Дело № 2а-141/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2019 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Цопановой З.Г.,
при секретаре судебного заседания Каировой М.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Затеречного района г. Владикавказ РСО-Алания, поданного в защиту интересов Российской федерации, неопределенного круга лиц, к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания, о признании информации, содержащейся на странице сайта https://porno365onlinе.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Затеречного района г. Владикавказ РСО-Алания обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением с требованием к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания с требованием признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресом: https://porno365onlinе.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Затеречного района г. Владикавказа проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в ходе которой выявлен факт размещения в сети Интернет материалов порнографического содержания.
В ходе осмотра страниц сайта с URL-адресом: https://porno365onlinе.com/, установлено, что на страницах сайтов размещена информация порнографического характера, в котором крайне непристойно, цинично, вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и (или) физиологические подробности полового акта.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Подобная информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей, смещает моральные акценты, отторгает их от традиционных нравственных ценностей, что противоречит целям государственной политики в области содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, в том числе и их защите от этих факторов.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и в первую очередь подрывает основы конституционного строя, в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на защиту материнства и детства в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.38 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», информация, содержащаяся на сайте https://porno365onlinе.com/ является запрещенной, так как содержит сведения порнографического характера.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим материалы порнографического характера.
Факт размещения порнографических материалов на вышеуказанном сайте подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
На данном сайте размещена информация порнографического характера с крайне непристойным, циничным, вульгарно-натуралистическим изображением половых отношений, анатомическими и (или) физиологическими подробностями полового акта, где акцентируется внимание на физическом контакте половых органов в целях возбуждения половых инстинктов.
Информация, содержащаяся на сайте https://porno365onlinе.com/ является запрещенной, так как содержит сведения порнографического характера.
Распространение информации в сети Интернет и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ).
Согласно ч.3 ст.15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.6 ст.10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За распространение порнографических материалов предусмотрена уголовная ответственность по ст. 242 УК РФ.
Пунктом 1 ст.9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим материалы порнографического характера.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к указанному Интернет-сайту следует ограничить.
В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации, возможно путем внесения адреса сайта сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с последующим ее удалением самими владельцами информации либо провайдером хостинга, либо в случае непринятия последним соответствующих мер – блокирования доступа к информации всеми операторами связи, действующими на территории Российской Федерации.
Основаниями для включения в Единый реестр на основании ч.5 п.2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
На момент проверки данные указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в Едином реестре отсутствует (https://porno365onlinе.com/).
Поскольку местонахождение IP-адреса не установлено, привлечь лиц, осуществивших распространение информации с использованием данного сайта, к участию в процессе не представляется возможным.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дел.
Представитель административного истца – старший помощник прокурора Затеречного района г. Владикавказа Зохрабова В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении. Просила, направить копию вступившего в законную силу решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по РСО-Алания, надлежаще извещенный о времени рассмотрения дела, в суд не явился, однако, руководителем Д.Т.П. предоставлен письменный отзыв на заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Роскомнадзора по РСО-Алания.
В предоставленном суду отзыве от ... указано, что Интернет-ресурс с URL адресом: https://porno365onlinе.com/ в «Едином реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не содержится.
Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101 в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Выслушав мнение административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К международным актам, регламентирующим вопросы организации и деятельности средств массовой информации, относятся: Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 г.) (с изменениями и дополнениями); соглашение относительно пресечения порнографических изданий (Париж 4 мая 1910 г.), которые исходят из того, что любые действия, связанные с оборотом порнографической продукции являются противозаконными.
Согласно ст. 34 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.), (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения: склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с пунктом 2.1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного Кодекса. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика. Административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ).
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей, в том числе несовершеннолетних с помощью интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (Далее Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).
В ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ используются следующие основные понятия: информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
В силу статьи 3 названного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149 - ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149 - ФЗ, основаниями для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет", в том числе материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.
В соответствии с ч.6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктом 1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149 – ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом, пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ предусмотрено, что основаниями для включения в соответствующий реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен…», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является решение о запрете к распространению, которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года N 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
В соответствии с подп. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, содержащая информацию порнографического характера.
Статьей 242 Уголовного кодекса РФ за незаконное изготовление и(или) перемещение через государственную границу РФ в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичной демонстрации или рекламирование порнографических материалов или предметов, среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим 18 возраста предусмотрена уголовная ответственность.
Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим порнографию.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, доступ к странице, в соответствии с законодательством Российской Федерации сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.
Факт размещения порнографических материалов и информация на страницах сайтов с приведенными выше URL-адресами, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Материалами дела установлено следующее.
Согласно акту осмотра сети Интернет старшего помощника прокурора Затеречного района г.Владикавказа РСО-Алания З.В.В. от ..., в ходе мониторинга сети Интернет, выявлены материалы порнографического содержания на странице сайта с URL-адресом: https://porno365onlinе.com/.
Согласно заключению специалистов Правления Союза кинематографистов Северной Осетии в составе Председателя Союза кинематографистов Северной Осетии Г.В.М. и киноведа Ч.И.Т. № ... от ... г., в ходе осмотра страницы сайта с URL-адресом: https://porno365onlinе.com/, установлено, что на указанной странице размещена информация порнографического характера.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что обеспечивается открытый доступ к указанной странице интернет-сайта, деятельность которой, в свою очередь, осуществляется с нарушением федеральных законов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации в сфере регулирования образовательной деятельности на ее территории и во исполнение действующего законодательства, информацию, размещенную на странице сайте с приведенными выше URL-адресом, должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ, а также, необходимо внесение указанной страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
На основании изложенного, руководствуясь вышеизложенными нормами права, суд исходит из того, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой на приведенном сайте не оспаривается. В связи с чем требования ... РСО-Алания подлежат удовлетворению, поскольку размещение информации на указанном интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних детей, в силу чего является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 195 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: https://porno365onlin░.com/,░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: https://porno365onlin░.com/, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░