Дело № 2-2377/2021
11RS0005-01-2021-004474-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Романюк Л.И.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием истца Бородина И.Н., представителя ответчика Калоша В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 12 июля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Богданова И.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» о признании договора по вывозу твердых бытовых отходов недействительным, признании незаконным наложение обязанности по оплате услуг, взыскании компенсации морального вреда
установил:
Бородин И.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (далее – ООО «Региональный оператор Севера») о признании недействительным договора № <...> г. на предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), заключенного между сторонами, признании незаконным наложение на истца обязанности по оплате услуг по вывозу твердый бытовых отходов в связи с не оказанием ответчиком соответствующей услуги, взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 20000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником частного жилого дома, расположенного по адресу: ..... На протяжении двух с половиной лет ответчик выставляет истцу счета на оплату услуги вывоза твердых бытовых расходов, при этом ответчик не совершал конклюдентных действий, подтверждающих акцепт договора. При этом сама услуга истцу не оказывается, так как на территории СОТ «<...> г.» не установлена контейнерная площадка, а так же периодичность вывоза мусора, соответственно.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований представитель ответчика Калоша В.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статья 153 Жилищного кодекса РФ возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). С момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 2).
Как следует из ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (то есть действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг) и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, в соответствии с п. 148 (21) Правил.
В соответствии с п. 8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается РО в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу РО, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Следовательно, обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, от малого и среднего бизнеса, заканчивая крупными предприятиями, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В многоквартирных домах договор на обращение с твердыми коммунальными отходами заключается между региональным оператором и управляющей компанией, товариществом собственников жилья, иным кооперативом. При непосредственном управлении и с жителями частного сектора региональный оператор заключает договоры индивидуально, с каждым собственником жилья.
В соответствии с п. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1). Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии со статьей 434 Гражданского кодекса РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Из материалов дела следует, что Бородин И.Н. является собственником жилого помещения – садового ..... Истец зарегистрирован по указанному адресу.
Материалами гражданского дела подтверждается, что на территории СОТ «<...> г.» не имеется контейнерной площадки. Ближайшая контейнерная площадка к дому № .... расположена по адресу: ....
В судебном заседании истец не оспаривал, что в процессе его жизнедеятельности образуются ТКО, которые он собирает и отдает знакомым гражданам, которые в свою очередь вывозят ТКО на контейнерные площадки в г. Ухте Республики Коми. Данное обстоятельство подтверждает, что истец фактически услугами ООО «Региональный оператор Севера» пользуется.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Постановлением администрации МОГО «Ухта» от 27.05.2020 года № 1256 утвержден Порядок обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории муниципального образования городского округа «Ухта».
Согласно п. 1.2 указанного Порядка МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта» создает места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Пунктами 3.1, 3.2 Порядка установлено, что реестр ведется в электронном виде МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта». Сведения в реестр вносятся МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта» в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из содержания реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории МОГО «Ухта», который опубликован в свободном доступе в сети «Интернет», на территории СОТ «<...> г.» размещение контейнерной площадки не определено, для источника образования ТКО по адресу: .... определена площадка по адресу: ...., в то же время фактически ближайшая контейнерная площадка к дому истца расположена по адресу: ...., что подтверждается распечатанной картой, представленной истцом в судебном заседании.
Таким образом, в полномочия ООО «Региональный оператор Севера» не входит определение мест размещения контейнерных площадок, в то же время факт не оказания истцу услуги по вывозу ТКО при рассмотрении гражданского дела не подтвержден.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истца, в том числе признания договора по обращению с ТКО недействительным, признании незаконным действий ответчика по начислению платы за услуги по обращению с ТКО, в связи с отсутствием нарушений законодательства со стороны ООО «Региональный оператор Севера».
Так же суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, так как истцом не представлено доказательства причинения ему нравственных и физических страданий незаконными действиями ООО «Региональный оператор Севера» либо нарушения его прав как потребителя, определенных Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Богданова И.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» о признании договора № <...> г. по вывозу твердых коммунальных отходов, заключенного между Богдановым И.Н. и Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» недействительным, признании незаконным наложение обязанности по оплате услуг за вывоз твердых бытовых отходов, взыскании с Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» компенсации морального вреда в размере 20000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 19 июля 2021 года.
Судья Л.И. Романюк