещать непосредственно под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания более 50 человек. В то же время данных о том, что в подвале стационара №1 такие предметы складировались, не имеется, и какое отношение имеет это к размещению генераторной неясно. В связи с этим неясно, что контрено требовалось выполнить в соответствии с указанным пунктом предписания и действительно ли имеет место указанных в данном пункте предписания нарушение норм пожарной безопасности.
По пунктам 14, 22, 24, 28, 31, 39, 46, 55 предписания 6/1/6, пункту 2 предписания 1/1/1 (п.5 приведенного выше описания) соответственно актам проверок буквально из текста характера нарушений требований пожарной безопасности следует, что характер данного нарушения не раскрыт и неясно и не конкретизировано в чем выражается несоответствие освещения на путях эвакуации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, имеет ли место нарушение режима работы освещения, порядка включения и продолжительности работы освещения путей эвакуации, норм освещенности, предельной равномерности освещенности и т.п. Так, содержащиеся в ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона №123-Ф3 положения носят общий характер о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности и исполнен подзаконных нормативно-правовых актов, содержащих такие требования пожарной безопасности; п.6.22 СНиП 21.01.97 является отсылочным к СНиП 23.05, при том, что сам СНиП 23.05 каких-либо требований к освещению непосредственно путей эвакуации не содержит, устанавливает нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных зон, площадок предприятий и мест производства работ вне зданий; п.33 и 43 ППР в РФ предусматривают общие требования руководителя к соблюдению требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности). В связи с этим неясно, что контрено требовалось выполнить в соответствии с указанными пунктами предписаний, каково было состояние освещения путей эвакуации и действительно ли имеет место нарушение и каких именно норм пожарной безопасности.
По пунктам 17, 21, 23, 27, 30, 38, 45, 54 предписания 6/1/6, пункту 3 предписания 1/1/1, пункту 5 предписания 5/1/5, пункту 2 предписания 3/1/3, пункту 5 предписания 4/1/4 (п.6 приведенного выше описания) нет достоверного указания на то, какими конкретно нормативно - правовыми актами регламентируется порядок работы аварийного освещения в помещениях с приемно-контрольными приборами АУПС. В частности содержащиеся в ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона №123-Ф3 положения носят общий характер о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности и исполнен подзаконных нормативно-правовых актов, содержащих такие требования пожарной безопасности. Пункт 13.14.13 свода правил СП 5.13130.2009 содержит лишь требование о том, что аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении основного освещения исключительно в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство. Из содержания перечисленных пунктов предписаний данных о том, что в на 1-м, 2-м, 3-м, 4-м, 5-м этажах стационара №1, в поликлинике, в стационаре №2, в стационаре неврологии и детской поликлиники, в отделении стоматологии, Берендеевской больнице, Кубринской больнице, Купанской больнице, где расположены приемно - контрольные приборы АУПС, ведется круглосуточное дежурство специального дежурного персонала, не имеется. В связи с этим неясно, что контрено требовалось выполнить в соответствии с указанными пунктами предписаний и действительно ли имеет место указанных в данных пунктах предписаний нарушения требований пожарной безопасности.
По пункту 41 предписания 6/1/6 (п.10 приведенного выше описания) нет достоверного указания на то, какими конкретно нормативно - правовыми актами установлены требования к проектным решениям в части изменения функционального назначения помещений на путях эвакуации. В частности содержащиеся в ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона №123-Ф3 положения носят общий характер о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности и исполнен подзаконных нормативно-правовых актов, содержащих такие требования пожарной безопасности, а части 6 и 18 ст.134 того же ФЗ касаются областей применения декоративно-отделочных и облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации, включая торговые залы, что само по себе к проектным решениям отношения не имеет. Ссылка на п.33 Правил противопожарного режима в РФ хотя и является правильной, поскольку данная норма устанавливает требование о том, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов), но ее недостаточно, поскольку сам по себе данный пункт не содержит нормативов, устанавливающих требования к функциональному назначению помещений на путях эвакуации, а приведенные пункты 7.1 и 6.25 СНиП 21-01-97* таковыми не являются, поскольку в себе содержат требования к отделочным материалам на путях эвакуации и проведению мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожара, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. Из этого следует, что не установлено, почему регистратуру в том месте поликлиники, где она располагается, размещать было нельзя, при этом не приведено обоснования и нет какого-либо подтверждения, что размещение регистратуры в поликлинике не соответствует проекту здания. В связи с этим неясно, что контрено требовалось выполнить в соответствии с указанным пунктом предписания и действительно ли имеет место указанных в данном пункте предписания нарушения требований пожарной безопасности.
По пунктам 29, 40 предписания 6/1/6 (п.12 приведенного выше описания) соответственно актам проверок буквально из текста характера нарушений требований пожарной безопасности следует, что характер данного нарушения не раскрыт и неясно и не конкретизировано в чем выражается несоответствие пожарных кранов и каким именно требованиям норм по пожарной безопасности. В силу данных неясностей нет в актах проверок и протоколах об административных правонарушениях указаний и на то, какие конкретно требования к пожарным кранам нарушены, а именно суждение о несоответствии пожарных кранов требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001 выполнено без учета того, что ГОСТ Р 12.4.026-2001 утратил силу с 1 марта 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 10.06.2016 N 614-ст., которым введен в действие ГОСТ 12.4.026-2015, а вывод о нарушении требований НПБ 151-2000 сделан без указания перечисленных в данных нормативно-правовых актах пунктов, содержащих конкретные требования к пожарным щитам и их комплектации, содержащиеся в ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона №123-Ф3 положения носят общий характер о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности и исполнен подзаконных нормативно-правовых актов, содержащих такие требования пожарной безопасности, а п.57 Правил противопожарного режима в РФ предписывает лишь обязанность обеспечивать укомплектованность пожарных кранов. В связи с этим неясно, что контрено требовалось выполнить в соответствии с указанными пунктами предписаний, каково состояние пожарных шкафов в настоящее время и действительно ли имеет место нарушение и каких именно норм пожарной безопасности.
По пункту 56 предписания 6/1/6 (п.15 приведенного выше описания) нет достоверного указания на то, какими конкретно нормативно - правовыми актами установлены требования к огнестойкости лестниц. В частности содержащиеся в ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона №123-Ф3 положения носят общий характер о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности и исполнен подзаконных нормативно-правовых актов, содержащих такие требования пожарной безопасности. Часть 1 ст.57 того же ФЗ действительно предусматривает требование о том, что в зданиях и сооружениях должны применяться основные строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости зданий, сооружений и классу их конструктивной пожарной опасности. В то же время часть 2 той же ст.57 ФЗ №123-ФЗ предусматривает, что требуемые степень огнестойкости зданий, сооружений и класс их конструктивной пожарной опасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности, однако в предписании ссылок на такие нормативные документы не приведено, не конкретизировано из какого материала выполнены косоуры лестниц в детской поликлинике, какая у них степень огнестойкости и какому пределу она не соответствует. В связи с этим неясно, что контрено требовалось выполнить в соответствии с указанным пунктом предписания и действительно ли имеет место указанного в данном пункте предписания нарушения требований пожарной безопасности.
По пункту 6 предписания 3/1/3, пункту 10 предписания 4/1/4 (п.18 приведенного выше описания) нет достоверного указания на то, какими конкретно нормативно - правовыми актами установлены требования об обязанности иметь и предоставлять сертификаты на отделочные материалы на путях эвакуации. В частности части 6 и 18 ст.134 Федерального закона №123-ФЗ касаются областей применения декоративно-отделочных и облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зависимости от функционального класса пожарной опасности зданий, включая торговые помещения. Пункт 33 Правил противопожарного режима в РФ устанавливает требования о соблюдении проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности на путях эвакуации. Пункты 7.1 и 6.25 СНиП 21-01-97* содержат требования к отделочным материалам на путях эвакуации и проведению мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожара, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. Однако применительно к данным нормативно-правовым актам класс функциональной пожарной опасности здания Купанской больницы и Кубринской больницы не определялся, характер отделочных материалов не указан, несоответствие их касса пожарной опасности нормативам не устанавливался. В данном случае подлежали применению положения части 1 ст.134 и ст.149 Федерального закона №123-ФЗ о том, что строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности, а соответствие веществ и материалов (в том числе отделочных материалов) требованиям пожарной безопасности подтверждается в установленном порядке декларацией соответствия либо сертификатом пожарной безопасности, которые должны быть предоставлены изготовителем либо продавцом таких материалов, а применивший их обязан подтвердить при проведении проверки соответствие применяемых в отделке эвакуационных путей материалов требованиям пожарной безопасности (представить необходимые сертификаты, полученные от изготовителя или продавца отделочных материалов). В то же время нарушений требований именно данных нормативно-правовых актов ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» не вменялось. В связи с этим неясно, что контрено требовалось выполнить в соответствии с указанными пунктами предписаний и действительно ли имеет место указанных в данных пунктах предписаний нарушения требований пожарной безопасности.
При данных недостатках вытекающие из актов проверок и протоколов об административных правонарушениях перечисленные нарушения требований пожарной безопасности, содержащиеся в пунктах 1, 2, 12, 14, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 34, 38, 39, 40, 41, 45, 46, 54, 55, 56 предписания 6/1/6, пунктах 2, 3 предписания 1/1/1, пунктах 4, 5 предписания 5/1/5, пунктах 2, 6 предписания 3/1/3, пунктах 5, 10 предписания 4/1/4 судья признает недоказанными, а содержащиеся в них требования об устранении нарушений незаконными, в силу чего их неисполнение в вину ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» постановлено быть не может.
В то же время по пунктам 3, 13, 32, 33, 36, 47, 53 предписания 6/1/6, пункту 1 предписания 1/1/1, пункту 7 предписания 5/1/5, пунктам 7, 8 предписания 3/1/3, пунктам 2, 4 предписания 4/1/4 (п.3 приведенного выше описания) действительно не устранено имевшее место в подвале под детским отделением; на техническом этаже стационара №1; в подвале поликлиники; в помещениях 1-го, 2-го, 3-го и технического этажей поликлиники; в стационаре №2 (стерилизационная), в помещениях подвала, в статическом отделе, в чердачном помещении стационара неврологии и детской поликлиники; в помещении стоматологии; в пищеблоке Берендеевской больницы; в прачечной и гараже Кубринской больницы; в помещениях подвала и чердака Купанской больницы, а также система оповещения людей о пожаре не в полном объеме (отсутствуют световые оповещатели на эвакуационных выходах) на 1-м этаже стационара №1, в Купанской больнице нарушение содержащихся НПБ 110-03, НПБ 104-03 и п.61 Правил противопожарного режима в РФ требований пожарной безопасности, в силу которых указанные здания ГБУЗ «Переславская ЦРБ» подлежат защите автоматическими установками пожарной сигнализации, причем согласно п.4 НПБ 110-03 все помещения независимо от площади, включая в том числе подвалы, технические этажи, чердаки, прачечные, гаражи, пищеблоки.
По пунктам 6, 16, 42 предписания 6/1/6, пункту 4 предписания 1/1/1, пункту 3 предписания 5/1/5, пункту 5 предписания 3/1/3, пункту 9 предписания 4/1/4 (п.4 приведенного выше описания) действительно не устранено имевшие место нарушения, связанные с отсутствием планов эвакуации людей при пожаре на 2-м этаже детского отделении, на всех этажах в поликлинике, 1-м этаже стационара 2 (роддом и женская консультация), 1-м этаже Купанской больницы, не приведены в соответствие с ГОСТ планы эвакуации на 1-м этаже детского отделения и на 1-м этаже стационара №1 (не указаны места расположения огнетушителей), на 1-м этаже детского отделения, отделении стоматологии, в Берендеевской больнице, а также планы эвакуации имеются в недостаточном количестве на 1-м и 2-м этажах Кубринской больницы, на 2-м этаже Купанской больницы, что является нарушением п.7 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390; п.6.6.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009; ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3, 4 ст.5, ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которых в здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
По пунктам 37, 44 предписания 6/1/6, пункту 6 предписания 5/1/5, пункту 1 предписания 3/1/3, пункту 1 предписания 4/1/4 (п.7 приведенного выше описания) действительно не устранено имевшее место в поликлинике, в стационаре №2, в Берендеевской больнице, в Кубринской больнице, в Купанской больнице нарушение требований пожарной безопасности к устройству автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре. В частности в нарушение п.4.8 СП 6.13130.2013 на 4-м этаже поликлиники, стационаре 2, Купанской больнице, Кубринской больнице, Берендеевской больнице кабельные линии и электропроводка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре выполнены из материалов, не обеспечивающих работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей.
По пункту 15 предписания 6/1/6 (п.8 приведенного выше описания) действительно не устранено имевшее место на 1-м этаже стационара №1 (у рентгенкабинета) нарушение, связанное с несоответствием высоты дверей на путях эвакуации требованиям п.4.2.5 свода правил СП 1.13130.2009 (высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м.), поскольку фактически в указанном помещении высота в проеме на пути эвакуации оказалась меньше;
По пунктам 19, 41 предписания 6/1/6 (п.9 приведенного выше описания) действительно не устранено имевшее место на 2-м этаже стационара №1 нарушение содержащихся п.4.3.3 СП 1.13130.2009 требований пожарной безопасности о том, что коридоры на путях эвакуации длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м., поскольку фактически в указанном помещении при снятой двери, предусмотренной в составе противопожарной перегородки, образовался коридор длиной более 60 м., что является негативным фактором, влияющим на распространение огня на путях эвакуации при пожаре, а также в нарушение п.п.7.1 и 6.25 СНиП 21-01-97, поскольку в поликлинике на путях эвакуации устроена регистратура, выполненная из горючих материалов;
По пункту 20 предписания 6/1/6 (п.11 приведенного выше описания) действительно не устранено нарушение п.13.3.6 СП 5.13130.2009, согласно которому горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м., в то время как на 2-м этаже стационара №1 в кардиологическом отделении часть дымовых пожарных извещателей автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) установлена на расстоянии менее 50 см. от электросветильников.
По пунктам 43, 52 предписания 6/1/6, пункт 13 предписания 4/1/4 (п.13 приведенного выше описания) действительно не устранены нарушения п.4.2.6 свода правил СП 1.13130.2009 согласно которых двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания, при том, что в поликлинике (из дневного стационара) и в стационаре неврологии и детской поликлиники (эвакуационный выход напротив подвала), в Купанской больнице (двери выходов) фактически в указанных помещениях на путях эвакуации характер открывания дверей иной.
По пунктам 51 предписания 6/1/6, пунктам 2, 8 предписания 5/1/5, пункту 10 предписания 3/1/3, пункту 6 предписания 4/1/4 (п.14 приведенного выше описания) действительно не устранено имевшее место стационаре №2, в стационаре и пищеблоке Берендеевской больницы, Кубринской больницы, Купанской больницы, нарушение содержащихся в п.21 Правил противопожарного режима в РФ требований пожарной безопасности о необходимости огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений, поскольку фактически чердаки указанных зданий такой обработке не подвергались.
По пункту 1 предписания 5/1/5 (п.26 приведенного выше описания) действительно не устранено имевшее место в Берендеевской больнице нарушение содержащихся в п.21 Правил противопожарного режима в РФ требование пожарной безопасности о том, что должны устраняться повреждения средств огнезащиты строительных конструкций, поскольку фактически в связи с отсутствием штукатурки оказались оголенными подверженные воздействию огня деревянные перекрытия здания Берендеевской больницы.
По пунктам 3 предписания 3/1/3, пункт 10 предписания 5/1/5, пункт 7 предписания 4/1/4 (п.18 приведенного выше описания) действительно не устранено имевшее место в Кубринской, Берендеевской и Купанской больницах нарушение содержащихся в п.55 Правил противопожарного режима в РФ требований пожарной безопасности о необходимости проверок не реже 2-х раз в год исправности и работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода, поскольку фактически такие проверки не производились, соответствующих актов об этом не имеется.
По пункту 12 предписания 4/1/4 (п.19 приведенного выше описания) действительно не устранено имевшее место в Купанской больнице нарушение содержащихся в п.6.9 СНиП 21-01-97* требований пожарной безопасности о том, что выходы из подвальных этажей, являющиеся эвакуационными, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания, и допускается эвакуационные выходы из подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, поскольку в указанных помещениях выходы из подвалов от общих лестничных клеток противопожарными преградами не изолированы.
В связи с этим судья признает доказанным, что в установленный предписаниями срок ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» содержащиеся в пунктах 3, 6, 13, 15, 16, 19, 20, 32, 33, 36, 37, 42, 43, 44, 41, 47, 51, 52, 53 предписания 6/1/6, пунктах 1, 4 предписания 1/1/1, пунктах 1, 2, 3, 6, 7, 8, 10 предписания 5/1/5, пунктах 1, 3, 5, 7, 8, 10 предписания 3/1/3, пунктах 1, 2, 4, 6, 7, 9, 12, 13 предписания 4/1/4 требования не исполнило, нарушения требований пожарной безопасности не устранило, и данное бездействия допустило виновно при отсутствии каких-либо уважительных причин.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу указанной нормы КоАП РФ законодатель выделяет два условия привлечения юридического лица к ответственности - наличие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него мер по их соблюдению, позволяющих признать вину юридического лица. Только совокупность этих условий позволяет сделать вывод о виновности юридического лица.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждено, что ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» имело возможность для соблюдения правил и норм пожарной безопасности и исполнения предписания государственного органа поджарого надзора об устранении их нарушений. Данных о том, что им предпринимались все зависящие от него меры к соблюдению требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат. Пояснения представителя ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» в суде о том, что Учреждением предпринимались все зависящие от него меры к соблюдению требований пожарной безопасности, и оно не имело возможности для соблюдения правил и норм пожарной безопасности ввиду недостаточного финансирования, суд не может принять во внимание как обоснованные и подтвержденные каким-либо доказательствами. Так, из материалов дела действительно следует, что ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» не является коммерческим учреждением и самостоятельными денежными средствами не располагает, а финансирование учреждения осуществляется из бюджетных средств субъекта РФ – Ярославской области по решению учредителя, которым является Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области. Однако, данных о том, что ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» своевременно и мотивировано обращалось в Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области о выделении необходимых средств на выполнение мероприятий по своевременному устранению нарушений требований пожарной безопасности, в суд не предоставлено. Соответственно считать, что ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» не исполняло предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в связи с отказом учредителя финансирования данных мероприятий, судья оснований не находит.
Копией постановления Переславского районного суда от 10.03.2020 г. подтверждено, что ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» ранее привлекалось к административной ответственности по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с чем действительно неисполнение указанных выше пунктов предписаний органа пожарного надзора ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» допустило повторно, будучи привлеченным к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Таким образом вина ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» в совершении административного правонарушения в связи с неисполнением требований, содержащиеся в пунктах 3, 6, 13, 15, 16, 19, 20, 32, 33, 36, 37, 42, 43, 44, 41, 47, 51, 52, 53 предписания 6/1/6, пунктах 1, 4 предписания 1/1/1, пунктах 1, 2, 3, 6, 7, 8, 10 предписания 5/1/5, пунктах 1, 3, 5, 7, 8, 10 предписания 3/1/3, пунктах 1, 2, 4, 6, 7, 9, 12, 13 предписания 4/1/4 доказана. Данное деяние, совершенное ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», правильно квалифицировано ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, и указанное учреждение подлежит привлечению к административной ответственности по указанной норме с назначением административного наказания, при том с применением ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» деяния малозначительным в соответствии с положениями ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает поскольку характер нарушений требований пожарной безопасности, которые в соответствии с вынесенным предписанием учреждением устранены не были, в случае возникновения пожара создают реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, обращающихся за медицинской помощью, а также работников самого учреждения.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ не истек.
При назначении наказания ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, и считает, что ему следует назначить наказание в виде штрафа.
Вместе с тем, согласно частей 3.2 и 3.3 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, при этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Определяя размер штрафа ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», судья учитывает, что данное учреждение является бюджетным, в целом испытывает недофинансирование и его материальное положение является сложным. С учетом этого, а также того, что учреждение предприняло меры для исполнения предписаний и устранения нарушений требований пожарной безопасности, частично они были устранены в добровольном порядке, сам характера тех требований предписаний, которые судьей признаны законными и обоснованными, оценивая баланс целей наказания и того влияния, которое окажет наказание на материальное положение учреждения, принимая во внимание, что ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» является системообразующим учреждением Переславского района, через которое государство реализует функцию оказания медицинской помощи населению всего района, а также осуществляет широкой спектр социальных функций, судья таковые указанные выше обстоятельства признает исключительными и считает возможным назначить ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Переславская ЦРБ» ИНН 7608003784, ОГРН 1027601054865, зарегистрированное по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.42а, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
Штраф уплатить на имя получателя: УФК по Ярославской области (для УГПН), КПП 760401001, ИНН 7604071046 ГУ МЧС Ярославской области, ОКТМО 78632000, счет получателя платежа 40101810700000010010 в Отделении по Ярославской области Главного управления Центрального банка РФ по ЦФО БИК 047888001, КБК 17711627000016000140, УИН 0.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья: Д.А. Шашкин