Решение по делу № 2-3311/2024 от 04.07.2024

Дело

УИД 91RS0-22

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

16 сентября 2024 года                                                                    <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Собакина А.А.,

при секретаре – Золотарёвой Н.О.,

с участием помощника прокурора – ФИО3,

истца – ФИО2,

представителя ответчика – Кот А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Крым, третьи лица – ГБУЗ РК «Крымский республиканский онкологический клинический диспансер имени ФИО4» ГУП РК «Крым-Фармация», ГКУ РК «Крымздрав» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к Министерству здравоохранения Республики Крым в котором просит: обязать Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечивать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячно на постоянной основе лекарственным средством «Олапариб», назначенный главным внештатным специалистом онкологом по противоопухлевой лекарственной терапии Министерства здравоохранения Республики Крым на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда 100 000 руб.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране здоровья граждан и социальной защите инвалидов, в результате которой установлено, что согласно данным ЕМИСЗ РК, должностными лицамиГБУЗ РК «КРОКД им. ФИО4» представлена потребность ФИО2 в лекарственном препарате «Олапариб» в рамках основной заявки на 2024 год в количестве 12 упаковок. Должностными лицами медицинского учреждения в 2024 году ФИО2 выписаны рецепты: ДД.ММ.ГГГГ (рецепт серии 35104 ), ДД.ММ.ГГГГ (рецепт серии 35104 ), ДД.ММ.ГГГГ (рецепт серии 35104 ) на лекарственный препарат «Олапариб», которые имеют статус «Отоварен», дата ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. Однако, ДД.ММ.ГГГГ при обращении ФИО2 за выпиской рецепта на лекарственный препарат Олапариб, последней отказано в выписки данного рецепта, поскольку препарат на ЦАС отсутствует. В ходе проверки также установлено, что между Министерством и ООО «ЮГ-ФАРМАЦИЯ» заключен контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения «Олапариб». Информация о заключении контракта размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Согласно вышеуказанного контракта объектом закупки являлись 1512 таблеток лекарственного препарата «Олапариб». В одной упаковке лекарственного препарата «Олапариб» содержится 56 таблеток, таким образом, количество закупаемых упаковок составило лишь 27 упаковок. В апреле 2024 года лекарственный препарат МИН «Олапариб» по программе РЛО включен в    приказ Министерства     от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении заявки на закупку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан категории «Онкология» по региональной льготной программе» в количестве 26 упаковок. Лекарственный препарат с МИН Олапариб поступил на ЦАС: ДД.ММ.ГГГГ - 14 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ -13 упаковок, однако, по настоящее время ФИО2 необходимым лекарственным препаратом не обеспечена, закупка препарата Министерством не осуществлена, вследствие чего пациент испытывал стресс, нравственные страдания, ему был причине моральный вред.

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - ГУП РК «Крым-Фармация», ГКУ РК «Крымздрав».

Помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Истец ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что на данный момент обеспечена лекарственным препаратом «Олапариб», однако выражает опасения, что в будущем, с увеличением количества пациентов, может быть своевременно не обеспечена лекарственным препаратом.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Крым в судебном заседании поддержал доводы указанные в ранее поданных возражениях, просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что в настоящий момент ФИО2 обеспечена лекарственным препаратом «Олапариб», предоставил в материалы дела сведения, подтверждающие наличие в аптечной сети вышеуказанного лекарственного препарата.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, от представителя третьего лица ГУП РК «Крым-Фармация» в суд поступил письменный отзыв.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ФИО3, ФИО2, Кот А.В., всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, на основании заключения главного внештатного специалиста онколога по противоопухлевой лекарственной терапии Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен лекарственный препарат «Олапариб»

Согласно данным ЕМИСЗ РК, должностными лицами ГБУЗ РК «КРОКД им. ФИО4» представлена потребность ФИО2 в лекарственном препарате «Олапариб» в рамках основной заявки на 2024 год в количестве 12 упаковок.

Должностными лицами медицинского учреждения в 2024 году ФИО2 выписаны рецепты: ДД.ММ.ГГГГ (рецепт серии 35104 ), ДД.ММ.ГГГГ (рецепт серии 35104 ), ДД.ММ.ГГГГ (рецепт серии 35104 ) на лекарственный препарат «Олапариб», которые имеют статус «Отоварен», дата ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

Как усматривается из отзыва на исковое заявление представителя ГБУЗ РК «Крым-Фармация», по данным программы ЕМИСЗ РК персонифицированные данные ФИО2 имеются в едином регистре льготополучателей Республики Крым по региональной программе льготного лекарственного обеспечения по программе обеспечения необходимыми лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета.

Согласно ЕМИСЗ РК у пациентки ФИО2 имеются выписанные рецепты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат с МНН «Олапариб»табл. П.п.п., 150 мг, : Рецепты серии 35104 от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 от ДД.ММ.ГГГГ, серия 35104 от ДД.ММ.ГГГГ имеют статус «Отоварен».

Как следует из возражений Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 имеются выписанные рецепты на лекарственный препарат «Олапариб» серии 35104 от ДД.ММ.ГГГГ, серии 35104 от ДД.ММ.ГГГГ, которые имеют статус «Отоварен». ФИО2 обеспечена лекарственным препаратом «Олапариб» табл. П.п.о., 150 мг, до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Министерством организована работа по дальнейшей закупке с целью дальнейшего бесперебойного обеспечения. Выписанные и не обеспеченные рецепты – отсутствуют.

Согласно сведениям, предоставленным Министерством здравоохранения <адрес>, остатки товаров по срокам годности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лекарственного препарата «Олапариб», табл. п.п.о., 150 мг, , ТН Линпарза табл., п.п.о. 150 мг, составляет 96 упаковок, что также не оспаривалось истцом в судебном заседании.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 данного Федерального закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение ).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В силу п. 5.5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Совета министров Крым от ДД.ММ.ГГГГ , за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Крым) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное право.

Кроме того, защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Таким образом, перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, однако использование других способов защиты права допускается Кодексом только при наличии прямого указания закона.

При этом ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и другим действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению обязанности, которая возникнет в будущем, поскольку предполагается разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений.

При разрешении требований об обеспечении лекарственным препаратом подлежит учету состояние здоровья истца и его нуждаемость в указанном препарате на момент разрешения спора, соответственно, в случае возложения такой обязанности на ответчика на будущее время, не представляется возможным учесть состояние здоровья истца в динамике развития заболевания, соответственно определить его нуждаемость в данном препарате, в том числе необходимой дозировке, исходя, в том числе, из внедрения новых технологий и форм лечения, согласно которым могут измениться также стандарты лечения.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что ФИО2 в 2024 году обеспечивалась необходимым лекарственным препаратом «Олапариб», выписанные ФИО2 и неотоваренные рецепты отсутствуют, лекарственный препарат «Олапариб» имеется в наличии в аптечной сети, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать.

Поскольку материалами дела не подтверждено ненадлежащее обеспечение истца лекарственным препаратом, то требования о компенсации морального вреда не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Крым, третьи лица – ГБУЗ РК «Крымский республиканский онкологический клинический диспансер имени ФИО4» ГУП РК «Крым-Фармация», ГКУ РК «Крымздрав» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании морального вреда – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья                                             подпись                            А.А. Собакин

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-3311/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Велько Татьяна Анатольевна
Прокуратура Киевского района г. Симферополя
Ответчики
Министерство Здравоохранения РК
Другие
ГБУЗ РК "Крымского республиканского онкологического диспансера имени В. М. Ефетова"
ГУП РК «Крым-Фармация»
ГКУ РК «Крымздрав»
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Дело на сайте суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
04.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2024Передача материалов судье
11.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.09.2024Судебное заседание
19.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее