34RS0002-01-2020-002829-32
№ 2а-3014/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2021 года г. Волгоград
Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Байбаковой А.Н.,
помощника судьи Хрестиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Швецовым Р.Р.,
с участием:
административного истца – заместителя прокурора Дзержинского района Волгограда Поливановой О.С., представителя административного ответчика администрации Волгограда Абрамовой К.В., представителей заинтересованных лиц МУ Горэколес Антонова М.И., Департамента городского хозяйства администрации Волгограда Скворцовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района Волгограда обратился в суд с административными исковыми требованиями к администрации Волгограда, в обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории городских лесов г. Волгограда в связи с образованием несанкционированных свалок отходов, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью 601838 кв.м по адресу: Волгоград, Дзержинский район, выявлены места несанкционированного размещения отходов в виде отходов, образованных при капитальном ремонте помещений (кирпичных конструкций, плит перекрытий) бытового и строительного мусора, а также автомобильные шины и иные отходы машине механизмов, не относящихся к 4, 5 классу опасности. Общий объем выявленных отходов составляет свыше 5000 куб.м, из которых объем ТКО составляет не более 5 %. Данный земельный участок является собственностью городского округа город-герой Волгоград и относится к территориям Ворошиловского участкового лесничества г.Волгограда.
Органы местного самоуправления г.Волгограда обязаны принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в то же время выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение требований земельного, лесного законодательства а также законодательства об окружающей природной среде не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона. Таким образом, ответчиком нарушены права неопределенного круга лиц, поскольку бездействие органов местного самоуправления не позволяет обеспечить реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом уточнения административных исковых требований в порядке 39,46 КАС РФ административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в виде отходов, образованных при капитальном ремонте помещений (кирпичных конструкций, плит перекрытий) бытового и строительного мусора, а также автомобильных шин и иных отходов машиномеханизмов, не относящихся к 4, 5 классу опасности, общим объемом более 5000 куб.м на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах территорий городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г. Волгограда; признать незаконным бездействие администрации Волгограда по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в виде автомобильных шин, общим объемом более 15 куб.м на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах территорий городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г. Волгограда.
Также просил обязать администрацию Волгограда ликвидировать места несанкционированного размещения отходов в виде отходов, в виде отходов, образованных при капитальном ремонте помещений (кирпичных конструкций, плит перекрытий) бытового и строительного мусора, а также автомобильных шин и иных отходов машиномеханизмов, не относящихся к 4, 5 классу опасности, общим объемом более 5000 куб.м на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах территорий городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г. Волгограда; ликвидировать места несанкционированного размещения отходов в виде автомобильных шин, общим объемом более 15 куб.м на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030060:559, находящегося в границах территорий городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г. Волгограда.
Указанные мероприятия провести в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец – заместитель прокурора Дзержинского района Волгограда Поливанова О.С. уточненные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что на стороне администрации Волгограда возникло бездействие по организации и проведении работ, связанных с ликвидацией свалок в городских лесах, распложенных на территории Дзержинского района Волгограда, поскольку данные земельные участки находятся в муниципальной собственности, как и в целом городские леса. Административным ответчиком нарушаются требования Федеральных законов «Об общих принципах организаций местного самоуправления», «Об охране окружающей среды», Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также иных правовых актов, в том числе постановление Правительства Правил санитарной безопасности лесах, который как орган местного самоуправления Волгограда, обязан принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории земельных участков, находящиеся в муниципальной собственности.
Представитель административного ответчика – администрации Волгограда Абрамова К.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - департамента городского хозяйства администрации Волгограда Скворцова Т.С., возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица МУ «Горэколес» Антонов Е.И. возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Заинтересованные лица – ООО «Управление отходами-Волгоград», комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, департамент финансов администрации Волгограда, ООО «Антарес», ООО «Олимпия-МК» будучи извещенными о месте и времени судебного заседания надлежащим образом своих представителей для участия не направили. От комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, с указанием позиции об обоснованности исковых требований прокурора. Иные лица о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что судом явка заинтересованных лиц обязательной не признавалась, согласно правилам, установленным ст. 150 и 152 КАС РФ, с учетом сроков рассмотрения дел данной категории, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В с 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В силу ст. 3 названного ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лесной фонд, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 г. N 1-П и от 7 июня 2000 г. N 10-П; определения от 27 июня 2000 г. N 92-О и от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О).
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1,2, п. 2 ч. 3 ст. 23 ЛК РФ).
В силу ст. 60.3 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах. Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Частью 1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 80.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела и это установлено в судом в соответствии с постановлением от 10 октября 2006 года № 2624 «О принятии городских лесов в ведение муниципального образования городской округ город – герой Волгоград», городские леса, расположенные на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград приняты в ведение муниципального образования общей площадью 13839,2 га, что не отрицалось администрацией Волгограда.
Границы Городского лесничества Волгограда утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.09.2013 г. № 267 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства».
Решением Волгоградской городской Думы от 22 марта 2017 года № 55/1587 в связи с реорганизацией и переименованием образован департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
Положения об отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделениях (органах) администрации Волгограда, являющихся юридическими лицами, утверждаются городской Думой.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.2.7, 2.19.23, 2.20.8 Положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 г. №55/1587 (далее - Положение №55/1587), департамент является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере охраны окружающей среды, участвующим в организации мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях, занятых городскими лесами Волгограда. Департамент наделен полномочиями по представлению в департамент финансов администрации Волгограда предложений по формированию расходной части бюджета Волгограда по направлениям деятельности Департамента.
Постановлением администрации Волгограда от 22 декабря 2000 года № 1673 создано Муниципальное учреждение «Экологический фонд Волгограда», которое впоследствии переименовано в МУ «Горэколес». Названное учреждение находится в ведении департамента городского хозяйства администрации Волгограда.
В целях практической реализации полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений МУ «Горэколес» наделено дополнительными функциями по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства городских лесов.
Выявление и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Волгограда осуществляется в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 26 июня 2015 года № 891 «Об упорядочении работ по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Волгограда».
Проведенной 20 февраля 2020 года прокуратурой Дзержинского района Волгограда проверкой с привлечением с привлечением должностных лиц отдела муниципального земельного контроля департамента муниципального имущества администрации Волгограда, отдела благоустройства, экологического контроля, природопользования и организации ритуальных услуг департамента городского хозяйства администрации Волгограда, ООО «Управление отходами – Волгоград», отдела ЖКХ администрации Дзержинского района г. Волгограда, лесника Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества МУ «Горэколес» установлено:
- на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030060:562 площадью 601838 кв.м по адресу: Волгоград, Дзержинский район, выявлены места несанкционированного размещения отходов в виде отходов, образованных при капитальном ремонте помещений (кирпичных конструкций, плит перекрытий) бытового и строительного мусора, а также автомобильные шины и иные отходы машине механизмов, не относящихся к 4, 5 классу опасности.
Общий объем выявленных отходов составляет свыше 5000 куб.м, из которых объем ТКО составляет не более 5 %.
Данный земельный участок является собственностью городского округа город-герой Волгоград (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ) (вид разрешенного использования - для размещения лесопарков) и относится к территориям Ворошиловского участкового лесничества г.Волгограда.
Кроме того на основании запроса прокуратуры сотрудниками МУ «Горэколес» проведено обследование территории Ворошиловского лесничества кв. 16 выд. 11,17, в ходе которого установлена несанкционированная свалка (автомобильные шины) на площади 20 кв.м, общим объемом 15 куб.м на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах территорий городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г. Волгограда.
Указанная свалка была учтена ранее и в соответствии с подп. 3.6 п. 3 Постановления администрации Волгограда от 26 июня 2015 года №891 «Об упорядочении работ по выявлению, и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Волгоград» занесена в реестр выявленных несанкционированных свалок в 2017 году.
В адрес директора МУ «Горэколес» прокуратурой Дзержинского района Волгограда выносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д. 55-58).
Установление указанных обстоятельств явилось поводом для обращения прокурора в суд с настоящим административным иском.
В рамках разбирательства настоящего дела зам. прокурора Дзержинского района г.Волгограда Поливановой О.С., старшим помощником прокурора Дзержинского района г.Волгограда Юканкиным П.А., главным специалистом отдела муниципального земельного контроля департамента муниципального имущества администрации Волгограда Крюковым С.А., директором МУ «Горэколес» Поповым Г.П., инженера охраны и защиты леса МУ Горэколес» Хомутовым П.В., юрисконсультом МУ «Горэколес» Антоновым Е.И., исполнительным директором ООО «Анатрес» Юрченко Д.В. проведено обследование территории Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества городского округа города-героя Волгограда в границах Дзержинского района г.Волгограда. В ходе обследования установлено, что место несанкционированного размещения отходов ранее размещавшееся на земельном участке с кадастровым номером № в настоящее время находится на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 422259 кв.м., разрешенное использование – для размещения объектов лесного фонда, в связи с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости в декабре 2020 года, вследствие изменений площади и границ земельного участка с кадастровым номером №. Настоящим обследованием указанного земельного участка установлены 10 мест несанкционированного размещения строительных, производственных и бытовых отходов. Указанные места в соответствии с материалами лесоустройства (План лесонасаждений Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества городского округа города-героя Волгограда по состоянию на 01.06.2018) и пояснениями инженера охраны и защиты леса МУ «Горэколес» Хомутова П.В. находятся в 24-м лесном квартале во 2,6,7,8,11,13,16,18,19 лесотаксационных выделах. Общий объем и площадь несанкционированных мест размещения отходов визуально с учетом давности их размещения, порослей земельных насаждений и травы установить невозможно. В ходе проверки производилась фотосъемка, оформлена фототаблица.
Изложенные в акте обследования обстоятельства в судебном заседании подтвердил допрошенный судом по ходатайству административного истца в качестве специалиста инженер охраны и защиты леса МУ «Горэколес» Хомутов П.В., который пояснил, что в ходе обследования были установлены места размещения несанкционированных отходов по квартальной сетке, а именно в 24 и 25 лесных кварталах. Места размещения устанавливались при помощи планшета, имеющего географическую привязку к местности. Точки координат не использовались в связи с отсутствием приборов навигации. Деятельность арендаторов земельных участков ООО «Антарес» и ООО «Олимпия-МК» отношения к данным земельным участкам не имеет.
Согласно сообщения Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 27.07.2021 г., земельный участок с кадастровым номером 34:34:0300060:1279 образован посредством раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:030060:562 с сохранением его в измененных границах, находящего в муниципальной собственности, на основании распоряжения ДМИ администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №р и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ площадью 422259 кв.м, с видом разрешенного использования для осуществления охраны, защиты и воспроизводства лесов. Земельный участок с кадастровым номером 34:34:0300060:1279 зарегистрирован в муниципальную собственность и внесен в реестр муниципального имущества Волгограда, в состав муниципальной имущественной казны, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Волгограда.
Земельный участок с кадастровым номером 34:34:030060:559, площадью 796 337 кв.м находится в муниципальной собственности Волгограда, что следует из ответа департамента муниципального имущества администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Волгограда (л.д. 109,110).
Данные обстоятельства подтверждаются также и сведениями публичной кадастровой карты, согласно которой видом разрешенного использования указано для размещения лесопарков для осуществления охраны, защиты и воспроизводства лесов (л.д. 53,54)
Как следует из материалов дела, и подтверждается выпиской из ЕГРН, представленными договором аренды лесного участка №4ЛУ/2014 от 07 июля 2017, заключенного с арендатором ООО «Олимпия-МК», договорами аренды земельных участков №11/ЛУ от 24.10.2014, №1/ЛУ от 01.04.2015, №6ЛУ/2020 от 01.06.2020 заключенных с ООО «Антарес», с приложениями к ним, указанные юридические лица арендаторами земельных участков с кадастровыми номерами №, № не являются, доказательств принадлежности отходов, образующих несанкционированные свалки, указанным юридическим лицам не имеется, как не установлено обстоятельств, свидетельствующих об их ответственности за организацию свалок, соответственно, возложение на них обязанности по ликвидации отходов, выявленных на земельных участках с кадастровыми номерами № исключено.
Судом также установлено, что 24 марта 2020 года департамент городского хозяйства администрации Волгограда в адрес руководителя департамента финансов администрации Волгограда С.С. Сивушкина направлялось обращение и в целях исполнения комплексного плана мероприятий по устранению нарушений, недостатков и выполнению предложений Контрольно-счетной палаты Волгограда по результатам контрольного мероприятия «проверка выполнения МУ «Горэколес» мероприятий по охране и содержанию городских лесов и водных объектов в Волгограде» за период с 2018 и 1 полугодие 2019 года просили при формировании поправок к бюджету Волгоград на 2020 год предусмотреть департаменту городского хозяйства администрации Волгограда как главному распорядителю бюджетных средств, лимиты бюджетных обязательств в размере 36 731,9 тыс., в том числе – 36 361,9 тыс. руб., из которых 34 464 тыс. руб. на проведение мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения отходов (л.д. 130).
Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда предоставлен реестр выявленных несанкционированных свалок в городских лесах в административных границах Волгограда (л.д. 134-145).
Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области на запрос суда сообщено, что протоколы об административных правонарушениях а отношении лиц, совершивших правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ), в том числе в связи с размещением отходов производства и потребления за земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:030060:562, 34:34:030060:559, находящимся в границах территории городских лесов Ворошиловского участкового лесничества <адрес> не составлялись (л.д. 154).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ, ст. 51 Лесного кодекса РФ). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений ст. 55 Лесного кодекса РФ, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его ст. 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, организация благоустройства территории отнесена к вопросам местного значения городского округа (п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15 указанного закона).
Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность п. 18 ч. 1 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «<адрес>», подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (постановление от 26 апреля 2016 года №13-П).
Частью 2 статьи 7 Закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
На основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 28 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (далее - ГОСТа 30772-2001).
ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на конкретное лицо, является установление лица, ответственного за организацию такой свалки.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что вышеуказанные земельные участки занятые городскими лесами, на которых образованы несанкционированные свалки, находятся в муниципальной государственной собственности.
Согласно ст. 37 Устава города-героя Волгограда, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда является администрация Волгограда, которая, в силу положений ст. 39 Устава, уполномочена на осуществление, организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что указанные места несанкционированного размещения отходов, созданы без разрешения федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами (не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ее санитарным правилам), а также не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно, она подлежит ликвидации.
Поскольку лицо, осуществившее несанкционированное размещение отходов, производящее эти отходы и их отчуждение не установлено, суд приходит к выводу, что обязанность по ликвидации данных несанкционированных свалок, расположенных на территориях городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г.Волгограда лежит на администрации Волгограда, которая является в силу примечания к п. 7.8. ГОСТа 30772-2001 собственником отходов и надлежащим административным ответчиком по данному делу.
Непринятие мер администрацией к ликвидации несанкционированной свалки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.
При этом вопрос об уровне бюджета, из которого должна финансироваться работа по ликвидации несанкционированных свалок, не имеет принципиального значения для выводов суда об удовлетворении требований прокурора в отношении администрации Волгограда, поскольку этот вопрос в данном случае в предмет исследования не входит по причине того, что публично-правовой спор по настоящему делу возник не из бюджетных, а из природоохранных правоотношений.
Доводы административного ответчика администрации Волгограда о том, что производство по делу подлежит прекращению в связи с наличием вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г.Волгограда от 16.09.2019, касательно тех же мест образования несанкционированных свалок, в судебном заседании своего достаточного подтверждения не нашли, опровергаются содержанием указанного решения, где имеется привязка не только к точкам координат, но и к кварталам и выделам.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные прокурором требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме, поскольку доказательства того, что на момент рассмотрения дела указанные несанкционированные свалки ликвидированы, не представлены.
Применительно к положениям ч. 2 ст. 178, п. 2 ч. 6 ст. 180, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд полагает необходимым в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц возложить на администрацию Волгограда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по ликвидации свалок на территории городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г. Волгограда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Дзержинского района Волгограда в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в не проведении работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в виде отходов, образованных при капитальном ремонте помещений (кирпичных конструкций, плит перекрытий) бытового и строительного мусора, а также автомобильные шины и иные отходы машиномеханизмов, не относящихся к 4, 5 классу опасности, общим объемом более 5000 куб.м на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах территорий городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г. Волгограда.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в не проведении работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в виде отходов- автомобильных шины и иных отходов машиномеханизмов, не относящихся к 4, 5 классу опасности, общим объемом 15 куб.м на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах территорий городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г. Волгограда.
Обязать администрацию Волгограда организовать мероприятия по ликвидации места несанкционированного размещения отходов в виде отходов, образованных при капитальном ремонте помещений (кирпичных конструкций, плит перекрытий) бытового и строительного мусора, а также автомобильные шины и иные отходы машиномеханизмов, не относящихся к 4, 5 классу опасности, общим объемом более 5000 куб.м на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах территорий городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г. Волгограда.
Обязать администрацию Волгограда организовать мероприятия по ликвидации места несанкционированного размещения отходов в виде автомобильных шин общим объемом 15 куб.м на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах территорий городских лесов Ворошиловского участкового лесничества городского лесничества г. Волгограда.
Указанные мероприятия провести в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 11 августа 2021 года.одпись Е.А. Абакумова
Судья А.Н.Байбакова